Бензиновый генератор на яхте


Рано или поздно все подходят к вопросу обеспечения автономности яхты и независимости от береговой электрической розетки. Количество потребителей и расход электроэнергии растет, а вот с приходом особых новостей нет.

Несмотря на появление все новых образцов оборудования, принципиально схема зарядки батарей на яхте остается прежней и актуальной.

Современные солнечные панели и гидрогенераторы существенно продвинули этот вопрос, но для этого надо хорошее солнце или хороший ход под парусами, а это не всегда и везде бывает возможно, поэтому бюджетный вариант зарядки переносным бензиновым генератором остается актуальным и сегодня.


Для зарядки условных 100 Ач в течение суток потребуется различное количество часов работы различных зарядных устройств, например:
Зарядное устройство 220 вольт 30 ампер: 8 часов
Навесной генератор 60А на главном двигателе: 3 часа
Дизель генератор + зарядное устройство 60А: 4 часа

Сегодня рассмотрим такой источник электроэнергии на борту как портативный бензиновый генератор, обычно мощностью 1000-2000 Вт, больше уже не слишком портативные.
Марки и модель отличаются шумностью в децибелах и весом, вес и размеры примерно одинаковые, а вот с шумностью есть разница.

Хороший генератор типа Honda или Yamaha имеют шумность около 55 dBa, китайские аналоги около 70-90 dBa, что существенно будет шумнее на якорной стоянке.
Современные бензиновые генераторы обычно идут с встроенным инвертором и автоматическим регулятором оборотов, это дает на выходе более стабильную синусоиду переменного тока.
Расход бензина примерно 0.5-0.8 литра в час, в зависимости от нагрузки и оборотов.
Стоимость таких генераторов 1000-2000W составляет 500-1000 евро, в зависимости от мощности и марки.
В оригинале эти генераторы предназначены для берегового использования, поэтому не имеют никакой защиты от влажности и подвержены коррозии, иногда они выходят из строя раньше положенного срока. Но при должном уходе и правильном хранении могут работать на яхте длительное время.
Кроме технических и ценовых характеристик, есть и некоторые нюансы в зарядке от такого генератора, которые следует учитывать, перед решением покупки и использования такого генератора на яхте или катере.

Как известно на катерах и яхтах используется 12В или 24В система распределения и питания потребителей. Хотя система и считается 12-вольтовой, но зарядка батарей производится напряжением около 14.8 вольт. Зарядное устройство например 30А, через которое заряжают батареи, имеет КПД около 65%, в зависимости от модели.
Таким образом на максимуме 30А х 14.8V = 444W идет на заряд батарей.
С учетом потерь в зарядном устройстве, минимально необходимая входная мощность должна быть 444W х 100/65 = 683W

С другой стороны бензиновый генератор имеет рабочий ток примерно 80% от максимального тока, заявленного в характеристиках. Также когда в марке генератора указывают например цифру 1000, нередко в технических данных стоит максимальная выходная мощность 900W.
Таким образом если 900W х 80% = 720W
Это очень близко к максимальной нагрузке нашего условного зарядного устройства (683W).
Поэтому если у вас зарядное устройство например 40А, то китайский генератор 1000W может просто его не потянуть и будет постоянно отключаться из-за перегрузки.
Перед подключением нагрузки в виде зарядного устройства, сначала надо запустить генератор и подождать пока он немного прогреется и выйдет на стабильные обороты, после этого можно подключать и нагрузку, в противном случае на генераторе будет срабатывать защита от перегрузки. При остановке, надо делать в обратном порядке, т.е. сначала отключить нагрузку, а потом останавливать генератор. Это простое правило поможет не спалить дорогостоящее зарядное устройство на вашей яхте.


Еще одним тонким моментом является тип зарядного устройства и как он воспринимает "не чистое" электричество. Генератор выдает переменный ток 220В с частотой 50Гц, но ток на выходе нестабильный из-за нескольких факторов, например маховик генератора очень маленький и не компенсирует переменные обороты двигателя, в результате ток на выходе получается "не чистым" по частоте и напряжению.
Современные зарядные устройства как правило работаю на принципе "switch-mode" и требуют на входе "чистую" электроэнергию.
Поэтому очень важно покупать генератор только со встроенным инвертором, который в значительной степени компенсирует эту проблему.

Как правило, время работы генератора на бензине в бачке около 4-5 часов, т.е. примерно столько вам надо чтобы зарядить батареи и почти после каждой зарядки, надо заливать бензин, что не очень безопасно на яхте. Если зарядка батарей генератором при стоянке на якоре не вызывает проблем, то на ходу с креном, генератор может просто не работать, так как он не предназначен для такой работы.


Дизельный двигатель небольшой яхты мощностью около 30 л.с. обычно имеет навесной альтернатор 60А, который на средних оборотах выдает около 30А зарядного тока, т.е. примерно столько же как и от бензинового генератора + зарядное устройство 30А.

В заключение можно сказать, что иметь на борту независимый источник 220 вольт никогда не помешает, в то числе для питания небольшой дрели, пылесоса или другого инструмента.
Однако эффективность такого решения вызывает сомнение, конечно иметь стационарный морской дизель генератор 5 Квт на яхте иметь очень удобно, но это место, деньги, вес и дополнительный сервис.
Я думаю, что в настоящее время комбинация хороших солнечных батарей и дополнительный навесной альтернатор 180А на главном двигателе с отдельным регулятором, является наиболее оптимальной схемой для зарядки батарей на яхте.


В любом случае, все определяется вариантом эксплуатации яхты, если это переходы от марины к марине, то и думать об этом не надо, а если далеко и надолго и с якорными стоянками, то стоит подумать об оптимальной схеме и не перегружать яхту лишними потребителями энергии, чем страдают многие новые яхтсмены и производители оборудования им в этом активно помогают.
Простая и надежная электрика и механика, всегда будет лучше в сложной ситуации, чем "навороченная" яхта, которая постоянно требует обслуживания систем.
Счастливого плавания !

3 комментария:

  1. для дальних переходов хорош гидрогенератор, например Watt&Sea

    ОтветитьУдалить
  2. В теории да, но.. только он стоит 4-5000 евро, требует хорошей скорости 6-10 узлов и бесполезен на якорной стоянке.

    ОтветитьУдалить
  3. Стоит у меня бензиновый гена несколько лет без работы. Только запускаю раз в пару месяцев для профилактики. Все потребности покрываются альтернатором 120 А, панелями 400 вт и инвертором 2 квт. Ветряк снял, шум надоел.



    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.