Яхты, которые нас выбирают.

В декабрьском номере журнала Yacht Russia была опубликована большая статья главного редактора журнала Артура Гроховского "Oyster. Подъем с глубины".
В статье рассматриваются возможные причины аварии и затопления яхты Oyster-825 (2014) "Polina Star III" летом 2015 года у побережья Испании.



Статья вызвала большой резонанс в яхтенных кругах, так как сама верфь упорно хранила молчание и отказывалась что-либо комментировать до окончания расследования, если говорить конкретно, то просто пыталась замять дело, косвенно пытаясь перенести тень вины на экипаж.
Журналистское расследование не только показало результаты затопления 5 миллионной яхты самой известной английской верфи, но и подняло более глубокий вопрос, а кто и как сейчас строит яхты, почему за немалые деньги вы можете получить не просто красиво упакованную халтуру, а даже опасное для жизни судно.
Не хочу повторять содержание статьи, там достаточно подробно все описано и рассказано, меня больше интересует общая тенденция в вопросах проектирования, постройки и продаж яхт на современном яхтенном рынке.
Во первых про информационное пространство, которое зачищается не только по политическим вопросам, но и по сугубо коммерческим причинам, причем всегда в одну сторону. Вы наверно помните аварию Gipsy Moth IV, когда "профессиональный" английский экипаж с ракушками на одном месте, засадил яхту на камни около Новой Зеландии.


Буквально через пару недель, практически полностью пропали фото и информация из интернета, никакого внятного расследования и разбора причин аварии не было.
Похожая ситуация по "знаменитой" аварии Vestas, тоже какие-то невнятные комментарии о масштабе плоттера и невнимательности шкипера.


Поэтому особо удивляться молчаливой реакции верфи и дизайнера по аварии Oyster 825 Polina Start III не следует. Я не хочу политизировать, но если бы экипаж сам выскочил на скалы или еще что-то, можно не сомневаться, что все бы завертелось в контексте русских медведей, водки и матрешки. А тут надо признаваться, что "великие" англичане не только засаживают лодки на скалы, но еще похоже и разучились их строить. Это конечно субъективное мнение, но он тоже имеет под собой основания.

Помнится в 2003 году нанимали английских перегонщиков для 50фт яхты из Петербурга в Англию, после недели выслушивания их рассказов о величине ракушек на их заду, они просто тупо заблудились в финских фарватерах, хорошо на борту был опытный питерский яхтенный капитан, благодаря которому и не произошла очередная "английская" авария.

Второй момент, который хочу отметить, что как говорится, рынок создает продукт, по современной либеральной теории. Идет непрерывная гонка за сохранение или увеличение прибыли, большие производители естественно уменьшают себестоимость и увеличивают продажи. А как это достигается немногие задумываются, каждый год новые модели, причем каждая новая модель, рекламируется что она всегда лучше старой, только по той причине, что поменяли окошки и цвет диванчиков, но на самом деле вопрос глубже, новые лодки дешевле в производстве и этот процесс продолжается постоянно, но цена при этом естественно не падает, а иногда даже и растет.

Третье, не только погоня производителей за прибылью, делают современные яхты менее прочными, долговечными и иногда даже менее удобными. Надо понимать, что человек в современном обществе имеет страшный дефицит свободного времени и заражен потребительством в комплексе со сложностью заработка достаточных средств в мире перепроизводства товаров и услуг.
В результате чего само по себе владение частной яхтой становится уделом или очень состоятельных людей или людей, которые покупают условно дешевые товары, в данном случае яхты крупных серийных производителей. Инвесторы и маркетологи это хорошо знают и активно используют в технологии своих продаж. 
Отсюда большая популярность чартерных компаний, взял яхту, сходил на недельку и сдал обратно. Входным каналом для чартерных компаний являются и парусные школы, которые активно привлекают новых учеников, будущих клиентов тех же чартерных компаний.
С учетом этого и проектируются соответствующие яхты, фактически моторные с дополнительным парусным вооружением, можно даже так сформулировать.

