Так ли хороши "хорошие старые лодки" ?

Попытка совместить желаемое с действительным (хочу яхту, мало денег), толкает наших соотечественников создавать для самих себя легенды и сказки, которые охотно распространяются в сети и в которые охотно верят их читатели. Более того, эти легенды побуждают людей отправится в страну викингов или отдаться на откуп незнакомому человеку на другой стороне океана, у которого хватило несколько сотен долларов на красивый сайт, раскрутку и мобильный телефон. Позавчера он продавал мобильные с Ебея, вчера машины с аукционов, а теперь он специалист по лодкам.  Ему высылают тысячи долларов в надежде получить, хоть когда нибудь свою "ласточку", купленную по фотографии. Но это отдельная тема о покупке и транспорте.
Тема о том, а так ли хороши эти "хорошие старые лодки" ?

 Конечно есть классические яхты, представляющие историческую и эстетическую ценность, но речь не о них, а бюджетных яхтах серийного производства, которыми переполнены все брокерские сайты по обе стороны океана, никто просто не знает что с ними делать. Во Франции даже есть государственная программа по утилизации старых лодок и даже вроде завод начали строить, видимо будет как с машинами - сдай старую купи новую, новый виток потребительства и затягивания в долговую спираль.
Легенда № 1 "Универсальные мореходные яхты"
Как правило это лодки постройки 70-80-х годов, большинство проектов было испорчено веяниями IORовской формулы - узкая корма, широкий мидель, короткая мачта и т.д.,  на основании этого создают легенду о будто-бы универсальности этих лодок для гонок и круизов, и о хорошей мореходности, можно сказать и так, если бы не было чего-то другого в 21 веке.
Легенда № 2 "Прочные корпуса"
В то время химическая промышленность только искала свои пути в яхтостроении, но никто не хотел рисковать, отсюда перетяжеленные корпуса, течи в палубах, осмос, трещины вокруг килевых болтов и т.д., но это сделано не преднамеренно, а от отсутствия опыта, хороших материалов и технологий, которые сегодня в достатке. Возьмите влагомер, подойдите к любой старой яхте и посмотрев на данные, вы сразу отойдете в сторону, как бы красиво она не смотрелась издалека. Отсюда легенда номер два об очень прочных и пуленепробиваемых старых лодках, похоже на аналогию, когда рассуждали о толщине металла на Волгах и Жигулях, и кто об этом сейчас вспомнит ?
Легенда № 3 "Алюминий и сендвич это плохо"
Стеклопластик ручного формования и сталь - это хорошо, а сендвич, дерево или алюминий это плохо. Плохо в 1975 году, наверно, но сейчас 2010 год !!, вперед шагнули не только Интернет и мобильная связь, но и технологии с материалами. Тот сендвич был бальсовый, смолы и ткани плохие, формование ручное (не всегда равномерное), расчеты прочности неточные, так как не было программ, данных, аналитики, отсюда "запасики" в толщинах. Сегодня смолы и ткани нового поколения, сендвич из специальных материалов типа Airex или Corecell, формование вакуумом или инфузией, расчеты на основании проверенных данных с использованием современного софта, да и практический опыт на порядок выше чем 40 лет назад. О каком "плохом" сендвие может идти речь, алюминиевая конструкция и лако-красочные материалы тоже продвинулись на порядок. И сказка об упавшей медной монете в льяла алюминиевой яхты, честно говоря уже набила оскомину. Материалы и технологии на старых лодках были плохие, поэтому и стоят они в листингах годами, пока какой нибудь любитель сказок не прибудет из глубины сибирских лесов.
Легенда № 4 "Большая вместимость"
Форма корпуса и дизайнерские попытки изобрести велосипед, делали планировку стесненной, нередко просто неудобной, кокпиты узкие, при этом лозунг об универсальности этих яхт, предполагал и размещение полного экипажа из 6 человек, чтобы как-то их впихнуть, делали "гробы", подвесные койки, опускающиеся столы и т.д. Это хорошо вписывалось в советский парусный спорт, когда лодки были профсоюзные, а яхтсмены все, кто пришел в яхт-клуб, и что интересно все как-то влезали, это собственно и был коллективный парусный спорт, о чем сейчас ностальгирует некоторая часть читателей сказок.
Отсюда легенда номер четыре - старые яхты вместительные и комфортабельные.
Легенда № 5 "Недорого купил, дешево привез и растаможил"
Не получается так никогда, ну может только купил дешево, так как просто отдали, и продавец сбросили со своих плеч этот мало ликвидный геморой, в виде яхты 70-х годов. А покупатель еще радуется, то ему скидку дали и еще масляный фильтр в придачу и кофе налили в шведской деревне. После покупки, пошли расходы, о которых читатели сказок знали, но не придавали значения, причем практически никогда, эти расходы не согласуются с ожидаемыми бюджетами.
Причем люди или фирмы, которые предлагают, как кажется сначала дорогой сервис, потом оказываются не такими уж и дорогими, это про транспорт и таможню. Но такое "садомазо" это видимо часть экшена под названием "я купил яхту".
Легенда № 6 "Немного подремонтировать и... в кругосветку !"
Немного никогда не получается, хороший ремонт может вылезти во вторую цену покупки самой яхты и все равно это будет яхта 30+ лет, т.е. это не ликвидный товар, тем более при нашем микроскопическом парусном рынке. Кроме ремонта, есть еще эксплуатационные расходы, а стоянка в Москве уже достигла стоимости стоянки в Европе. А для длительного похода нужны такие вещи как свободное время и опять деньги, отсюда параллельные сказки о "морских цыганах" и заработке левым чартером.
Легенда № 7 "Нужна яхта с 3 каютами на 6-8 человек"
Если это не гонки, то фантазии о том, что вся семья, дети, родственники и друзья испытывают оргазм от похода на яхте, составляют основу этой легенде. Можно провести параллель, когда строят трех этажные дома с 5 спальнями, а потом не знают что с этим добром делать, почему-то никто не особо хочет жить хунтой.
Легенда № 8 "Быстрые надежные яхты"
Тяжелый и не оптимальный корпус, длинный киль, маленькая площадь парусов, старый такелаж, это все вместе не может сделать чудо. Это не быстрые и не надежные яхты, быстрыми они уже никогда не будут, надежными наверно, но вложиться надо серьезно. Картер-30 по сути не может конкурировать с Опен-800, это так, для грубого примера.



