Универсальный корпус для Soler-25 ?

Может ли быть небольшая яхта универсальной ?
Появление новых материалов, легких и мощных моторов и высоко эффективных парусов подталкивают опять возвращаться к поиску сбалансированного решения для универсальной парусно-моторной яхты, которая может быстро двигаться под мотором и адекватно ходить под парусами. 

Все известные на рынке модели универсальных лодок, в той или иной мере копировали решение американского конструктора и строителя Roger MacGregor, который первым создал бюджетный трейлерный моторсейлер MacGregor-26, было выпущено 38.000 !!! лодок, в настоящий момент обновленная лодка продается под именем Tattoo-26. 



Основой идеи была очень дешевая лодка с легким корпусом, водяным балластом, швертом и подъемными рулями, чтобы возить за обычной машиной по Америке. Было насколько копий этой концепции: Odin, Imexus, Hunter еще несколько менее известных моделей.
Кроме плюсов - практичности, трейлерности и небольшой цены, их объединяли и минусы - посредственные ходовые характеристики как под парусом, так и под мотором. Водяной балласт находился в днищевом танке, удельный вес воды относительно небольшой и он расположен в не самом эффективном месте, с точки зрения остойчивости, отсюда повышенный крен при ходе под парусами и небольшая площадь парусности. При движении под мотором со слитым балластом, фактически лодка идет в переходном режиме около 15 узлов, т.е. не самым эффективным образом, а дополнительная нагрузка резко ухудшает ходовые качества. Логично что надо или более мощный мотор ставить или корпус другой делать. 

Мой личный опыт был в виде трейлерного моторсейлера Скат-27 в 2002 году, тогда я применил форму корпуса почти тримарана, проект подготовил петербургский конструктор Николай Казаров. Корпус должен был быть изготовлен по новой композитной технологии из "запасников ВПК", но ученые-разработчики когда поняли, что образцы это одно, а реальное изделие это другое, просто сбежали из цеха, пришлось переделывать корпус из обычного полиэфирного пластика, поэтому он получился тяжелее, чем планировалось по проекту. Это был настоящий моторный швертбот, с двумя подъемными швертами и рулями.




Как обычно бывает, компромисс не может быть хорошим во всем, но можно ли улучшить обе стороны одной медали, чтобы получить неплохой конечный продукт ?
Мне кажется что можно еще раз попробовать и оказалось что не только мне.
Изобретатель и конструктор Warwick Collins предложил интересный вариант такого универсального двух-режимного корпуса, который может эффективно двигаться на глиссировании под небольшим мотором и неплохо ходить под парусами.
Для тестов был построена небольшая лодка 18фт с 15 сильным мотором и стаксельным вооружением, которое интересно само по себе.



Обращает внимание легкость выхода на глиссер при небольшой мощности мотора и малое волнообразование, что говорит об эффективности корпуса и маленьком волновом сопротивлении.
Под парусами тоже очень неплохо, на видео хорошо видно, как скула создает остойчивость формы. 



Если посмотреть на корпус снизу, то обращает на себя внимание глубокое V центральной части и широко разнесенные скулы, именно они обеспечивают остойчивость формы корпуса под парусами и работают как брызго отбойники при движении под мотором.


В принципе такой подход к форме корпуса отражает общие тенденции в современных парусных яхтах: легкий корпус и значительная часть остойчивости за счет формы корпуса, небольшой вес киля, сбалансированные симметричные креновые ватерлинии.


Форма корпуса от Warwick Collins заинтересовала меня именно тем, что хорошо известные принципы можно попробовать применить на корпусе моторсейлера, таким образом наполовину живой проект Soler-25 возможно реализуется на платформе этого Universal Hull.

Вероятно корпус будет из алюминия 4 мм, так как форма корпуса идеально подходит для сварки. Глубокое V на днище позволит разместить там длинный и эффективный свинг-киль, который будет полностью убираться в днище без килевого колодца в салоне, а это  позволит сделать нормальную планировку, за основу будет взят Sunhorse-25 и салон будет такой:


Или может быть и такой:


Моторы можно на выбор, на любой вкус и кошелек, подвесной мотор до 90 л.с. если поглиссировать как катер или дизель 20 л.с., если спешить не надо. Можно и гибридную дизель-электрическую систему поставить, но пока это слишком дорого получается, на бюджетной лодке наверно это будет лишнее.
Подъемные два руля, с системой аварийного откидывания при наезде на бревно, складная мачта и удобный кокпит и все ЭТО еще возится на трейлере, по моему неплохо.
Палуба и интерьер у же есть готовые, осталось подцепить новый универсальный корпус и можно в поход, если будет заказчик на такую лодку, можно сделать достаточно быстро и не дорого, так как не надо делать новых матриц, а корпус будет сварной из алюминиевого сплава.
Будем надеяться что и Soler-25 рано или поздно будет на воде.

2 комментария:

  1. А как же эстетика? Нос в форме утюга... высота борта показалась маленькая, при волнении с непривычки страшновато будет и опять же гармония нарушится, надстройка будет смотреться высоко? Какой уровень цены без мотора ожидается получить с минимальным уровнем отделки?

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен, с эстетикой еще надо поработать, борт бцдет такой-же высоты как на Sunhorse-25, конечно высокий прямой борт будет смотреться по катерному, посмотрим эскизы когда будут готовы. Уровень цены считаем... сейчас сильно заняты с 35-м, как освобожусь займусь 25-м, еще в кармане лежит и открытая лодка на 20 фт, а время не резиновое..:(

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.