Whipstaff и с чем его едят

Есть такой очень древний дивайс под названием whipstaff, такой древний и малоизвестный, что я и сам поначалу призадумался о значении этого слова, так как нет русского перевода, хотя наверно любители старины и строители "Shtandart" знают как это называется.
В общем это такой вертикальный румпель (tiller), который довольно широко использовался на парусных судах, когда надо было рулить с верхней палубы, которая была довольно высоко, это потом уже пошли тросовые, цепные и потом и гидравлические приводы, а сначала было "слово whipstaff".
Откуда у меня возник интерес к этому дивайсу, неспроста это точно. Когда мы с конструктором обсуждали рулевое устройство для Soler-35 (это Soler-34 вырос на фут), то подъемные рули, который предусмотрены в версии Motosailer оправданы его предназанчением, т.е. поднимаются при движении под мотором, но на скоростной криузной яхте, а именно так я ее позиционирую, это явно необязательно. Два штурвала в стандарте это понятно для такого типа яхты, хотя размер лодки на нижнем пределе, но хотелось сохранить и ощущение от управления настоящей яхтой, т.е. с румпелем. Но места в кокпите уже не было, надо же еще и 4 лебедки и места на 4 человека разместить и "трюм" для надувной лодки. Нужен был свежий подход, и предложенный дизайнером пресловутый "whipstaff" пришелся как нельзя в тему. Тут и вспомнили что такая штука уже использовалась на Etap-32, ну не совсем такая, но похожая и называлась она EVS (Etap Vertical Steering).

Вообще Etap Yachting была хорошей верфью, это именно у них были непотопляемые яхты и вообще неплохие яхты, так же как и тот же Dehler, вероятно именно их высокое качество и инновации, и цена соответственно, и привели эти хорошие верфи к неоднократным банкротствам. А может причина в том, что раньше это были частные верфи, руководимые талантливыми энтузиастами, а теперь это просто бизнес и владеют всем этим инвестиционные фонды, которые не только верфи, но и целые страны загоняют в кризис,что сейчас и наблюдаем.
Но вернемся к нашему дивайсу Whipstaff, по мнению специалистов, которые тестировали эту яхту, эта система имеет ряд преимуществ перед традиционным штурвалом:
- простая и надежная конструкция
- больше свободного места в кокпите, на ходу и на стоянке
- хорошая видимость и доступность навигационных приборов
- понятно положение руля, не требуется дополнительных приборов
- управление такое-же как штурвалом
- "чувство" руля и яхты, как при управлении румпелем (tiller).
- повороты осуществляются легче и быстрее
В общем одни плюсы, к минусам можно отнести только консерватизм потребителя.
В нашем случае с Soler-35 FC (Fast Cruiser) когда кокпит сдвинут к корме и места немного, такая система управления будет очень удобна, причем яхта быстрая и ощутить лодку можно только с румпелем или whipstaff.
Автопилот может быть стационарный, расположенный под палубой или румпельный, который можно установить в кокпите, он же может быть использован и как запасной автопилот.
Все новое, это хорошо забытое старое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий