Ground tackle, последние новинки

Старая тема выбора типа и размера правильного якоря для яхты подробно расписана в самых различных вариациях в разных книгах и интернет ресурсах, но и в таком традиционно-консервативном элементе оборудования яхты, как "ground tackle" появляются новинки.


Ошибки в подборе якоря и недостаточное внимание к постановке на якорь может дорого стоить владельцу яхты, вплоть до потери яхты.

Вообще "ground tackle" в англоязычном значении, это комплекс оборудования (якорь, цепь, стопор, шпиль и т.д.) для предотвращения движения судна относительно грунта, именно в таком контексте следует рассматривать общее понятие "выбор якоря".

Как известно якоря условно делят на "старые" и "новые", имеется в виду не возраст, а конструкция - традиционная и современная.

"Старые" якоря.
К ним относятся наиболее известные марки якорей: CQR, Danforth, Bruce и их различные вариации, включая китайские подделки.


Якорь CQR был разработан английским математиком Geoffrey Ingram Taylor в 1930 годах. Особенностью является вращающийся шток (ассиметричный якорь), многие думают, что это для предотвращения отрыва в случае изменения ветра, но на самом деле, вращающий шток предназначен для правильного затягивания якоря в грунт даже под разным углом тяги цепи. Правильно постановка якоря это основной фактор для обеспечении хорошей держащей силы якоря.
Сейчас оригинальные якоря CQR выпускаются фирмой Lewmar, но есть и множество подделок, не думаю что на такой важной вещи стоит экономить.
Можно считать это якорь универсальным, хотя его первоначальное предназначение песчаные и мягкие грунты.


Якорь Danforth (симметричный якорь) был изобретен американским инженером Richard Danforth и запатентован в 1948 году. Особенностью является достаточно большая площадь лап, при относительно небольшом весе самого якоря. Проблема может возникнуть когда якорь ползет по грунту и не забирает, второй момент, что когда яхта вращается на якоре при смене ветра или течения, якорь может вырвать и яхта начнет дрейфовать. В этом плане, хотя CQR имеет и меньшую держащую силу, но он более надежен при переменных направления тяги. Благодаря небольшому весу и компактности, якорь Danforth можно считать как хороший второй (запасной) якорь. И опять же надо избегать множественных подделок, многие из которых даже продаются в интернет-магазинах.


Широко распространенный якорь Bruce был разработан и запатентован в 1970 году Peter Bruce. Это якорь еще называют "claw" (коготь) из-за специфической формы этого якоря. При постановке на грунты с травой и тиной якорь может плохо забирать и поэтому иметь пониженную держащую силу, но в общем этот якорь считается универсальным и хотя не имеет вращающегося штока, достаточно хорошо держит при вращении. Держащая сила по отношение к весу достаточно небольшая, поэтому нередко выбирают якорь большего размера, а это дополнительный вес и цена. Так как якорь Bruce отливается одним изделием, поэтому существует очень много подделок из низкокачественных материалов.

"Новые" якоря
Так называемые "новые" якоря изобретены и стали производиться относительно недавно, они разработаны на основании большого практического опыта их изобретателей и имеют значительно лучшие характеристики в соотношении держащей силы и веса якоря.
Якорь Fortress запатентован и производится в США, это один из немногих алюминиевых якорей, которые имеют держащую силу аналогичную стальным якорям. Кроме небольшого веса, это якорь складной и не имеет сварных соединений, т.е. ломаться собственно нечему. Узкие и острые лапы якоря, в сочетании с переменным углом веретена и большой площадью лап, делает этот якорь универсальным, но особенно он хорошо держит на песке и мягких  грунтах. Это якорь может быть использован и как основной якорь и как запасной якорь, благодаря его компактности в разобранном виде и небольшим весом.


Якорь Spade был создан французом Alain Poiraud в 1996 году, особенностью является расположение "балластного" веса под лапой якоря и облегченное полое внутри изогнутое веретено, что позволяет занимать правильное положение на грунте и зарываться в грунт даже при тяге цепи под некоторым углом.


Якорь Rocna был разработан опытным новозеландским яхтсменом Peter Smith в 2000 году и начал продаваться в другие страны мира с 2004 года. Первые пробные якоря производились по заказу для друзей изобретателя, практически результаты анализировались и в дальнейшем моделировались в компьютерных программах, перед тем как запустить готовый продукт в производство. Сейчас якоря Rocna производятся только на специализированном заводе в Канаде. Якорь имеет дугу, помогает занять правильное положение и обеспечить правильную установку в грунте. Rocna имеет большую площадь лапы и большую держащую силу по сравнению с якорем Spade.


И наверно наиболее самый современный на сегодня якорь - Vulcan от Peter Smith, изобретателя популярного якоря Rocna.  Vulcan собрал в себе самое лучшее, что есть сегодня в мире якорей: 
  • большая площадь лапы и хорошая держащая сила
  • острая форма лапы якоря для быстрого заглубления
  • утяжеленный тренд якоря
  • универсальная форма веретена
  • удобство размещения на роульсе
  • компактность для своего размера
  • большая держащая сила по отношению к весу
  • устойчивость к переменной тяге цепи
Рекомендованный размер якоря и диаметр цепи можно подобрать на сайте www.rocna.com

Небольшой видео ролик от создателя якорей Rocna и Vulcan.


Сравнительная таблица наиболее распространенных якорей на прогулочных судах.


Из таблицы видно насколько отличаются характеристики "старых" и "новых" якорей. Конечно фактическая держащая сила зависит от многих факторов, от длины цепи, ветра и волнения, грунта и типа яхты, а это все зависит от опыта и практики, но лучше учиться на ошибках других, чем делать свои дорогостоящие ошибки.

Я написал эту небольшую заметку, так как сам находился в процессе выбора правильного якоря для новой Soler-35 и в последний момент заменил Rocna-15 на Vulcan-12, по причине не только экономии 3 килограммов веса, но и по удобству размещения якоря под бушпритом.
Спокойного всем плавания и стоянки на якоре соответственно.

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Александр.
    На бушприте красавца, что на снимке вверху, установлен, если не ошибаюсь, якорь Delta. Расскажите, пожалуйста, о нем. И как он в сравнении с якорем Mantus? Не является ли последний якорем только для мягких грунтов?
    Ваш читатель.

    ОтветитьУдалить
  2. Manson и Rocna более современные якоря, чем Delta, но их характеристики отличаются незначительно, якоря эти универсальные, поэтому нет четкого разделения по типам грунтов, все относительно, но лишние 10 метров вытравленной цепи никогда не помешают любому якорю.

    ОтветитьУдалить
  3. Якорное хозяйство у капитана Гвоздева занимало львиную долю его маленькой лодки. Он ночевал у берегов океанов и не имея двигателя ни разу не попал в тяжёлую ситуацию. Читайте Гвоздева Пригруз для компенсации рывков и смены угла приложения сил обязателен. Два лёгких якоря положенных под углом или на расстоянии держат лучше чем большой. В спокойную погоду надо иметь ненадёжные, "ленивые" якоря они легче чем надо, но их постановка позволяет не поддаться лени и выиграть время в случае ухудшения. Самый интересный якорь - цилиндр из стали с приваренными по краям четырьмя кусками 8 мм арматуры идеально держал на трещиноватых гранитных полях, на Онеге, зацепится не за что, но этот проехав немного, находил трещинку, заклиненный камушек, сужение и вставал как альпинистский крюк

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.