Остойчивость или каждому свое.

Прогресс давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни и яхтинг тоже не исключение. Хорошо это или плохо в таком тонком деле, как парусные яхты, неизвестно, у каждого свое мнение. Если отбросить мейнстримовские чемоданы и радикальные конструкции типа последних монстров Кубка Америки, которые еще оказались и не безопасны, то в общем определились три основных направления в конструкции яхт, вернее средств для достижения максимальных скоростей.
Как не крути, а яхта должна быть красивой, быстрой и удобной, этот постулат верен и сегодня и 100 лет назад. Красота и удобство это субъективные понятия и они сильно трансформировались на настоящее время, по сравнению даже с тем что было даже 20-30 лет назад (а свои годы бегут однако быстро !), но скорость это цифровая величина, хотя для парусной яхты тоже довольно относительная величина. Меня вопросы новоиспеченных яхтсменов типа "а какая скорость у яхты Х или какая мореходность у яхты Y.." всегда ставили в некоторый тупик, так как прямого нет и быть не может. 
Так вот в секторе нормальных яхт (не экстрим и не мейнстрим) определились интересные на мой взгляд группы, рассмотрим не в порядке важности:

DSS -Dinamic Stability system
Корпус имеет фиксированный киль и выдвигающееся в одну или другую сторону горизонтальное крыло с ассиметричным профилем, последний образец такого аппарата Infinity 36GT, вдохновители идеи потратили 8 !!! лет на разработку и тестирование конструкции.
DSS предлагается для гоночных, круизных и супер яхта. 
Питерский конструктор и гонщик Алексей Алексеев два года назад также тестировал такую систему на яхте Эльф-620 в Петербурге, было даже где-то видео. 
Есть нюансы в управлении такой яхтой, надо постоянно держать небольшой крен, чтобы крыло было в воде, т.е. при увеличении скорости, крен уменьшается, т.е. надо постоянно очень четко рулить. 
Как конструкция конечно здорово придумано, но мало применимо в повседневной круизно-гоночной жизни. Гандикапы жестко штрафуют всякие такие штучки, поэтому в гонках не выиграть, если только не с себе подобными. Если уж круизеры скрипят, когда на киле бульб, то что говорит про 2 метровое крыло торчащее вбок. 
У меня вообще есть сомнение в эффективности этой системы, значительно повышается сопротивление корпус(крыла), образуется момент, который надо компенсировать поворотом руля, а это еще сопротивление, при выходе/входе крыла в воду, а это периодически неизбежно, происходит скачок сопротивления крыла. И все это хорошо на гладкой воде, но на нормальной волне система точно не рабочая, так что думаю это на уровне прожектов, которые в реальной жизни не пойдут, хотя кто-то закажет себе супер-яхту с DSS для прикола, почему нет.

Speedream
Другой современный подход к остойчивости и соответственно скорости предлагает Влад Мурников, по его концепции дизайнером Rodger Martin был разработан проект Speedream.
Отклоняющийся киль с бульбой который выходит из воды, в сочетании с узкой креновой ватерлинией должен обеспечить значительное превосходство в скорости. Сейчас построен пока тестовый прототип Speedream-27, на результатах тестирования которого поставлена амбициозная задача создать самый быстрый монохал в мире.
Здесь такая-же "проблема" как и с DSS, надо держать постоянный крен, чтобы отклоненный киль не входил в воду, так как сразу возникает поворачивающий момент и происходит торможение лодки. На гладкой воде и ровном ветре все вроде ничего, но как это будет работать в открытом море, да еще на большой яхте 60+ футов, большой вопрос, но время покажет, пожелаем вдохновителям проекта успеха. Также радует что в таком амбициозном проект спонсором является русская компания Yandex, совсем не мелочь, но тоже приятно.

Отклоняющийся киль.
Отклоняющийся (canting) бульб-киль для увеличения остойчивости и подъемные бортовые шверты для лавировки, это уже стало стандартом для яхт IMOCA
Результаты кругосветных гонок показали, что на сегодня это наиболее эффективное решение, по крайней мере многократно опробованное в океане, но было немало технических проблем с механикой киля, огромные нагрузки и сложность механизма делают это решение уделом экстремальных гоночных яхт для попутных курсов. Практически ни одна океанская гонка не обходится без поломок килей.

Водяной балласт
Водяной балласт в различных проявлениях появился наверно лет 150 назад, но только последние 20 лет он активно используется на яхтах с претензией на скорость. 
Речь идет не о балласте, который расположен в килевой части корпуса, как на MacGregor-26 (ныне Tattoo-26 ! ), а о перетекающем бортовом балласте. Эта система используется на самых различных лодках, от гоночных Open-60 до 30 футовых круизеров. Такой водяной балласт предполагает большую ширину корпуса, заполняется он либо через специальный "совок" выдвигающийся из днища или насосом, электрическим или механическим. Система простая, отработанная и надежная. Основным минусом является увеличение веса лодки при наполнение балласта, но если для гоночной лодки это минус, то для перформанс-круизера это только плюс, так как тяжелая лодка лучше идет на волне при сильном ветре. Широкие корпуса в очень слабый ветер требуют небольшого крена, чтобы выйти на узкую креновую ватерлинию, здесь тоже поможет водяной балласт, наполнив частично подветренный танк. Ну и в общем-то это дополнительный объемы плавучести для аварийных ситуаций. Именно такая система выбрана для Soler-35, как лодки с претензией на скорость, но не на рекорды точно.

Вот такие направления обозначились пути в борьбе за скорость, время покажет что приживется, а что нет.  

2 комментария:

  1. Ваше мнение о яхтах Виктора Языкова

    ОтветитьУдалить
  2. Наверно правильнее сказать о самом уникальном человеке, который идет своим путем и реализует свои идеи в жизнь. Насколько я знаю, упор сделан на минимизацию сопротивления, за счет сбалансированности парусного вооружения, когда другие занимаются увеличением вооруженности парусами за счет увеличения остойчивости. Оба пути имеют право на жизнь, но это касается чисто гоночных лодок для конкретных условий. Мне ближе средний путь для более "народных" лодок, легкий широкий корпус с водяным балластом и эффективным парусным вооружением - fast cruiser.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.