Сказ про мейнстрим.

Недавно пролетела самая известная яхтенная выставка в Дюссельдорфе и вслед на ней близкая и домашняя Vene в Хельсинки. Кто продает и кто покупает, все кому надо посетили, рулька переварилась и пиво выветрилось, но осталось ощущение чего-то неудовлетворенного, а тут еще мегаяхту "А" арестовали в Гибралтаре....что-то не то происходит в яхтенном мире.



С одной стороны рекорды на кругосветных маршрутах тримаранов и летающих на крыльях яхт и вообще повальное увлечение крыльями, с другой стороны растущие в размере яхты мейнстрима, которые все сложнее отличить друг от друга, настолько они однообразны и унифицированы под массовое производство.


В частных разговорах и переписках, постоянно сквозят примерно одинаковые нотки и темы, которые можно сгруппировать примерно в следующие группы:

- производители массовых лодок теряют свое лицо и индивидуальность, которая раньше определялась их брендом.
- новые яхты конечно современны, но качество изготовления не на высоте
- применяемые материалы и комплектующие не всегда пригодны для морского применения
- дизайн интерьеров, палубы и кокпита больше подходят для домашней кухни или плавдачи
- небольшие производители яхт почти умерли или еле тянут, т.е не могут принимать участие на больших выставках
- цена в стандарте все больше отличается от цены с нормальной комплектацией
- несмотря на относительные низкие цены на новые лодки, покупателей становится меньше

Ну в общем примерно так, насколько это близко к истине я не берусь судить, но во многом согласен с такими мнениями.
Но как известно, любое действие имеет свою причину и следствие, тем более в наше время капитализма, глобализма и т.д.
Имея некоторые жизненный опыт российской и европейской жизни, могу с некоторой натяжкой соединить некоторые общие тенденции.

Понятно что любой продукт, производится и продается следуя, как говорится, "требованиям рынка", а что такое рынок сегодня, если продаются такие яхты ?

Общая тенденция глобального мира, "богатые стали богаче, бедные беднее", это не просто расхожая фраза, это реалии нашего дня, чтобы не говорил про доступный яхтинг (не чартер), в любом случае владение яхтой это всегда было привилегией состоятельных и имеющих свободное время людей, как правило это всегда был условно "средний класс", в широком понимании этого понятия.


Если в начале века обычным понятием была "яхта спроектированная и построенная", то сегодня стало просто "купленная"

1890-1980 - Яхта "Заноза"построенная на верфи Г.В.Эша по чертежу В.В.Шталя  для архитектора В.А.Рейса в 1894  году.
1980-1990 - Яхта построенная Dufour Yachts по проекту Michel Dufour
1990-2000 - Яхта построенная  Beneteau во Франции
2000-2017 - Яхта Jeanneau купленная у испанского дилера в Дюссельдорфе

Это конечно приблизительно, но по сути достаточно точно отражает изменения, которые произошли в сфере яхтенного производства за 100 лет.
Чтобы понимать почему яхты мейнстрима стали такими, какие они есть, надо знать, что себестоимость постройки серийной яхты от цены продажи составляет около 50-60%. Теперь возьмите условную яхту скажем 40 фут со стандартной ценой скажем 120.000 евро, стоимость ее производства будет около 60-70т евро, и это яхта с мотором, оборудованием, интерьером и парусами. Даже с учетом серийности и современных технологий, я не знаю как возможно построить хорошую 12 метровую яхту за эти деньги, т.е. это невозможно, поэтому и идут новые модели каждый год, каждый месяц другой выставки, реклама в глянцевых журналах, тест драйвы, дилеры в каждом городе, сезонные скидки и т.д., надо же как-то продавать товар, независимо от его качества, главное красиво упаковать и нанять хорошего "продажника".


Но есть и вторая сторона медали, а именно кто-же покупает такие яхты, а главное для чего ? По статистике большую часть произведенных лодок выкупают чартерные компании, которые обновляют свой флот каждые 3-5 лет, причем все это по лизинговым банковским схемам и с предзаказом. Именно чартерные компании и "заказывают музыку" на этом празднике.


Примерно 5-10% оставляют в стоке для спотовых сезонных продаж, остальное заказывают и выкупают дилеры, и потом это становится уже их проблемой  "загружать" клиентов про исключительные особенности новой модели катера или яхта, причем именно новой.
Таким образом крупный производитель практически ничем не рискует, да еще если учесть, что в настоящее время владельцами заводов, верфью уже это сложно назвать, являются банковские группы, которые периодически перепродают акции друг другу, причем опять в кредит, в общем такая большая пирамида.
А что же частные покупатели, а у них выбор собственно небольшой, покупать то, что дают и при этом "товар" в значительной степени отвечает ожиданиям этих покупателей.
Как же так получается, почему тогда регулярно возобновляются разговоры о дизайне и качестве современных яхт ?
Откуда собственно берутся покупатели, значительная часть это выпускники бесчисленных парусных школ, которые "обкатывают" свои учеников на чартерных яхтах, как правило в Турции или Греции. Другая и уже небольшая часть, это люди, которые постепенно шли от моторки, к небольшой яхте и подошли к моменту покупки своей новой большой яхты. и совсем единицы, это кто прошел путь от "Оптимиста" до новой круизной яхты


Поэтому "образцом" яхты является чартерная лодка 50 фут, 3-4 каюты и 3 туалета, грот на закрутке и подруль. Все что не подходит под привычный стандарт уже не вписывается в шаблон, а когда на выставке именно такие лодки продают дилеры, то все карты сходятся. Кстати именно поэтому хитом и стали парусные катамараны, они наиболее близко приближены к желаемой плавдаче на выходные, дав мотора, большой салон, нет крена,  а что еще надо для хорошего отдыха на воде.
Т.е. если чартерные компании заинтересованы в новых, объемных и дешевых лодках, но и массовый покупатель тоже прикормлен к таким лодкам.
Но может это не так и плохо, как рассуждают некоторые, надо посмотреть и с третьей стороны, "модель использования яхты". Местный российский яхтинг обсуждать не будем, так как он мало относится к типу и размеру обсуждаемых яхт, а возможные изменения на Черном море будут вероятно еще не скоро. Обычная практика, 1-2 недели в теплое время, дневные переходы от марины к марине, и потом быстро самолетом в офис в Москву или еще куда.
Вот и получается, что вроде и деньги есть и желание есть и лодок полно, а вот времени нет, да если еще и супруга не разделяет любовь к морю, тогда совсем туго.
А для такой "модели" как раз на 100% подходит чартер, сегодня Турция, завтра Канары и никаких тебе антифоулингов и страховок.


В конечном счете временной и финансовый фактор являются определяющими в выборе свой яхты. Те немногие, кто хочет и может путешествовать дальше ближайшей марины имеют свой выбор.
Кто-то покупает старые добрые яхты, ремонтируют и переоборудуют их, другие  покупают мейнистрим и имеют то что имеют, третьи после некоторого опыта владения мейнстримом, приходят к заказу «яхты своей мечты», вот и все варианты.
В заключение можно сказать, что конечно каждый выбирает свой путь, но предлагаемые на массовом рынке серийные яхты на 90% покрывают потребности пользователей-покупателей, поэтому нет смысла сетовать на скрипящие переборки, плохую управляемость, острые углы в интерьере и т.д., получаем  те яхты, которые требуются большинству пользователей, чудес на свете не бывает.

Счастливого плавания !

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.