Авария в Плимуте

В продолжение темы о хорошей морской практике, "показательная" авария произошла на входе в хорошо известный для английских яхтсменов порт Плимут. 17 ноября 2011 года англичанин Ben Sutcliffe на своей яхте Seamaster-815 вышел из Dartmouth (около 30 миль от  Plymouth) в сторону Bristol при юго-западном ветре около 10-12 узлов, по прогнозу к вечеру с заходом на южный ветер и ослабление до 10 узлов.
 Яхтсменом он был достаточно опытным и это был его родной район плавания, все его предидущие яхты были менее 30 футов, так что управлять небольшой лодкой в море он умел более чем достаточно, причем как правило ходил в одиночку. Seamaster-815  был только-что куплен и это был перегон к месту постоянной стоянки. После полудня ветер усилился до 20 узлов и не собирался заходить к югу, ветер и течение создавали волну около 3 метров, что в принципе нормально для этих мест.
Яхта олично шла в этих условиях под зарфелнным гротом и генуей, однако перспективы ночной лавировки были не радужными, если ветер так и не зайдет к югу. Капитан принял решение идти в ближайший порт Плимут и подождать захода и ослабление ветра.
Решение вполне взвешенное и логичное, если только не один факт, как не странно, но именно в Плимут капитан яхты никогда не заходил и знал этот порт в общих чертах, хотя и имел необходимые карты и лоции.
Грот был убран и под зарфленной генуей Seamaster бодро двигался в галфинд в сторону Плимута, несмотря на большую волну в борт.
На подходе к заливу Плимута, курс поменялся практически на бакштаг и лодка уверенно шла около 5-6 узлов.

В 19.30 прошел травез подходного буя East Tinker с намерением пройти с востока от волнолома порта Плимут, видимость была умеренная, но стало быстро темнеть и высокая полна не давала возможности на маленькой лодке регулярно видеть огни волнолома и буев, при том что период проблесков знаков на волноломе был 10 секунд.
В районе восточного окончания мола было замечено большое судно со всеми палубными огнями и определить куда оно двигается было затруднительно, при наличие еще засветки от береговых огней. Хотя исходя из глубин около 6 метров в этом месте, маловероятно что это было большое судно, так как основной проходной канал Западный с глубинами около 11 метров. При приближении к молу показалось, что судно движется из Восточного канала и показывает свой зеленый огонь и идет встречным курсом (как потом оказалось судно стояло на якоре). Опасаясь, что может произойти столкновение, капитан резко изменил свой курс и направился к западному проходу на противоположном конце мола. Высокая вода прилива, большая волна и сумерки не позволили увидеть сам волнолом. 
Через короткое время яхта на полном ходу врезалась по касательной в волнолом в сотне метров от западного знака на волноломе.
В хорошую погоду все выглядит вполне прилично и авария в этом месте сначала удивляет.
А вот так этот волнолом выглядит в полную воду и юго-западный штормовой ветер, совсем другая картинка.
А это снимают капитана яхты с волнолома на спасательный катер RNLI после аварии.

Так почему-же опытный капитан, на маленькой, но вполне мореходной яхте въехал в волнолом хотя и при сильном, но не экстремальном ветре. Рассуждать пост-фактум всегда удобно, но для неповторения ошибок это полезно.
Итак по пунктам и поэтапно:
- перегон незнакомой яхты в одиночку и с ночной лавировкой в судоходном районе, не лучшее решение. Вместо захода в незнакомы порт Плимут было бы более правильно вернуться с попутным ветром в Дартмут, откуда и выходил.
- при заходе был выбран восточный путь, проходящий вдоль подветренного берега. Любая случайность (обрыв шкота, паруса, фала) привела бы к выбрасыванию на подветренный берег. При наличие маломощного двигателя всего 8 л.с., высокого борта, волны в 3-4 метра, ветра около 20 узлов и курса галфинд-бакштаг, это мягко говоря не предусмотрительно.
- при обнаружении какого-либо судна (независимо от его движения) в узком проходе и в штормовую погоду, вход под парусами на попутном курсе и большой волне достаточно опасное мероприятие.
- изменение курса и движение параллельно практически невидимого волнолома очень опасное решение, которое и привело к аварии.
Что можно было сделать, чтобы избежать аварии:
- во первых заранее, до прохода буев, уменьшить скорость, оставив минимум генуи, только для сохранения управляемости. Это дало бы значительно больше времени, чтобы определить что судно стоит на якоре и его можно обойти по корме.
- заход с попутным ветром под генуей не лучшее решение, зарифленный грот позволил бы более легко маневрировать и двигаться курсом близко к бейдевинду.
- при отказе от входа  через Восточный проход, надо было повернуть на обратный курс и разобраться в обстановке. Похоже что под зарифленной генуей яхта не смогла идти круче галфинда и ее просто "задуло" на волнолом.

Основная причина, как зачастую бывает, это человеческий фактор - недооценка опасности ситуации и дефицит времени для приняти решения. Поэтому не "стесняйтесь" притормозиться и оценит обстановку при входе в порт, а если надо, то отказаться от захода. Опыта никогда не быват много.
Счастливого плавания !

Комментариев нет:

Отправить комментарий