Gipsy Moth IV. 50 лет назад и сегодня.

28 мая 1967 года, ровно 50 лет назад, яхта Gipsy Moth IV под управлением Френсиса Чичестера финишировала в английском порту Плимут, при этом установив сразу несколько мировых рекордов.


- самое быстрое кругосветное плавание
- самый длинный безостановочный переход 15000 миль
- самый длинный переход в одиночку
- рекорд по недельному переходу для одиночки
- рекорд по суточному переходу для одиночки


Про Чичестера и его уникальную судьбу написано достаточно много и подробно, но нюанс этого события состоит в том, что с одной стороны было установлено несколько рекордов для одиночки, а с другой стороны "... Gipsy Moth IV это была худшая яхта, когда либо построенная..." - это по словам самого Чичестера после финиша в Плимуте.




Яхта была спроектирована очень известными дизайнерами John Illingworth и Angus Primrose, построена на лучшей английской верфи CamperNicholsons и .... у яхты не хватало остойчивости ! После добавления 1 тонны балласта, лодка села ниже расчетной ватерлинии, но остойчивость так и не была существенно улучшена. Чичестер был вынужден постоянно рифиться гораздо раньше, чем обычно и яхта имела довольно большой крен.




Кроме того яхта очень сильно приводилась и поэтому бизань фактически не работала, чтобы не усиливать приводящий момент. Румпель был огромный и управлять яхтой было очень сложно. При заходе с Сидней пытались модернизировать киль, чтобы решить проблему с остойчивостью и управляемостью, но это сильно не помогло.

Корпус был склеен из дерева махагони, чтобы быть легким, расчетное водоизмещение должно быть около 10 тонн, но по факту было около 12 тонн с учетом 1 тонны дополнительного балласта, а площадь парусности всего 79 м2, это 6.5 м2\тонну, что очень мало, т.е. это скорее моторсейлер, чем гоночная океанская яхта.
Как такое могло произойти у морской нации с очень старыми традициями в постройке парусных судов ? Правда после аварии Ойстера Polina Star III уже ничего не удивляет, но Gipsy Moth IV была построена 50 лет назад, когда менеджеры еще не управляли верфями.
После кончины Чичестера, яхта находилась на берегу в морском музее в Гринвиче, рядом с Cutty Sark, но из за большого потока туристов, посещение яхты было закрыто.



В 2003 году редактор журнала Yachting Monthly организовал компанию по восстановлению яхты к 100 летнему юбилею журнала и 40-летию исторического плавания в 2006 году.
В 2004 году яхты была выкуплена парусной академией UKSA за символическую плату 1 фунт. Яхта была восстановлена на той же верфи Camper&Nicholson, где она и была построена, стоимость восстановления составила около 300.000 фунтов, включая замену всей навигации.
25 сентября 2005 года Gipsy Moth IV вышла в поход в рамках Blue Water Round the World Rally, экипаж состоял из опытных яхтсменов и молодых новичков и инвалидов, которые менялись после каждого этапа.



Яхта из Англии дошла до Гибралтара, пересекла Атлантический океан, прошла Панамский канал и вышла в Тихий океан.
Но судьба не оставила эту яхту в покое, 29 апреля 2006 года из-за навигационной ошибки шкипера, яхта на полном ходу в 18-15 выскочила на риф атолла Rangiroa.



Целую неделю продолжалась операция по снятию яхты с рифа, после чего она была погружена на грузовое судно и доставлена в Новую Зеландию, где ее ремонтировали, а фактически второй раз восстанавливали.



После окончания ремонта 23 июня 2006 года, яхта продолжила свой кругосветный маршрут со сменными экипажами и инвалидами на каждом участке.
И 28 мая 2007 года Gipsy Moth IV вернулась в Плимут, как точно 40 лет назад это сделал Френсис Чичестер.
В 2010 году яхту получила нового британского владельца, который в последующие годы регулярно принимал участие в регатах и мероприятиях классических яхт.

С марта 2017 года на яхте проводится текущий ремонт на верфи в  Bucklers Hard Boat Yard в Англии, после этого она продолжит свою жизнь в истории.



Вот такая непростая история Gipsy Moth IV, яхты пионера океана Френсиса Чичестера.

Счастливого плавания !


Комментариев нет:

Отправить комментарий