Есть ли жизнь в 30 ?

Этот пост не про возраст и не про клубы "для тех кому за 30", а про короткий обзор о современных  круизных 30-футовиков для души, т.е. не гонщиков, а именно хороших настоящих парусных яхт.



Вопрос казалось бы простой, но  не все так однозначно, как перечисление серийных 30фт белых тазиков, есть и обратная сторона медали, которую не все видят, а может и не всегда знают.
Для начала надо понять, почему 30фт класс был так популярен и почему сейчас это не так. Когда в мире рулила формула IOR и дизайнеры портили яхты в погоне за оптимальным баллом, яхты естественным путем разделились по гоночному баллу на классы 2 тонны, 1 тонна, 1/2 тонны, и 1/4 тонны и мини тонник, чтобы гоняться без гандикапа. 1/2 тонник это примерно 30-футовик по современным понятиям, это была самая маленькая лодка, которая допускалась к офшорным гонкам.


Также этот размер уже позволял иметь некоторый комфорт для экипажа на 10 метровой яхте, когда она использовалась в режиме круизера, а это была одна из идей использовать яхту и для гонок и для круиза, без особого ущемления каждой стороны.
Т.е. это должны были быть универсальные яхты двойного применения, а так IOR на то время была широко распространена, то и лодок строилось много под эти правила. В СССР кроме Л6, Т3, Драконов и швертботов, остальные яхты импортировались, в большинстве своем из Польши, а там уже во всю производили 1/2 тонники по американскому проекту Картер-30, большинство из этих яхт до сих пор на ходу и с любовью содержатся владельцами и в наше время.
Именно сочетание небольшого размера, мореходности, определенного комфорта и возможности принимать участие в регатах  сделали так популярным размер 30фт.
Но дальше пошло расслоение на гонки и круизы, появились новые материалы и проекты, новые формулы IRC, ORC и другие, выросло новое поколение "чартерных капитанов", гонки стали более профессиональными, что потребовало новых и дорогих лодок, которые уже мало применимы для круиза, а новые круизные яхты уже мало применимы для моря вообще и гонок в частности и больше предназначены для прибрежных прогулок летом в хорошую погоду на выходных.
Кроме того производители круизных яхт ориентированы на основного заказчика в лице чартерных компаний, обеим сторонам выгоднее построить, продать и сдать в чартер большую яхту 50+ фут, чем маленькую 30фт яхту. "Чартерное поколение" яхтсменов уже привыкло к таким размерам в прибрежном плавании и если и покупают себе яхту, то "русского размера 50+", а теперь еще и в ширину пошло, в виде популярности катамаранов.
Вот так естественным путем и получилось, что 30фт постепенно вымирает как класс в круизном яхтинге. Однако есть  несколько небольших производителей хороших парусных круизных яхт, на которые есть хоть и небольшой, но стабильный спрос.
Сразу приходит в голову известная французская верфь Pogo Structures, которая давно специализируется на быстрых круизерах и гонщиках серии Pogo. Последняя модель верфи Pogo-30, т.е. производитель пошел в почти свободную нишу небольших быстрых и практичных яхт и судя по заказам, им это удалось. Pogo-30 имеет вес менее 3 тонн и 60 м2 парусов, а это почти 20 м2/тонну, яхта легко глиссирует даже при умеренном ветре на попутных курсах, хотя в лавировку не так все хорошо, но это ведь лодка не для гонок вокруг буйков.



Также есть еще французские RM-970 и RM-890, хоть они и фанерные, но очень популярны, так имеют не только хорошие ходовые характеристики и практичный интерьер, но и опцию двойных килей для осушки на отливе, что очень актуально на побережье. Водоизмещение 4500 кг и 65 м2 парусов, т.е. 14 м2/тонну, что очень неплохой показатель для круизной яхты.



Еще одна французская верфь IDB Marine выпускает несколько моделей серии Mojito и Malango, в частности модель Mojito-888 с оригинальной рубкой. Водоизмещение всего около 3 тонн и 18 м2/тонну, это уже почти ракета под парусами. Свинг-киль тоже рассчитан для осушки на отливе, лодка конечно попроще, но и цена около 90.000 евро вполне адекватна.



