Старое и новое. Яхты сегодня и вчера. Часть 2.

О социальных, экономических и исторических аспектах упомянули, теперь можно перейти к технике. Кроме трансформации яхт в направлении разделения на мейнстрим и гандикапных гонщиков,  прогресс в материалах, технологиях, гидродинамике и програмном софте был естествено и в другой сфере яхтинга, в океанских гонках и кубке Америки, где на первом плане стояли парусные характеристик яхты, а не количество туалетов на борту. Что-то прижилось и используется и в круизном мире, что-то осталось за бортом, а что-то недостижимо из-за свой цены. В продолжение темы о старом и новом, рассмотрим путь яхтенной эволющии, а в общем-то можно сказать и в чем-то и революции.
Занимаясь проектом Soler, я общался с разными людьми, имеющими опыт и понимание в яхтах, после этого, пытался анализировать "хочу", "можно" и "надо", это и было использовано в основе проекте. Правда надо отметить, "опрошенные" разделились примерно на равные части: одни хотели быструю круизную яхту с рубкой, другим скорость менее важна, но надо большая "грузоподъемность", а вес и скорость в парусном деле, как известно, вещи прямо противоположные. Для второй группы, вероятно потом будет другая яхта, из корней проекта ATOA, но это будет уже другая история.
Итак начнем, берем 3 корпуса примерно одинаковой длины: хорошую английскую круизную яхту с рубкой 1990-х годов Vancouver-34 PH,  финскую яхту 2000-х годов Degero-331 DS и проект новой яхты 2011 года Soler-34 FC.
Как видно из схемы выше (Vancouver/Soler) насколько отличаются корпуса, при примерно одинаковой носовой части, у Soler площадь, а значит и объем, примерно на 25% больше чем у Vancouver. Причем основная разница приходится на кокпит и рубку, наиболее важные части на парусной яхте.
На этой схеме Degero/Soler, видно как за примерно 10-15 лет изменяется форма корпуса, при все еще достаточно узком корпусе, кормовая часть у Degero стала ощутимо шире чем на Vancouver, однако произошло увеличение длины копита и смещение жилого объема к носу, где расположены носовые койки, некомфортные в море. Разница в объемах с Soler  уже уменьшилась примерно до 15%.
Почему Soler 2011 года разлива стал таким широким ? Нет, не для того чтобы было больше объема, а потому, что это быстрая яхта. Поясню, начнем с веса, Vancouver 7500 кг, Degero 5500 кг, Soler 3500 кг, что называется, почувствуй разницу. Соответственно корпус Soler водоизмещает примерно в 2 раза меньше, причем соотношение веса балласта от веса корпуса принципиально разные, если Vancouver имеет балласт 2600 кг (35%), то Soler имеет 1000 кг (28%). Принято считать, что чем больше процент балласта в водоизмещении, тем более остойчивая яхта, но это правильно только для однотипных и старых яхт с узкими корпусами, поэтому к скоростым современным яхтам не применятся. Как известно, что остойчивость состоит из двух составляющих, остойчивость веса и остойчивость формы, так вот у современных яхта типа Soler, остойчивость значительно больше остойчивости Vancouver, так как вес сконцентрирован у миделя и киля (двигатель, аккумуляторы, танки), вес киля в основном в свинцовом бульбе на глубине 2.3 метра и корпус имеет значительную остойчивость формы при крене, за счет ширины корпуса. А это значит, что такой корпус может нести значительно больше парусов при одинаковых ветровых условиях, чем Vancouver и другие аналогичные "хорошие старые яхты".
Теперь про паруса и мачты, сравниваем английский Frances-34 PH (брат Vancouver) и тот-же Soler-34 FC.
Что мы видим на схеме ? Площадь основных парусов Soler примерно на 30% больше чем у Frances, причем грот максимально приближен к форме крыла, как наиболее оптимального профиля, распределение площадей основных парусов (грот/стаксель) 60/40, по сравнению 40/60 у Frances, т.е. самый эффективный парус просто на 20% меньше. Мачта, а значит вес и нагрузки у Soler смещена к миделю и к месту расположения киля. Рули расположены максимально в корме, а значит более эффективны и имеют меньшую площадь (читай сопротивление). Киль оптимального удлинения с концентрацией веса в бульбе и у миделя, значит меньше дрейф и качка от продольного момента инерции.
Ватерлиния Soler примерно на 10-15% длинее, а это значит, что даже в водоизмещающем режиме скорость корпуса больше, не говоря уже о слабых ветрах, тащить 7 тонн или 3.5 тонны, есть разница. Если меньше вес и более длинная ватерлиния, значит меньше нужен двигатель, а это тот-же вес. и т.д.
В следующей части о рулях, брочинге и автопилотах.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.