О столах, дивайсах и демократии..

В майском номере журнала Yachting World было две интересные заметки о штурманских столах и современных дивайсах. Вопрос интересный и для меня, так как интересует современный дизайн яхт, но без ущерба чему-то принципиально важному на яхте. Фото в статьях понятно показывают о чем идет речь.

Сегодня яхтинг стал широко доступным занятием для многих миллионов и яхтенные дизайнеры следуют в русле этого демократичного яхтинга, по крайне мере в мейнстриме, с одной стороны удовлетворяя производителей яхт и оборудования, с другой массового пользователя, читай чартерных компаний. Побольше объем помещений, больше кают и туалетов, поменьше парусов и помощнее мотор, т.е. такая плавающая бочка с туалетами. В дополнение "новые яхтсмены" уже не мыслят себе яхту меньше 45 фут, без генератора, кондиционера и всяческих электронных дивайсов, которые только можно купить в магазине.
Я думаю, что в этой гонке площадей туалетов и количества дивайсов, уже частично потерялась сама суть яхтинга - "удовольствие от плавания под парусами".
Например штурманский стол - это всегда было привелегированым местом капитана, а в его отсутствие, старпома. Чартерный демократичный яхтинг, когда все командиры и как правило с корочками различных новоиспеченных парусных школ, уже не предполагает приоритета капитана на судне (яхте).  Стоянки в маринах, выход максимум на сутки в море, от марины до марины, мощные моторы и спасательные службы по мобильному телефону (вдоль бережка же) и в летний сезон, все это создает иллюзию простоты и вседоступности (вседозволенности) у новоиспеченных яхтсменов. Про выпивки в турецких маринах и регатах, это отдельная тема. Такие понятия как капитанская каюта (тапочки), штурманский стол, право на принятие решения и т.д., в массовом яхтинге уходят в прошлое, остались только в виде табличек из магазина с известными фразами, которые любят вешать в салона яхт.
Тем не менее будучи профессиональным моряком и приверженцем морских традиций, я считаю что штурманский стол, это не только стол на котором можно разложить бумажную карту или сделать запись в судовой журнал (а у многих они есть сейчас ?). Это особое место капитана (штурмана, владельца), который имеет особое право там сидеть, даже выпивая чашечку кофе, чего формально не имеют право другие члены экипажа, включая жен и детей.
Это конечно не настоящий штурманский стол, как на больших пароходах, в котором еще хранятся многокилограммовые стопки карт, секстан (давно забытый), лоции и т.д.
Но даже на серийных яхтах, которые еще не совсем отданы на откуп автомобильным и гражданским архитекторам (конструкторами их назвать палец не поднимается), еще есть этот предмет интерьера настоящей парусной яхты.

Есть еще хорошие образцы традиционных штурманских столов и на серийных лодках, не те которые нарисованы дизайнерами интерьеров квартир, как сейчас модно даже на яхтах известных производителей.
Я стараюсь это предмет штурманской культуры сохранять в своих проектах даже на небольших 30фт яхтах.
Другая близкая тема это неуемная любовь "новых яхтсменов" к различным дивайсам и приспособам на борту парусной яхты. Приходилось неоднократно видеть, когда как только яхта отходит от причала, включается все (ВСЕ) оборудование, которое только есть на борту - радары, эхолоты, плоттеры, AISы, стационарные  и ручные УКВ и т.д., причем независимо ни от условий плавания, ни от района плавания. Зачастую и пользоваться-то толком всем этим богатством не умеют, начинается судорожное тыканье кнопок бесконечных меню, в попытке методом тыка просто включить карту или эхолот. Естественно этим занимаются сразу с отходом, в ущерб навигации, наблюдению и просто логике. Всем известны множество примеров, когда отключение (по какой-либо причине) GPS или плоттера, создавало "аварийную ситуацию" и яхта в аварийном порядке срочно возращалась в ближайшую марину или сходила с гонки. Ну про банальный "незапуск" двигателя, я вообще не говорю, это уже почти SOS, а бывает и такое.
Я не являюсь консерватором и активно пользуюсь дивайсами по работе, но яхта это все же отдых, а не плавающий офис. Мне доставляет удовольствие определение места по визуальным пеленгам, постановка на якорь под парусами, прогоноз по годы по местными признакам и т.д.
В общем, я за возвращение к "чистому сейлингу", чтобы яхты имела хорошее парусное вооружение и необходимый уровень безопасности, а не плавающий магазин дивайсов.
Такой парусный "downshifting", установка важных для себя приоритетов при плавании под парусами. Не думаю что есть много людей разделяющих мое мнение, но они безусловно есть, правда в основном среди знакомых англичан и французов, которые ценят в яхте их парусные характеристики, а не количество кают и мощность двигателя. Каждому свое.

2 комментария:

  1. Чувство здорового рационализма, конечно же, никому не следует терять. Ну, опять же от людей всё зависит. Прочувствовали ценность, захотели этого - одно. Им это не важно, второстепенно - другое. Наверно, с какой-то такой, относительно беЗприсрастной точки зрения - оставлять людям выбор. Главное, может быть, чтобы он у них был! Здорово, если Вы в своём деле можете его предложить.

    ОтветитьУдалить
  2. В этом и проблема (в моем деле), что люди не знают что хотят, а "новые яхтсмены" черпают информацию из глянцевых журналов, от дилеров на выставках и инструкторов на курсах, которые эти самые инструктора сами закончили пару лет назад. Круг замкнулся - берите то, что вам дают.

    ОтветитьУдалить