Про европейские НДС, VAT, IVA при покупке яхты

При покупке и регистрации новой или бу яхты в Европе всегда возникает вопрос НДСа, оплачен или не оплачен, как не платить, а если платить, то как и где.

Понятно, что не все являются предпринимателями и не все знают бухгалтерский учет или таможенные правила даже в своей стране, не говоря уже о других странах, но есть основополагающие законы, которые надо понимать.


Каждый товар, продающийся на территории ЕС облагается налогом, в каждой стране величина НДС различается, но в среднем это около 20%. 
Когда товар, в нашем случае яхта, продана конечному покупателю физ.лицу, налог больше не взимается при последующей перепродажей фз.лицом. Физ.лицо как правило, не является плательщиком НДС и не имеет регистрационного номера НДС. 
Если товар покупается компанией у другой компании (дилера) в одной стране, сумма оплаченного НДС зачитывается вместе с другими суммами НДС от деятельности компании. Ежеквартально компания ежеквартально выплачивает разницу от приходного и расходного НДС. 
При покупке товара в другой стране ЕС или из-за пределов ЕС, компания продавец выставляет счет со ставкой НДС 0%, компания покупатель покупает товар без НДС и при продаже конечному покупателю выставляет уже счет с НДС, который действует в этой стране.
При экспорте компанией товара за пределы ЕС, НДС равен 0%, но для этого надо подтвердить факт экспорта, таким подтверждением является экспортная таможенная декларация.
Если товар(яхту) продает физ.лицо, то он не может продать без НДС, так как просто не имеет налогового номера НДС, если он конечно не частный предприниматель (ИЧП).
Это основные понятия по начислению и оплате НДС (VAT, IVA, TVA). 

Еще одним вопросом, который требует уточнения по оплате НДС, временный ввоз или temporary importation, здесь тоже у многих покупателей яхт нет полной ясности.
Тут надо отметить важный момент, что флаг регистрации яхты и статус НДС в прямую не связанные вещи. Т.е. вполне может быть яхта зарегистрирована под европейский флаг и не иметь оплаченного НДС и наоборот, яхта зарегистрированная в не европейской стране и иметь статус оплаченный НДС.
Временный ввоз возможен на 18 месяцев, без оплаты европейского НДС, по окончании этого срока, яхта должна покинуть воды ЕС или оплатить НДС. После выхода из ЕС, яхта должна посетить порт за пределами ЕС и потом может вернуться и снова оформить временный ввоз еще на 18 месяцев. 
Срок нахождения яхты между двумя временными ввозами документами не регламентируется. Кроме того срок временного ввоза может быть продлен, если на период не использования яхты владельцем, уведомляется таможня и яхта опечатывается (put in bond), физически или чисто документально, на этот период прерывается период временного ввоза, но общий срок нахождения в ЕС без оплаты НДС не может быть более 24 месяцев.
Все эти операции, вход, выход, временный ввоз, должны оформляться на таможенных постах в стране ввоза. Если яхта покупается у дилера в Европе, обычно выдается экспортная декларация со сроком действия 30 дней, в течении которого яхта должна быть вывезена из ЕС. Поэтому должен быть сразу оформлен временный ввоз или переоформить декларацию на временный ввоз в течении 30 дней.
С учетом сложной экономической и политической ситуацией, таможенные органы некоторых стран проявляют особое рвение в поисках неправильно оформленных яхт, кроме штрафа и требованием оплатить НДС, возможны и более серьезные санкции, вплоть до ареста или даже конфискации.
Если есть желание оплатить европейский НДС, чтобы спать спокойно, это можно сделать в любой стране ЕС, для этого надо обратиться на ближайший таможенный пункт.
При этом возникает вопрос о стоимости, от которой считать НДС, в разных странах по разному, но обычно берут оценочную стоимость из своих баз данных, учитывается модель лодки, мощность двигателя и год выпуска. Как правило эта стоимость примерно на 10-15% ниже рыночной стоимости яхты.
Я рекомендую внимательно относиться к правильному оформлению покупки своей яхты, для избежания проблем и расходов, которые всегда происходят, когда их не ждешь.
Если есть вопросы, обращайтесь по адресу info@morozov-yachts.com
Счастливого плавания !


17 комментариев:

  1. а какая ситупция на канарах? как бы евросоюз, но ни в зону ндс входят, ни в томоженый союз. там кто нибудь будет спрашивать оплачен ндс или нет?

    ОтветитьУдалить
  2. Канары это Испания, просто там особые применения НДС для резидентов островов.

    ОтветитьУдалить
  3. на канарах ндс нету. острова не входят в зону ндс и томоженый союз.

    https://en.m.wikipedia.org/wiki/European_Union_value_added_tax

    https://en.m.wikipedia.org/wiki/European_Union_Customs_Union

    ОтветитьУдалить
  4. Я не точно написал, на Канарах есть свой налог 7%, аналогичный НДС, но это действительно не европейский НДС, так как это не Таможенный союз, за пределами естественно никто про оплату европейского НДС спрашивать не будет.

