Регистрация: про ЕС и НДС

Наших покупателей катеров и яхт в Европе продолжают интересовать вопросы европейского законодательства в контекст регистрации своих плавсредств. Консультируя по юридическим вопросам перевозки и регистрации яхт, приходится встречаться с самыми разнообразными вариантами, от лодки без документов до просроченного временного ввоза.

Для уточнения основных понятий, опишу здесь стандартные варианты и базовую информацию.
В основном все вращается вокруг оплаты или неоплаты европейского НДСа, этот вопрос сейчас стал более острым, так как с деньгами в ЕС сейчас туго и они начинаю "подчищать углы", в том числе это коснулось и прогулочных яхт, особенно больших и дорогих. Наиболее активны в этом Италия и Франция, но и Испания не отстает в поисках дополнительных доходов, поэтому чтобы спать спокойно, надо иметь правильно оформленные документы.
Усиление контроля за частными яхтами также связано с иммиграционными проблемами Европы и увеличение наркотрафика. Бывают случаи, когда частную яхту используют для перевозки нелегалов и десятков килограмм наркотиков.


Немного вводной информации и возможные варианты оформления катера или яхты:

Если прогулочное судно было построено до 1985 года и находилось  в стране ЕС на 31 декабря 1992 года, то НДС считается оплаченным и не требуется документального подтверждения оплаты, но возможно потребуется подтверждение факта нахождения в ЕС.
Если яхта экспортируется за пределы ЕС, то в течении 3 лет она сохраняет статус оплаченного НДСа, при условии что будет ввезена тем-же владельцем (экспортером), т.е. не будет перепродана за пределами ЕС, это также предполагает, что лодка не будет перестроена или значительно дооборудована за время нахождения за пределами ЕС.
Это важный момент, поэтому надо всегда в договорах купли-продажи указывать не только дату, но и место совершения сделки.

Также важно понимать, что с точки зрения таможенного законодательства, любое изменения таможенного статуса плавсредства оформляется соответствующим таможенным органом, а не на основании частных документов и трактовок владельцев.
В данном случае я имею в виду, что изменение владельца или регистрации яхты не является по умолчанию изменением таможенного статуса судна, как трактуют многие любители. Любое изменение таможенного статуса надо оформлять в таможне и получать необходимый документ, тогда никакие проверки не будут вызывать лишнего волнения. 
Держите все документы в порядке !

Например при покупке нерезидентом новой яхты с верфи без НДС, так как яхта предполагается экспорту за пределы ЕС, верфь должна оформить в таможне экспортную декларацию по форме EX A, на ее основании верфь освобождается от оплаты НДСа, а владелец должен вывезти яхту (оформить экспорт) за пределы ЕС в течении 6 месяцев с даты декларации или сменить таможенный статус и оформить временный ввоз на 18 месяцев, но все это надо оформлять в таможне, что многие не делают и этим создают себе проблемы, решение которыех могут быть в дальнейшем дорогими.



Другой типичный пример, когда нерезидентом ЕС покупается парусная или моторная яхта с оплаченным европейским НДС. При оформлении покупки прежний владелец снимает катер или яхту со старой регистрации яхту и передает новому владельцу документ подтверждающий снятие с учета и документ об оплате НДСа, обычно это или оригинальный инвойс или документ из таможни.
Если эта покупка произошла на территории ЕС, то таможенный статус яхты не меняется, т.е. яхта может свободно перемещаться в пределах ЕС, так как НДС оплачен, причем независимо кто является владельцем и где зарегистрирована яхт.
Но вот если яхта выходит за пределы ЕС, а это надо обязательно оформить в таможне, то статус оплаченного НДСа сохраняется до 3 лет, как уже писал выше.
В данном случае, как агент голландского регистратора, я рекомендую клиентам нерезидентам ЕС регистрировать яхты под флаг Голландии через владение спящей ангийской компанией (не офшор), что недорого и быстро, да и флаг Голландии сам по себе очень даже престижный.

Еще один возможный вариант, покупка нерезидентом яхты в ЕС без оплаченного НДСа, в этом случае яхта может буть зарегистрирована под флаг любой не ЕС страны, при этом новый владелец должен в таможне оформить временный ввоз в ЕС на 18 месяцев. При покупке яхты без оплаченного НДСа и находящейся в одной стран ЕС обязательно надо уточнить текущий таможенный статус яхты и потребовать от продавца соответствующее документальное подтверждение.



Некоторые владельцы, которые планируют использовать яхту в ЕС и в дальнейшем и продавать в ЕС, чтобы избежать лишних хлопот с ввозом-вывозом,  оплачивают НДС в одной из стран ЕС.
Если яхта серийная, то таможня оценивает таможенную стоимость по своим базам или по инвойсу с учетом года выпуска, для несерийной или малоизвестной марки подбирают подобную по размеру и мощности двигателя и тут есть поле для оптимизации.
Обычно таможенная оценочная стоимость на 10-20% ниже рыночной, хотя в разных странах ЕС к этому подходят по разному, я пишу на примере Испании.

"Если еще один моряк спросит меня про бепошлинные водку и джин, я бросаю работу"

В качестве резюме, если вы понимаете требования стран, которые посещаете, выполняете законные требования и держите документы в порядке, любое ваше путешествие и возможное общение с властями будет приятным, без нервов и денежных потерь.
Даже хорошая яхта с "кривыми" документами может принести неприятности.
Более подробно про временный ввоз для яхт, зарегистрированных за пределами ЕС в следующей статье.
Счастливого плавания !

2 комментария:

  1. Алексей Рощановский20 апреля 2018 г., 2:12

    Еще вариант с евроНДС. Лодка приобретается в пределах ЕвроСоюза, однако продавцом является резидент государства, не входящего в еврозону. Например - как это было в моем случае - продавцом был гражданин Швеции. В итоге, ошвартовавшись в Хельсинки, пришлось после переговоров с таможней, пойти на уплату евроНДС (хотя и предполагалось, что НДС относительно лодки в свое время был уплачен, но покупатель - не резидент ЕС и по совокупности всех этих фактов мне предлагалось либо уплатить НДС и остаться в Финляндии, либо отказаться от того и от другого и валить куда заблагорассудится).

    ОтветитьУдалить
  2. Не знаю деталей вашего случая, но "предполагалось" - имеется в виду, что у вас был документ об оплате НДСа от старого владельца ? Ваша лодка НЕ ЭКСПОРТИРОВАЛАСЬ за пределы ЕС, поэтому статус НДСа не менялся. Таможня была не права (при условии что НДС действительно был оплачен), если вы действительно пришли из Швеции. Смена владельца или регистрация не влияет на таможенный статус судна, в вашем случае было "свободное обращение в ЕС".

    ОтветитьУдалить