Про тепло.

Несмотря на аномально теплую осень в Испании, пришло время подумать и зиме, тем более что она наступает как всегда неожиданно. Речь пойдет об отоплении на яхте, так как сейчас мой проект Soler-35 Fast Cruiser находится в самой приятной его части - установка оборудования.
Многие думают, что Испания и Средиземное море это вечное лето и голубое небо, небо оно конечно как правило голубое, но бывает и холодновато, конечно это не минус 25 градусов при 90% влажности в Петербурге, но обманчивое солнце, холодные сильные ветра и мягко говоря не жаркие ночи, все это есть и в солнечной Испании. Реально теплый сезон не сильно отличается от остальной Европы, это 6 месяцев лето и 6 месяцев "не-лето", зимой в нашем понимании это как-то сложно назвать.


Так какие варианты можно рассмотреть для отопления небольшой яхты в "не-лето"? Вариант электрической масляной батареи и вилку в розетку в марине рассматривать не будем, как не морской вариант, да и не безопасно при длительной отсутствии на борту.
Дрова и печка
Англичане и американцы, а вместе с ними и голландцы с немцами, любят собирать на пляже дрова для своей яхтенной печки, причем это совсем не значит, что это люди бедные и не могут купить связку дров на заправке, совсем нет, это просто такой образ жизни от которого они получают удовольствие, ну и небольшую выгоду тоже конечно.
Примерно так выглядит классическая каюта любителей дров, душевно и тепло. Но кроме эстетического удовольствие есть и минусы, не всегда можно найти подходящее топливо, кроме того печка требует внимания, чтобы не допустить пожара, если что-то пойдет не так, выхлоп в крышу рубки при сильном ветре затрудняет горение, не всегда есть место в 30-40 футовой яхте, а именно такой размер мы рассматриваем сегодня. На ходу затруднительно топить такую печку, так как это небезопасно из-за горячих поверхностей и дым сдуваемый в кокпит не лучший вариант в открытом море. Приятно, экономно, да, но скорее это печка из прошлого и сегодня она больше подходит для жилых барж на Темзе или баркасов на Эльбе.
Дизельный воздушный отопитель.
Стандартный вариант сегодня пошел из автомобильной индустрии и слово Webasto стало уже аналогом слова отопитель, так как раньше любой копир был Xerox. Схема работы примерно одинаковая: фильтр, топливный насос, горелка и вентилятор.
Наиболее популярные марки отопителей на яхтенном рынке это Webasto, Eberspacher, Wallas и Mikuni. Все модели примерно одинаковые, но есть и отличия. Основными характеристиками являются мощность, расход топлива, шумность работы, вес и естественно цена. Немаловажным фактором является доступность и стоимость сервиса в различных странах мира, хотя сейчас наверно все компании предоставляют глобальный сервис. 
Распределение теплого воздуха идет через 1 или 2 воздуховода в наиболее объемные помещения, как правило отопителя 3 квт вполне хватает обогреть яхту до 40фт даже в долгие зимние вечера.
Удобство конечно в использовании топлива от двигателя, хотя можно сделать забор и из отдельного танка. В среднем расход до 0.3 л/час и электро потребление до 2А. Все хорошо, но есть и специфика, из-за диаметра воздуховодов не всегда удобно устанавливать в существующую лодку. Если надо быстро отопить лодку с приходом в марину на вечер, то воздушный отопитель вне конкурентов, но вот если жить на лодке более длительное время, то шум работающего отопителя через пару ночей уже начинает немного напрягать.
Дизельный водяной отопитель
Практически все фирмы производители воздушных отопителей выпускают модели и водяных отопителей. На рынке появилась и новая марка отопителей MV Heating, в частности новый водяной отопитель MV Hydro 5, который не только более мощный при небольшом весе и размерах, но и потребляет всего 1.5 А и 0.25 л/час.
Обычно водяное отопление встречается на больших лодках, но может быть легко установлено и на небольшой яхте 35фт, причем установка значительно проще, так как надо всего протянуть тонкую трубку и не надо сверлить больших дырок для воздуховодов. Другое значительное преимущество водяной системы, то что на борту всегда будет горячая вода, так как отопитель греет еще и бойлер. Если в туалете установлена простая сушилка, то в салоне и каютах установлены компактные радиаторы с встроенными вентиляторам, которые включаются только когда надо быстро нагреть холодное помещение за счет хорошей циркуляции воздуха. В обычном режиме вентиляторы не работают, т.е. система очень тихая, сам отопитель может быть установлен вообще в в самой корме или моторном отсеке. 
Мой выбор отопителя
На разных моих лодках приходилось устанавливать практически все возможные варианты, включая керосиновую печку в салоне, поэтому имею некоторое представление о плюсах и минусах, причем и по отзывам и самих владельцев после нескольких лет эксплуатации.
Для установки на Soler-35 FC я выбрал дизельный водяной отопитель MV Hydro 5kw, есть конечно некоторый риск установки новой модели, но 5 квт мощности, низкое потребление топлива и небольшой вес при адекватной цене сыграли свою роль. Также отличный сервис дилера Mikuni в Англии и низкие цены на запчасти тоже повлияли на мой выбор.
Скоро будем тестировать все в натуре, и практика покажет насколько правильным был мой выбор.

5 комментариев:

  1. Выхлопные газы отводятся в воду? И второе, а как же с сервисом этого отопителя в России?

    ОтветитьУдалить
  2. Выхлопные отопителей выводятся в борт или крышу рубки, это от двигателя выхлоп с охлаждающей водой. В России наверно лучше ставить, что есть рядом, есть и российские отопители, по краней мере дешевле.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересный обзор
    Мне понравились дровяные
    Нельзя ли поподробнее о констуктиве и теплоизоляции
    Это же не совсем буржуйки Есть наверняка ньюансы
    на современный мотив горения дров(газогенерация например)

    ОтветитьУдалить
  4. Наверно газогенерации в полном понимании наверно нет, но то что работают печки вполне экономично это правда. Особых хитростей нет, кроме прохода трубы через палубу, надо обеспечить не только теплоизоляцию, но и водонепроницаемость. Другой вопрос это место харнения дров, хотя уголь более практичен, но быстро отсыревает, в этом плане дизельная печка конечно практичнее.

    ОтветитьУдалить
  5. Газовые камельки обошли вы вниманием. Часто встречаются.

    ОтветитьУдалить