Регистрация яхт. Последние новости.

Ничто не вечно под луной, как точно заметил Шекспир, вот и правила регистрации прогулочных судов периодически меняют в разных странах, в том числе в Европе под давлением центрального правительства в Брюсселе, что очень не нравится местным властям, но и они вынуждены подчиняться.


Так например широко используемая регистрация яхт под флаг Бельгии резидентами ЕС (физ.лицами и компаниями) прекращается с 1 января 2019 года. Только резиденты Бельгии, имеющие там постоянное место жительства, смогут регистрировать свои яхты под бельгийский флаг. Эта регистрация был относительно недорогой и удобной, все делалось через интернет, особенно для старых яхт, стоимость была минимальной и требований к техосмотру и комплектации практически не было.


Испания тоже пошла на уступки Брюсселю, раньше для нерезидентов Испании, которые проживали за пределами ЕС и которые приобрели новую яхту у испанского дилера, использовалась так называемая "туристическая регистрация" на один год с дальнейшим ежегодным продлением. Такая регистрация не предусматривала оплату НДСа или оформления временного ввоза, давалось право на несение испанского флага.
Техосмотр выдавался при регистрации и действовал 5 лет, требования по комплектации были достаточно жесткие и зависели от района плавания, до 5 миль от берега, до 12 миль от берега, до 60 миль и неограниченный район плавания. 
С этого года, туристическую регистрацию отменили и теперь только два вариант, или плати НДС или делай экспорт и вывози из страны, правда потом можно оформить временный ввоз, об этом ниже.
Последнее время испанская Guardia Civil взяла в моду останавливать яхты и под испанскими флагами и проверять комплектацию спасательным снабжением, что не добавляет радости испанским яхтсменам.


С временным ввозом в Испании тоже есть изменения, если раньше временный ввоз оформляли в ближайшей морской таможне и выдавали бумагу со штрих-кодом, который был в базе данных таможни, то теперь согласно законам ЕС, фактом входа в таможенную зону ЕС является факт пересечения 12-мильной зоны территориальных вод страны. 

"...Just crossing the frontier of the customs territory of the Union is in generally sufficient. But, you may be required to use a route specified by customs and they may require you to make an oral or written customs declaration...." 

Сейчас испанские таможенники в раздумьях, как теперь им контролировать вход яхты под иностранным флагом  в страну.
Формально правила временного ввоза остались прежние, регистрация под флагом не-ЕС страны, частное использование (не коммерческое), владелец не резидент ЕС.
С одной стороны, оформлять в таможне бумагу на вход больше не требуется, но с другой стороны, как проверить пришедшие яхты. Во все марины Испании разослан циркуляр, что теперь марины должны вести учет всех пришедших яхт под флагами не ЕС стран и информировать об этом таможню, а они уже буду сами решать, ехать к вам в гости или в следующий раз.
В данном случае речь идет об оплате европейского НДСа на яхту, именно это ищут таможенники, ну не считая нелегалов и контрабанды конечно, что тоже стало к сожалению нередкой практикой среди яхтсменов разных стран, истории "невинных жертв" хорошо известны.


Уже неоднократно писал и говорил по телефону, что регистрация яхты и таможенный статус это разные вещи и впрямую они не связаны.
Для старых яхт, европейский НДС считается оплаченным, если яхта построена до 1985 года и находилась в ЕС(зарегистрирована в стране ЕС) на 31 декабря 1992 года. Поэтому владельцам старых яхт волноваться не надо, все равно наши люди начали покупать яхты в конце 90-х годов.
Также надо четко понимать разницу в понятии таможенного режима, смена владельца и перерегистрация яхты на территории ЕС не является экспортом яхты и она может свободно находиться в ЕС неограниченное время. Другое дело, если яхта официально вывозится в другую страну, тогда в таможне оформляется экспортная декларация и яхта подлежит вывозу в течении 30 суток с даты оформления такой экспортной декларации. В этом случае, она теряет свой статус оплаченного европейского НДСа.
В частности это надо учитывать и покупателям новых яхт на верфях Европы. Обычно яхта покупается нерезидентом ЕС без оплаты НДСа , верфь или дилер в таможне оформляет экспортную декларацию. В течении 30 суток яхта должна закрыть экспортную декларацию и выйти в порт за пределами таможенной зоны ЕС, что должно быть подтверждено документом в порту прихода. Часто для этого используют остров Гельголанд на севере и Тунис или Турцию на юге. Статус Гибралтара неоднозначный, но и его нередко используют как порт выхода, хотя надо помнить что туда нужна английская виза, если вы приходите с моря, а не приезжаете туристом из Испании с шенгенской визой.