Marlow Hunnter-31 конечно не ласточка и не ракета, но качество и оригинальность внутренней планировки, вероятно перекрывает посредственные ходовые характеристики при 9.8 м2/тонну.



Не могу не коснуться и катамаранов, которые стали популярны последние годы, но в размере 30+ фут есть всего 2-3 производителя. Наиболее удачная модель это итальянский Lady Hawke 33, длинной по документам 9.99 метра, что сказывается на кошельке при стоянке в маринах. Катамаран имеет 3 каюты, просторный туалет-душ, салон и копит, ходовые характеристики вполне приличные, 7-8 узлов под мотором и парусами и это очень неплохо. Пишу это со знанием лодки, так как два года назад принимал и перегонял 1000 миль (видео) такой катамаран.



Также не могу не упомянуть и про свою яхту Soler-35, хотя она немного и больше рассматриваемого диапазона, но по своей концепции практичного и быстрого круизера, она вписывается в рассматриваемую тему при 13 м2/тонну. Яхта явно не гоночная, со своим запредельным рейтингом 1.02, но на ходу под парусами, да еще в одиночку, конкурирую с лучшими гоночными яхтами с полными экипажами (видео).


 

В заключение темы хочу сказать, можно говорить, что яхты стали "плохие", борта тонкие, мебель дешевая, ходят под парусам плохо, но все стоит своих денег и чудес на свете не бывает.
Но есть и другие лодки, конечно они, как правило, не выставляются на больших выставках, так как это удел мейнстрима, в глянцевых рекламах рекламы почти нет, но когда вы видите такую лодку в порту или она легко обходит вас подветра, тогда и появляется понимание, что настоящие яхты не продаются в ближайшем магазине.

Счастливого  плавания !

11 комментариев:

  1. Какая-то странная статья. В Финляндии, например, тридцатки самые популярные, есть как новые так и пожилые.
    Так же автор не упомянул довольно популярные Дельфии, Баварии, Бенету.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы как-раз говорите про мейнстрим , а автор, про достойные внимания.

      Удалить
  2. Вот еще интресеный проект от Испанцев: http://www.sarch.es/s8.html Очень любопытно взглянуть что получится когда он материализуется, аж в гости к ребятам тянет. Со временем глядишь и S9 нарисуют. А пока, к сожалению, в качестве "бодрого 30-футовика" альтернатив Pogo 30 очень мало. Огромная очередь на верфи Pogo вселяет надежду что спрос родит предложение.

    ОтветитьУдалить
  3. Заметка короткая, есть и еще в мире интересные яхты в этом размере, но ни Дельфия ни Бавария сюда не входят это точно, ни по какому параметру.

    ОтветитьУдалить
  4. Александр, буду крайне признателен, если продолжите тему 30-футовых яхт. Интересно, строит ли какая-нибудь верфь серийно 30-футовые лодки не для "гонщиков", а для "мореходов"? Ну, что-нибудь, типа Van De Stadt Vita 30? И еще один вопрос к Вам, как к опытному конструктору, насколько оправданно изготовление корпуса из алюминия в таких размерах?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Практически все производители мейнстрима имеют 30фт модели. Есть и алюминиевые 30фт яхты, особого смысла для этого размера я не вижу, сейчас есть хорошие композиты, можно построить любую яхту, но это будет минимум в 2 раза дороже любой серийной.

      Удалить
  5. Если уж брать яхту, так брать что-нибудь дельное, как например эту ) https://www.youtube.com/watch?v=KGD4rHx_ak8&t=14s

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. более БЕЗдельное придумать сложно...

      Удалить
    2. Здравствуйте Александр, спасибо большое за ваши статьи. озадачили вы меня русским размером (( сам наметился на 60+ так чтобы жить на ней с женой и детьми. и чтобы ходить на "дальняк" и чтобы не мейнстрим )) теперь сижу и думаю а есть ли такие?

      Удалить
    3. Если реально смотреть, то управлять лодкой будет один человек и 60 фт это очень большая яхта, в моем понимании 45фт это оптимальный размер, если конечно не многодетная семья. Если не мейнстрим, то это строить кастом, чем и занимаюсь :) или искать б/у из серьезных лодок.

      Удалить
    4. напишу вам в личку в фб

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.