    ОтветитьУдалить
  5. лодка зарегестрирована на BVI, ндс неоплачен, я гражданин/резиидент ЕС. так на канарах я могу быть неограничено. а какая ситуация с лодкой? как с ндс?

    ОтветитьУдалить
  6. Должна ли быть какая-либо бумажка, подтвеждающая оплату НДС? Яхта была сделана в 1997 году в Англии. Ею последовательно владели два английских джентельмена, затем ее купили другие граждане ЕС, и наконец ее купил я на зарегистрированное в ЕС юридическое лицо. Никаких бумаг об уплате НДС предыдущие владельцы мне не передали, и в свете прочитанного у меня появилось легкое волнение - не возникнут ли проблемы?

    ОтветитьУдалить
  7. Формально должен быть оригинальный инвойс на яхту, продающий брокер должен был это знать, это часть документации при покупке яхты. Если зарегистрировано на ЕС юр.лицо, то никаких вопросов не будет, так как вы ведете учет по НДСу в своей бухгалтерии. Теоретически можете сделать себе доумент от имени своей фирмы владельца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за консультацию! Хоть оригинального инвойса нет, но зарегистрировано на ЕС юрлицо. На душе полегчало :)

      Удалить
  8. Правильно ли я понимаю, что если я покупаю лодку у физ лица в Европе, с уплаченным НДС, то ко мне больше вопросов по НДС со стороны каких-нибудь проверяющих лиц, быть не должно? (естественно, что у меня есть оригинальный Инвойс)

    ОтветитьУдалить
  9. Правильно ли я понимаю, что если я покупаю лодку у физ лица в Европе, с уплаченным НДС, то ко мне больше вопросов по НДС со стороны каких-нибудь проверяющих лиц, быть не должно? (естественно, что у меня есть оригинальный Инвойс)

    ОтветитьУдалить
  10. Да, это так, при условии, что вы не вывозите лодку из ЕС (экспорт). При этом регистрация яхты в других (не ЕС) странах формально считается экспортом, хотя физически экспорт и выход яхты из ЕС должен быть оформлен в таможне. Т.е. регистрация на офшор или ВФПС РФ не подходит, можно заегистрировать лодку под голландский флаг через компанию (не офошор), которая принадлежит владельцу не-резиденту ЕС. Если есть вопросы, пишите на почту info@morozov-yachts.com

    ОтветитьУдалить
  11. Добрый день, как вы считаете надо ли иметь оплаченный НДС для лодки зарегистрированной
    на юр. лице нерезиденте ЕС находящейся в Английском регистре (jersey)
    1) при заходе в воды стран ЕС
    2) при оставлении лодки на несколько месяцев в марине стран ЕС

    На сайте регистра - написано, что ->
    The Benefits of Jersey as the Port of British Registry ->
    Sits outside the UK and EU:
    b. VAT-free Temporary Importation into EU for ships owned by non-EU residents

    и надо ли оформлять временный ввоз яхты (40-42 фута) при кратковременном заходе в порт страны EC (1-7 дней) и оставлении лодки на более длительный срок от недели до года)?

    ОтветитьУдалить
  12. Jersey входит в состав Европейского Таможенного Союза, хотя и не является членом ЕС, т.е. яхта должна фомально иметь оплаченный ндс, но так как компания видимо офшорная BVI или другая, то НДС не оплачен. В этом случае при входе в ЕС необходимо оформить временный ввоз на 18 месяцев, размер лодки не имеет значения.

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, лодка 2011 г.в с офшорным флагом, в документах прежнего владельца (компания) нашел копию хорватской таможенной декларации от 2013 г в то время яхта находилась в Хорватии. Подскажите пожалуйста, является ли она подтверждением оплаты ндс?

    ОтветитьУдалить
  14. Хорватия вступила в ЕС в июле 2013 года, с этого момента начали действовать общие требования ЕС. Если яхта была импортирована после этой даты, т.е. оформлена в таможне с оплатой НДСа, то НДС считается естественно оплаченным, можно получить дополнительное подтверждение в таможне. Так как яхта не экспортировалась за пределы ЕС, то статус оплаченного НДСа сохраняется, независимо от флага регистрации. Другими словами, изменение таможенного режима (импорт, экспорт, временный ввоз) происходит только при соответствующем оформление в таможне, яхт может быть зарегистрирована под любым флагом или вообще не иметь регистрации, но должна иметь конкретный таможенный режим при нахождение в ЕС.

    ОтветитьУдалить
  15. Александр, добрый день. Вопрос. Если я покупаю б/у яхту у физ.лица в Великобритании и завожу в Россию на Юр.лицо. В этом случаи могу ли рассчитывать на возврат НДС или для возврата НДС - обязательно необходимо покупать б/у яхту у юр.лица???

    заранее благодарен.

    ОтветитьУдалить
  16. На возврат НДСа можете не рассчитывать, независимо от типа продавца. Продавец в может запросить зачет НДСа от экспорта, но к вам это отношения не имеет, в виде снижения цены.

    ОтветитьУдалить