Плоты, которые мы покупаем.

Сегодня речь пойдет про спасательные плоты, при комплектации яхты, рано или поздно, приходиться выбирать спасательный плот, как последнее средство спасения в случае аварийной ситуации, поэтому важно не только выбрать марку производителя, но и понимать что вы покупаете.



Основное различие плотов состоит в их комплектации и способности переворачиваться в рабочее положение, поэтому плоты делятся на обычные и само восстанавливающиеся (self-righting). 
Это достаточно важное свойство, когда плот сбрасывают на воду, он должен встать в рабочее положение, также если такой плот перевернет волной, его легче поставить в нормальное положение.


Все плоты для некоммерческих  судов производятся по стандартам ISO-9650, конечно есть различия по качеству материалов и деталей, но все они имеют соответствующие сертификаты. Некоторый производители получают дополнительные сертификаты от ISAF, RORC и т.д., но по сути они все однотипные.
Основная разница состоит в комплектации, т.е. то что находится внутри плота, есть разделение на 3 группы (для прогулочных судов), (-24) до 24 часов, (+24) более 24 часов и комплектация SOLAS-B. Первый от второго отличается тем, что добавляет Grab Bag, дополнительная сумка со снабжением, которая грузится в плот отдельно.
Предполагается что экипаж, на который рассчитан плот, находится на плоту менее 24 часов или более, от этого несколько меняется комплектация плота:

-24 Hour Pack 
  • ручной красный фльшфейер x 3
  • парашютные ракеты x 2
  • таблетки от укачивания x 60
  • сигнальный фонарь x 1
  • термозащитный костюм (TPA) x 2
  • ремонтный набор x 1
  • свисток x 1
  • сигнальное зеркало x 1
  • весло x 2
  • запас воды x 1/2 литра/чел
  • черпак x 1
  • губка x 2
  • ручная помпа x 1
  • бумажные пакеты x 10
+24 Hour Pack
  • ручной красный фльшфейер x 3
  • парашютные ракеты x 2
  • таблетки от укачивания x 60
  • сигнальный фонарь x 1
  • термозащита x 2
  • ремонтный набор x 1
  • свисток x 1
  • сигнальное зеркало x 1
  • весло x 2
  • запас воды x 1/2 литра/чел
  • черпак x 1
  • губка x 2
  • ручная помпа x 1
  • бумажные пакеты x 10
Grab Bag 
  • 2 x Thermal Protective Aids
  • 1 литр воды на человека
  • 1/2 кг пищевого рациона на человека
  • 3 x красных фальшфейера
  • 1 x аптечка
 SOLAS B Pack
  • красный фальшфейер x 3
  • оранжевая дымовая шашка x 1
  • парашютная ракета x 2
  • кат. C аптечка x 1
  • таблетки от укачивания x 60
  • сигнальный фонарь Torch x 1
  • ремонтный набор x 1
  • свисток x 1
  • радарный отражатель x 1
  • весло x 2
  • сигнальное зеркало x 1
  • черпак x 1
  • губка x 2
  • ручная помпа x 1
  • бумажные пакеты x 10
  • термозащита x 2
  • плавучий якорь x 1
  • инструкция  x 1
Производителей достаточно много и цены колеблются значительно, один и тот-же плот может стоить от 800 до 2000 евро. Лидером по качеству и цене является шведская фирма Viking, но основной пользователь ее продукции это  коммерческие суда.
Английская компания Seasafe комплектует своим спасательным оборудованием суда лоцманской службы, береговой охраны и коммерческих судов, кроме того это один из немногих производителей, которые производят плоты у себя в Англии, поэтому сомневаться в надежности ее продукции не приходится.
Наиболее известная марки плотов на прогулочных катерах или чартерных яхтах являются Zodiac и Plastimo, кроме того есть несколько фирм, которые продают продукцию этих производителей под своей маркой, например немецкий интернет каталог SVB.
Другой характеристикой плота, которую надо учесть при покупке, это вид упаковки и хранения. Плоты могут поставляться упакованными пластиковый корпус (container) или в мягкую сумку (valise), тут надо смотреть уже по лодке, есть ли место для установки контейнера или для хранения сумки с плотом. 


Оба вида упаковки имеют свои достоинства и недостатки. 
Обычно контейнер устанавливают стационарно в специальном кронштейне из нержавеющей стали, на корме или на крыше рубке. Предполагается, что плот будет сбрасываться за борт с этого кронштейна, а если установлен гидростат, то плот должен самостоятельно всплыть в случае если яхта затонула. 


Но если на корме это понятно, то вот скидывать плот весом около 40 кг в скользком пластиковом корпусе с носовой палубы, да еще на волне и обессиленному человеку, занятие не из легких.


Плот в сумке конечно легче, он может быть расположен в локере кокпита или в специальном рундуке на корме, его легче перенести на подветренный борт или в другое удобное место, но спуск займет чуть больше времени, чем скинуть плот с кронштейна на корме.

Последним важным параметром спасательного плота является срок его гарантийного хранения, обычно он составляет от 3 до 6 лет в зависимости от производителя. Перед истечением даты годности, необходимо плот сдать в сервисную фирму, которая произведет переупаковку плота, заменит баллон с воздухом, пиротехнику и запасы, обычно такая операция стоит около 300-500 евро и занимает несколько дней.
Почему важно делать переупаковку вовремя ? Просто это такой объект, который не дай бог если и понадобится, то один раз, а если плот не надуется, то какой смысл его вообще возить с собой годы. Поэтому если уж у вас есть плот на борту, надо чтобы он был в рабочем состоянии всегда. В общем-то это касается и автоматических надувных жилетах, которые так популярны у яхтсменов, но об этом в следующий раз.
Желаю чтобы плот вам не понадобился никогда.

----------------------
Эта статья опубликована в информационно-техническом журнале Velero(Парусник).


   

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.