После посещения порта за пределами ЕС, яхта может войти в ЕС и оформить временный ввоз на 18 месяцев, потом процедура повторяется, время между выходом и входом не регламентируется по действующим законам ЕС, но пропускать срок ввоза сильно не рекомендуется, так как за нарушение таможенного режима кроме оплаты самого НДСа еще накладывается штраф, который может достигать до 100% от суммы неоплаченного налога.
Когда яхта с оплаченным НДСом выходит за пределы ЕС более 3 лет, статус оплаченного НДСа теряется и при возвращении он может быть начислен повторно. Это надо учитывать "кругосветчикам" при выходе из ЕС и консультироваться в таможне выхода, чтобы этого избежать.

Некоторые по своему трактуют условия временного ввоза и вводят в заблуждение начинающих яхтовладельцев. Всегда надо опираться на официальные документы и законы, а не на трактовки и комментарии в социальных сетях и на сайтах.

Вот ссылка на FAQ Европейской Комиссии, выжимка из Union Custom Code (UCC):
https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/rules_for_private_boats-faq_en.pdf
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Can you have another period of Temporary Importation? How long must you wait? 
Yes, you are not limited to a single period of temporary import. You can sail the yacht out of the EU and when you came back again a new period of temporary admission can begin. The customs rules do not provide for a 'minimum period' during which the goods must remain outside of the customs territory of the Union.

Может ли быть у вас еще один период временного ввоза ? Как долго вы должны ждать ?
Да, вы не ограничены только одним периодом временного ввоза. Вы можете выйти на яхте за пределы ЕС и когда вы вернетесь снова, новый период временного ввоза может начаться. Таможенные правила не определяют "минимального периода" в течении которого яхта должна оставаться за пределами таможенной территории Союза.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Голландии тоже есть изменения и не положительные, эта регистрация была самой простой и дешевой, при оплаченном НДСе. Хотя она и действует только для граждан ЕС, но для граждан других стран, в том числе России, регистрировалась спящая (dormant) английская компания (не офшор), как европейское юр.лицо и на нее регистрировалась яхта под флаг Голландии.
Обычно использовалась так называемая Light Registration, без внесения яхты в голландский  кадастр, это было дешево и быстро. С этого года такая регистрация не дает права несения голландского флага, а только подтверждает собственность на яхту владельца (физ. или юр.лица). В графе Flag теперь пишут Not applicable (не применяется). Таким образом формально это не яхта под голландским флагом и к Голландии отношения не имеет. 
Зачем так сделали не совсем понятно и кому нужна будет такая регистрация.


Зато есть и дорогая Worldwide Registration, при которой яхта вносится в голландский кадастр и имеет право несения голландского флага и формально считается голландским судном. Кроме расходов на саму регистрацию есть еще расходы на приезд инспектора, который наносит скрытые метки (Micro dots) в определенных местах яхты, это выливается в дополнительные 500-700 евро, данные об этих метках вносятся в базу данных кадастра, таким образом украсть или переименовать яхту становится практически невозможно, страховые компании тоже с удовольствием это поддерживают.

Непонятное будущее Англии с их Брекзитом тоже ставит под вопрос регистрацию под голландский флаг через спящую английскую компанию. Основной вопрос за который бьется Англия, кроме долга перед ЕС, это за сохранение своего статуса в Таможенном союзе ЕС. Если Англия останется в нем, то все будет нормально с такой регистрацией, а вот если нет, то Англия станет просто еще одной страной не-ЕС, такой же как США, Россия или Турция.
Весна 2019 года покажет, сумеют ли они что-то решить или нет, но в любом случае волноваться владельцам яхт под голландским флагом не стоит, так как будет еще длительный переходный период.


Сейчас есть возможность зарегистрировать яхту и под английский флаг в Small Ship Register (SSR Part 1), для граждан других стран, в том числе и России, так же через спящую английскую компанию.
Преимущество в том, что это относительно не дорого, регистрация не имеет срока годности, только ежегодно надо платить за юр.адрес компании. Сама регистрация занимает около 3 недель. Таким образом вы получаете бессрочную регистрацию под английский флаг, со всеми его преимуществами, включая юридическую поддержку, как английское судно.

Если яхта покупается на действующую компанию, не спящую (dormant), а с регистрационным номером европейского НДСа, банковским счетом и соответственно бухгалтерским учетом, то если покупка в другой стране ЕС, в инвойсе верфи указывается номер НДСа компании и нулевая ставка НДСа. Этот неоплаченный НДС учитывается в годовом отчете компании и зачитывается вместе с другими расходами и приходами, разница оплачивается в конце года. Правда в большинстве стран ЕС происходит возврат оплаченного суммарного годового НДСа, например в Испании это происходит примерно через 5-7 месяцев следующего года.
Как вариант, можно вносить яхту, как актив, в уставной фонд компании, но при этом потребуется независимая оценка яхты.

Также можно зарегистрировать яхту и под флаг третьих стран, например Доминики, это полноценная регистрация, как прогулочных, так и коммерческих яхт, причем можно оформить как на юр.лицо, так и на физ.лицо, независимо от от гражданства. Веселый такой попугайчик, но этот флаг нередко используют для регистрации суперяхт, так как есть все необходимые документы для коммерческой работы в чартере в любой точке мира.


В России сегодня регистрацией занимается и ГИМС МЧС и Минтранс, но все это внутри страны, запутано и иногда и не дешево.
Россия конечно могла бы сделать открытый международный регистр для прогулочных яхт, например на базе Госуслуг или просто хорошей онлайн платформы, но видимо это чиновникам и депутатам не надо, поэтому и маются русские владельцы яхт под чужими флагами в Европах.

Другие варианты негосударственной регистрации на различные организации или отдельные штаты, рассматривать не будем, так как это не является легитимным в международных водах, в том числе в ЕС.

Еще раз повторюсь, государственная регистрация яхты может быть любая, а таможенный статус определенный: свободное обращение в зоне ЕС или временный ввоз в ЕС. 
Все остальные вариации темы не имеют практического значения.
В заключение рекомендую уточнить свой таможенный статус в ЕС, собрать необходимые документы и не нарушать законодательство ЕС. Сейчас ситуация в ЕС не простая и чиновники ищут любые методы, чтобы собирать больше денег со всех кого можно, даже с прогулочных частных яхт. Контроль усилился со стороны таможенных и финансовых служб, особенно это видно по Италии и Франции, но и Испания тоже уже не отстает в этих вопросах.

Если есть вопросы, пожалуйста обращайтесь, все нюансы уже проработаны с моими клиентами, которые бороздят моря в разных частях света.

Счастливого плавания !

23 комментария:

  1. Про Small Ship Register бред какой то. Register your boat on the Part III (Small Ships Register) if you want to prove the boat’s nationality when sailing outside UK waters. It costs £25 for 5 years. To be eligible:
    -your boat must be less than 24 metres long
    -you must be a private individual (not a company)
    -you must live in the UK for at least 185 days of the year
    -your boat must have a name

    https://www.gov.uk/register-a-boat/the-uk-ship-register

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы написали про SSR Part III, это только на физ.лицо с адресом в UK, причем не с адресом купленным в интернете, у меня написано про Part III, когда можно регистрировать нерезиденту ЕС (UK) через спящую компанию, так что все правильно. Если вы резидент UK, то эта статья вам вероятно не интересна.

      Удалить
    2. Part III это Small Ships Register (SSR). Или Part III что то совсем другое? По моему через спящую компанию можно регистрировать только в Part I, но надо Certificate of survey for tonnage and measurement, т.е. +1000 евро. Также открытый доступ к акционерам и директорам компании на Companies House.

      Удалить
  2. Да, я имел в виду Part 1, нужен тоннажный сертификат, все английские компании имеют о себе информацию в СH.

    ОтветитьУдалить
  3. у вас тогда в тексте ошибка "Small Ship Register (SSR Part 1)". Small Ships Register (SSR) это Part III. также на сегодня, имея в виду брехит, можно Part I делать в British Register of Ships in Jersey на дормант ЛТД. там на 10 лет регистрация.

    П.С. может знаете кто делает тоннажный сертификат на Канарах за разумные деньги?

    ОтветитьУдалить
  4. Хм. А если б/у рассматривать с нативной европейской регистрацией (соответственно, с уплаченным НДС), то какой флаг удобен для нерезидента?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. думаю что Голландия оптимальный вариант, хотя регистрация Worrldwide не дешевая .

      Удалить
    2. Регистрация на UK LTD? Тогда Голландия оптимальный вариант на год, максимум два. С апреля 2019 г. UK LTD не резидент Евросоюза. Если какой то переходный период и будет, то максимум на год. А потом что?

      Удалить
  5. Первое, что они с UK ничего не решили и что будет в апреле неизвестно, второе, возможно UK останется в таможенном союзе, об этом сейчас и спорят, третье, в любом случае будет длительный переходный период и это не год точно... а что будет через 5 лет никто не знает, может и ЕС уже не будет...

    ОтветитьУдалить
  6. Если UK и останется в таможенном союзе (вопрос НДС), то UK LTD в любом случае станет не резидентом Евросоюза. И тогда Голландия через год два не продлит регистрацию для не резидента Евросоюза. По тому куда все катится будет no deal Brexit без переходного периода и полный полный хаос. Как по мне такая регистрация краткосрочное решение.