Поэтому не следует особо удивляться, когда отваливается киль или текут иллюминаторы или яхта при 5 узлах ветра не идет, а при 20 уже не рулится и бросается в брочинг.
Все это сделано в расчете на существующего покупателя - чартерные компании или яхтсменов выходного для в прибрежного плавания. 
Вот например на такой яхте на фото ниже, маловероятно что будут проблемы с конструктивом и системами, так как ее проектировали минимум 6 месяцев и строили более года, причем на таких проектах, заказчик, проектант и строитель работают фактически в одной команде.


В качестве заключения, хорошая яхта не может строится несколько месяцев и стоить дешево, даже с учетом серийности и современных технологий.

Вспоминая прошлое, которое может уже мало кому интересно, настоящая яхта это всегда вещь индивидуальная, спроектированная и построенная для конкретного человека и на основании его вкуса и целей.
Недаром раньше описание яхты было примерно следующим: "Яхта господина Н.И.Дьякова "Злючка" по проекту В.В.Шталя, построенная на верфи Г.В.Эша для состязания на бокал командора Нюландского яхт-клуба Н.Синебрюхова"
А что можно написать о современной серийной яхте ? 

8 комментариев:

  1. Ну вот случилось чудо и англичане признали конструктивные ошибки на Oyster-825 Polina Star III, будем надеяться, что владелец получит компенсацию за потерянную яхту и в дальнейшем верфь не будет делать таких "ошибок".

    ОтветитьУдалить
  2. Да уж! Знать бы еще, каким верфям можно доверять...
    Хоть сам строить учись :)

    ОтветитьУдалить
  3. Да, вопрос доверия это важный аспект, но когда хорошая верфь становится глобальной и к руководству приходят эффективные менеджеры, это уже просто бизнес, когда взять с клиента побольше, а затратить поменьше. Поэтому доверять можно только небольшим частным верфям, где хозяин он и есть главный строитель, но таких верфей мало, так как их и задавили все эти монополисты, но они еще есть, по крайней мере я стакими сотрудничаю.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный7 мая 2017 г., 8:29

    Очень бы хотелось услышать Ваше профессиональное мнение о яхтах Southerly? с учётом новых владельцев вообще , как эти суда ведут себя в шторм? Просто очень заинтересовало мнение Гроховского об этих яхтах.
    С уважением!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный7 мая 2017 г., 8:33

      Не могу зарегистрироваться у Вас, моё имя Станислав.А то как-то не удобно что аноним.

      Удалить
    2. Добрый день Станислав, можете написать мне на почту, если есть какие-то вопросы mail.velero@gmailcom Статья Артура довольно старая, ранние модели с одним рулем страдали плохой управляемостью и страстью к брочингам, когда стали ставить 2 коротких руля, ситуация улучшилась, но на большой попутной волне есть нюансы, при 70 м2 парусов и 11т водоизмещения, т.е. 6.3 м2\тонну это вообще моторсейлер получается (Southerly-42), мотор 56 лс это только подтверждает. Через 5-8 лет некоторые лодки имеют проблемы с подъемным килем, можете почитать в интернете от владельцев. В общем хорошо сделанная лодка, не лань конечно, и по планировке на любителя, цена не маленькая изначально, но если ходить в приливной зоне и заходить в речки, то есть определенный смысл в этой яхте, для чего она собственно и предназначена.

      Удалить
    3. Анонимный10 мая 2017 г., 19:49

      Огромное Вам спасибо, слежу за Вашим творчеством, так сказать Я ваш болельщик, удачи Вам с продвижением Вашей линейки Soler, очень она мне нравиться, хочется конечно увидеть их в следующих размерах , но тут как Я понимаю дело совсем не в Вас, вернее не столько в Вас , сколько в заказчике.
      УСПЕХОВ ВАМ !!!

      Удалить
    4. Анонимный10 мая 2017 г., 20:18

      Прочитал написанное мной и засмеялся- ну просто почтальон Печкин-извините за примитивный слог.
      Да и огромное спасибо за почту!

      Удалить