Катамаран. Взгляд со стороны.

Модная сегодня тема катамаранов живет и развивается, появляются все новые модели и производители, чартерные компании активно размещают заказы, для частников очередь, в общем явное оживление. Попробуем взглянуть на это явление со стороны, естественно субъективной. 



На фоне периодических проблем у производителей однокорпусных яхт, как бюджетного мейнстрима (Bavaria), так и эксклюзивного сектора (Nauticat, Oyster), может показаться, что наступает новая эра многокорпусников. В значительной мере это так и есть, только причины тут не технические, а социальные, как не странно.
Катамараны существуют на яхтенном  рынке уже давно, но всегда оставались уделом немногочисленных любителей оригинального, несколько хороших верфей родилось и ушло в историю именно на катамаранной тематике.


Например английская верфь Prout Catamarans выпускала несколько моделей мореходных и достаточно быстрых катамаранов, у них была также оригинальная форма корпуса, один двигатель и почти стаксельное вооружение, но и они ушли с рынка примерно около 2000 года, хотя до сих пор они ценятся у понимающих любителей катамаранов.
Когда пришел массовый яхтинг, через чартерные компании и многочисленные яхтенные школы, катамараны стали востребованы, наравне с серийным однокорпусным мейнстримом, а в некоторых регионах даже больше. Главным преимуществом была большая вместимость пассажиров и отсутствие крена, плюс два двигателя, моторить до соседней бухты и конечно небольшая осадка.


Естественно клиенты чартерных компаний и ученики яхтенных школ иногда становятся и владельцами собственных яхт, по крайней мере многие из них мечтают об этом.
Логичным продолжением начала их самостоятельной яхтенной жизни будет размер или тип судна, на котором они обучались, ну и инструктора, вчерашние ученики, добавляют тут своего влияния. Поэтому если вы учились управлению яхтой на катамаране, высока вероятность, что вы станете владельцем именно катамарана. Это же касается и однокорпусных яхт, вероятно отсюда и появился мем “русский размер”, т.е. яхта от 50+ футов, укомплектованная всеми возможными опциями, независимо от их необходимости.


Но есть и другие факторы, влияющие на выбор в пользу катамаранов для личного пользования.
Все как говорили классики марксизма, бедные становятся беднее, а богатые богаче, отсюда и идут корни безумного увлечения суперяхтами с одной стороны и большая популярность дешевых лодок мейнстрима с другой.
Еще одна реальность настоящего времени, это дефицит свободного времени, практически у всех, наемные работники привязаны к отпускам, бизнесмены к своим компаниям, а у людей свободных профессий, как правило нет средств на покупку яхты.
И вероятно еще один аргумент при выборе в пользу своего катамарана, все привыкли к современной и комфортной жизни, с дачами, смартфонами, кондиционерами и т.д. Ну и производителям выгоднее продавать дорогой катамаран, чем бюджетную яхту, при примерно близкой себестоимости производства.
Если очень грубо все обобщить, то на горизонте будет вырисовываться именно катамаран. 
Что большинство народа  думает о круизном катамаране ? Большой объем помещений, нет крена, хороший обзор из салона, просторный кокпит, два двигателя, неплохо ходит на попутных ветрах, можно много установить оборудования для комфорта, стоянка всего в 1.5 раза дороже яхты.
И когда один из клиентов попросил подготовить ему концепт-проект алюминиевого круизного катамарана для дальних плаваний, вместо однокорпусной яхты, для экипажа из семейной пары, это несколько смутило меня, так как я никогда не был адептом катамаранов.
Мой практический катамаранный опыт ограничивался несколькими выходами в юности на Торнадо, большой парусный катамаран в Турции на заре российского чартера и перегон 1000 миль компактного катамарана Lady Hawke 33. Конечно я бывал неоднократно на больших частных катамаранах и посещал их на выставках, но смотрел на них скорее с любопытством, чем с заинтересованностью.
Поэтому когда появилась возможность принять участие в перегоне по океану новенького 40фт французcкого катамарана из Ла Рошель в Барселону, я с интересом согласился, чтобы свежим взглядом посмотреть на предмет.

Первое впечатление
Испанский дилер сдал новый 40фт катамаран в базовом порту Ла Рошель (Франция) можно сказать на отлично, практически никаких замечаний.  Светлый современный интерьер, просторные каюты, огромный “кокпит”, если еще можно так это называть, скорее уже терраса, которая с боковым обвесом превращается в большой светлый салон, очень просторно и удобно. Конечно всегда приятно принимать новую лодку, особенно когда все нормально подготовлено к сдаче, а так бывает далеко не всегда.