    ОтветитьУдалить
  7. Сейчас никто не знает какие и когда будут изменения с Брекзитом. Есть и другие регистрации, на Голландии свет клином не сошелся.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте Александр.
    Покупаем свою первую лодку
    В данный момент подписываем Бил оф Сале на покупку 14 метровой яхты в Италии, подали заявку на исключение из реестра.
    Лодка 1978 г.в.
    Все бывшие владельцы - итальянцы, лодка всегда регистрировалась в Италии
    Есть возможность оставить яхту до лета в марине без оплаты
    Вопрос:
    1. Мне обязательно нужно в течении 30 дней выгнать лодку из ЕС, что потом оформить временный ввоз? Чем грозит нарушение ?
    2. Могут ли у меня в дальнейшем возникнуть проблемы с европейским ндс?
    3. Планируем это лето проходить в средиземке, позимовать в Испании, следующим летом на Канары, после на Карибы. Куда дальше не решили... но мечтаем обойти вокруг.
    Какой флаг правильно выбрать? Какой статус?

    ОтветитьУдалить
  9. Яхта считается с оплаченным НДСом по году постройки, поэтому может находиться в ЕС неограниченное время, никакого временного ввоза оформлять не надо. Если яхта не экспортируется (оформляется вывоз в таможне), то никаких вопросов к ней не будет. Вероятно флаг Голландии в ЕС наиболее удобный вариант.

    ОтветитьУдалить







  10. Спасибо Александр за ответ, но я так и не понял :

    Вывоз, оформленный в таможне - это значит Регистрация под флаг страны не члена ЕС?

    Т.е. если у лодки будет флаг ВФПС или какой-нибудь оффшорной страны, то считается что яхта официально вывозится в другую страну, тогда в таможне оформляется экспортная декларация и яхта подлежит вывозу в течении 30 суток и она теряет свой статус оплаченного европейского НДСа?
    Я правильно понял?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Регистрация и таможенный статус судна - вопросы впрямую не связанные, я уже много раз об этом писал. Если в таможне оформляется вывоз из ЕС (экспорт), то статус НДС теряется. Сама регистрация где-либо, не меняет таможенного статуса судна, а ВФПС не государственная регистрация.

      Удалить
  11. День добрый.А как обстоит дело с уплатой НДС при покупке яхты в США, с последующей регистрацией в ЕС?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Смотря кто покупатель, если резидент, гражданин или компания ЕС, то при ввозе оплачивается НДС и делается сертификация соответствия RCD CE.

      Удалить
  12. Уважаемый Александр, буду очень благодарен за совет по поводу оформления яхты 2012 года постройки. Была куплена с верфи на оффшорную компанию, поставлена под флаг Барбадоса. В настоящее время снята из регистра Барбадоса и продается на свою европейскую компанию( Литва) с целью получения европейского флага и уплаты НДС в ЕС. Возможно ли в договоре продажи указать заниженную стоимость в связи с повреждениями для оптимизации суммы НДС или таможня заставит оплатить НДС согласно расчетной стоимости яхты определенной модели и года выпуска?
    Заранее благодарен за информацию

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если есть основание на понижение цены, вероятно это надо указать в договоре и Bill of Sale, но лучше этот вопрос уточнить в Литве, где вы будет платить ндс.

      Удалить
  13. Подскажите, а как насчёт регистрации в Латвии? Там вроде и НДС платить не нужно и свободное плавание по водам ЕС возможно. Так ли это?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно "вроде", я считаю что это не так, местные латвийские перепродавцы регистрации убеждают всех что это так. Я Латвией не занимаюсь, извините. Сейчас могу предложить Польшу, но любая европейская регистрация не отменяет оплаты НДСа. Вообще я уже сто раз писал, что регистрация и статус НДСа (таможенный статус) вопросы не связанные.

      Удалить
  14. Добрый вечер.
    А кто-то может привести ссылку на правоустанавливающий документ насчет лодок построенных до 1985 г. и на момент 1992 г. находящихся в ЕС.? Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно верить ссылке от RYA https://www.rya.org.uk/sitecollectiondocuments/legal/Web%20Documents/Legal%20Leaflets/Members%20Advice/VAT/PRE%201985%20BOATS%20UK%20AND%20EU%20ACCESSION%20COUNTRIES%20DEEMED%20PAID%20STATUS.pdf Смотреть непосредствено в законах ЕС сложно, там очень все напутано. Думаю для практических целей моя ссылка достаточна.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.