Два двигателя Volvo по 30 л.с., генератор, опреснитель, генакер, в общем все что можно выбрать по опциям, за исключением стиральной машины, которую поставят позже. 
С запасами тоже неплохо, 300 литров топлива и 500 литров воды, плюс опреснитель, для 12 метровой круизной яхты очень даже хорошо.
Так что первое впечатление от этого катамарана было очень положительное, качество сборки и исправно работающие системы, адекватный сдаточный техник, ну и погода была отличная, наверно тоже повлияло на общее впечатление.
Но какие-то моменты я отметил на первый взгляд, не понравилась навигация Garmin, от слова совсем, хотя все приборы самой последней модели. Несколько лет назад уже имел “счастье” пользоваться навигацией этой фирмы на Hanse 43, это конечно субъективное мнение. 
Релинги по бортам и на корме очень низкие, практически на уровне колен, т.е. шанс улететь за борт повышается существенно. 
В корпусах мало шкафов и мест для хранения вещей, да и то что есть, вызывает некоторые вопросы по практическом у применению. 


Место рулевого спорно по своей сути, обвес из пленки через которую почти ничего не видно, стоя рулевому закрывает обзор верхняя непрозрачная часть лобового обвеса.
Приходится выходить на боковую палубу,  а там трос релинга на уровне колен и поручня на крыше рубки впереди нет, в общем ночью не очень комфортно, на резкой качке можно вылететь за борт с высоты 2 метров.
Такие были первые впечатления, до выхода в океан, а предстояло нам пройти немало, около 1500 миль, хотя и с остановками.

Комфорт
Если оперировать цифрами и принять площадь помещений+кокпита на современной
однокорпусной яхты за 100%, то на катамаране такой же длины это будет уже 150%.
Это безусловное и главное преимущество катамаранов, комфортабельный плавучий дом с 3-4 спальнями и большой террасой, если говорить по аналогии с недвижимостью, но здесь это еще и “движимость”. На стоянке в марине или в закрытой бухте на якоре, катамаран идеальная платформа для любого предназначения, для постоянного проживания или летнего отдыха на воде, включая рыбалку, дайвинг и т.д.
На ходу в море красивая картинка несколько меняется, пока море гладкое, все красиво, но как начинается волнение, практически сразу начинаются регулярные удары волной в подветренный поплавок, с усилением волны, начинаются и ощутимые удары в мост, так что все трясется от киля до клотика.
Как говорят опытные ходоки на катамаранах, такая специфика есть у всех катамаранов. Не уверен, что у всех, но верю, посмотрев на поперечный разрез корпуса этого катамарана, сразу виден излишний наклон внутренней части корпуса и непонятный выступ в кормовой части и достаточно низкий мост на этой конкретно модели.


Этот выступ и создает плоскость для удара даже небольшой волны и даже на стоянке. Когда посмотрел изнутри, банально оказалось что это место для генератора и батарей, хотя места в моторных отсеках больше чем достаточно и без этой ниши, непонятно....


Резкая бортовая качка с маленьким периодом около 4-5 секунд, амплитуда зависит от волны, в сочетании с ударами в корпуса и мост не добавляет комфорта, это мягко говоря, как говорится, все имеет и обратную сторону медали.

Ходкость и управляемость
Как вводные данные для общей оценки этого катамарана, водоизмещение полное около 12 тонн (пустой 9800 кг), площадь парусности 93 м2, получается около 7-9 м2/тонну, это на нижней границе аналогичных по размеру однокорпусных яхт мейнстрима. Таким образом, по этим вводным параметрам видно, что этот катамаран не большой ходок под парусами.
Осадка килями 1.2 метра, площадь бокового сопротивления относительно небольшая, лавировка будет затруднительна. Значительный угол дрейфа на лавировке видно сразу, это при  50 градусов к относительному ветру и на гладкой воде, с усилением ветра и волнения, картина еще ухудшается.



Рули очень маленькой площади и расположены впереди перед винтами, с управляемостью будет специфика. Это и подтвердила практика, при скорости меньше 3 узлов этот катамаран практически перестает рулиться, это надо учитывать при швартовке, управление только двигателями. 


Расположение рулей перед винтами дает себя знать на заднем ходу, когда руль выворачивает на борт, под штурвалом так и написано на шильдике, держите руль крепко на заднем ходу.


Погон гика-шкота на всю ширину крыши, краспицы развернуты в корму на 27 градусов, все как положено, а вот погоны каретки стаксель-шкота очень короткие, около 50 см, они фактически ничего не регулируют. Эта конфигурация сильно ограничивает возможности парусного вооружения. Вся эта теория полностью подтвердилась и на практике.
Реальная скорость под парусам не более 6-7 узлов, скатывание с волны на 10-11 узлах не в счет. На острых курсах идти круче 60 градусов нет смысла, так как дрейф превышает разумные пределы, т.е. про лавировку можно в общем забыть. На полных курсах, при курсовом угле ветра более 130 градусов, стаксель закрывается гротом и скорость падает, это же касается и достаточно плоского геннакера площадью 68 м2, поэтому есть смысл идти под одним геннакером или стакселем, разница в скорости незначительная, свои 5 узлов катамаран делает стабильно.


Попутная волна в океане хорошо забрасывает корму, поэтому паруса при ветре до 10 узлов в бакштаг и не стоят особо, тоже определенное ограничение парусной составляющей.
Таким образом катамаран имеет большие ограничения по ветровым условиям, реальные рабочие курсовые углы ветра от 60 до 130 градусов, все остальное практически не работает. При ветре меньше 8-10 узлов ставить паруса особого смысла нет, а при 16-18 узлах уже надо брать первый риф (по инструкции).


Очень высокий борт и надстройка создают большую парусность, в сочетании с небольшой осадкой и маленькими рулями, может создавать сложности при швартовке в сильный ветер. Так в порту Cascais, мы были вынуждены были отказаться от швартовки к причалу при сильном ветре и пойти на якорную стоянку.


Экономичный ход под одним мотором на 2000 об/мин по гладкой воде дает стабильные 5-5.5 узла, с двумя двигателями добавляется примерно узел и скорость увеличивается до 6-6.5 узла. Но если встречная волна и ветер, то под одним двигателем на экономичном ходу не более 3-4 узлов, причем когда скорость периодически падает до 3 узлов и ниже, то катамаран не рулится, авторулевой просто кладет руль на борт и пишет сигнальную надпись, что руль на борту.
Вообще, даже на нормальной скорости, авторулевой непрерывно крутит руль, попытка менять настройки,большого эффекта не дали, дело не в автопилоте, а в маленьких рулях.

Сухой остаток
Популярность парусных катамаранов в наше время вполне понятна и обоснована, это настоящий комфортабельный плавучий дом, который наиболее близок к нашим квартирам, со всеми ее дивайсами и оборудованием.
Ходить под парусами, быстро, комфортно и в любую погоду, это точно не про катамаран. Некоторые могут привести в пример тех, кто уже не один год курсирует по свету и переходит океаны на парусных катамаранах, да.. но... каждому свое.
При передвижение от одного места стоянки в другое, надо тщательно оценивать прогноз погоды с учетом ходовых характеристики катамарана, так как даже моторить против ветра и волны не лучший вариант для катамарана, да и не быстро это, из-за большой паразитной парусности корпуса.
Теперь про стоимость и содержание, катамараны естественно стоят дороже аналогичных по длине однокорпусных яхт, это конечно более выгодный товар для продавцов, да и клиенты в основном достаточно состоятельные.
Не всегда легко найти место для длительной стоянки, особенно в популярных местах, но на несколько дней всегда найдется место в марине, хотя многие предпочитают якорную стоянку.
Также не в каждой марине есть подъемник для катамаранов шириной 6-7 метров, надо заранее планировать подъем для покраски необрастайкой.
Два двигателя, генератор и большое количество другого оборудования на борту потребуют сервиса, который надо иметь под рукой, что тоже надо учитывать при выборе места базирования.


В заключение можно сказать коротко, если катамаран имеет преимущество в порту и на якоре, то однокорпусная яхта в море, но я думаю это соотношение можно немного изменить в лучшую сторону для катамарана, по крайней мере есть некоторые мысли.

Счастливого плавания !

6 комментариев:

  1. "свои 5 узлов катамаран делает стабильно"
    "При ветре меньше 8-10 узлов ставить паруса особого смысла нет, а при 16-18 узлах уже надо брать первый риф"
    то же можно сказать про монохул, 1972гв, парусам больше 10 лет.
    но в 8уз истинного даст до 4уз.
    Сомнительное удовольствие на таком без мотора куда либо прорываться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На моей однокорпусной при ветре 8-10 узлов скорость около 6 узлов. Но у меня и лодка новее, и паруса совсем новые из современных материалов.

      Только катамаран все равно планирую купить. Но не такой тоскливый как описанный Александром, а веселый пляжный :)

      Удалить
    2. описанный какой-то очень грустный сарай, но в фб комменты аля: "про каты это да, так и есть - г-но")))

      Удалить
    3. Ну грустный он только на ходу, а на стоянке очень даже отличный и даже не сарай, вполне комфортная плавучая платформа для жизни и отдыха, как ее и используют, т.е. по назначению.

      Удалить
  2. Каты и моно бывают разные, об этом и речь, тот же старый Prout ходит 5 узлов при 6 узлов ветра, у меня моно 35фт ходит 6 узлов при 8 узлах ветра, так что есть варианты.

    ОтветитьУдалить
  3. ну если бабла много и нету фантазии... тогда такой сарай как раз. ну а если и бабло и фантазия в норме, тогда Marsaudon Composites TS42 или Le Breton SIG45.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.