Никого не хотел обидеть этой заметкой, более того помогаю и поясняю людям, которые обращаются ко мне за помощью, о всех плюсах и минусах этого мероприятия под названием "хорошая старая лодка ".

18 комментариев:

  1. Но! Все недостатки старых лодок перекрывает ЦЕНА! У кого хватает на новую лодку, на старые не смотрят, а что же делать тем у кого не хватает? Копить до старости? Как и в случае с машинами - каждому своё! И те и другие по своему будут правы всегда!

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно речь не о желаниях и возможностях, тут уж кто как может или как получилось. Я хотел сказать о том, что из-за отсутствия возможности купить современую (новую, читай дорогую) лодку, люди начинают придумывать оправдательые причины, что старые лодки лучше новых, а это по моему мнению не так, хотя сам очень люблю классичские яхты и даже имел в свое время деревнный фолькбот.
    Безусловно лучше Албин Вега в руках, чем Х-yachts в небе.

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен с комментариями... но и автора можно понять;) он же строитель и продавец.

    ОтветитьУдалить
  4. Не совсем так, я в блоге только высказываю свое мнение исходя из своего опыта. Хотя иногда и помогаю людям купить хорошую лодку, в том числ и "хорошую старую".

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошо изложенная точка зрения. Для многих, особенно неискушённых людей, приходящих в мир паруса уже в зрелом возрасте, полезно будет ознакомиться.

    ОтветитьУдалить
  6. Ни что из сказанного в статъе не работает по простой причине: Или купить старую яхту или купить новую... в другой жизни. Если бы мы жили лет 200 я мог бы лет 50 копить на яхту.

    ОтветитьУдалить
  7. Яхтинг никогда не было дешевым развлечнием, развитие чартера как раз дало возможность людям, не имеющим возможность купить и содержать яхту, тем не менее ходить под парусами в любой точке мира. Может быть лучше пару раз в году ходить на новой яхте в интересных местах, вместо покупки старой лодки ?

    ОтветитьУдалить
  8. все так, ну разве что про корпус - если признаков осмоса после 50 лет эксплуатации нет, то вряд ли эта проблема вас коснется.
    ну и про люминий, ни разу не слышал, что люминий отстой, самый клевый, да еще и эластичный материал.
    ну и лично про меня: "Немного подремонтировать и... в кругосветку !" - не, нафиг, стартовать прямо так, а по дороге ремонтировать =)

    ОтветитьУдалить
  9. все так, ну разве что про корпус - если признаков осмоса после 50 лет эксплуатации нет, то вряд ли эта проблема вас коснется.
    ну и про люминий, ни разу не слышал, что люминий отстой, самый клевый, да еще и эластичный материал.
    ну и лично про меня: "Немного подремонтировать и... в кругосветку !" - не, нафиг, стартовать прямо так, а по дороге ремонтировать =)

    ОтветитьУдалить
  10. Может немного категорично написал в 2010 году, но суть вопроса, что старые лодки надо внимательно смотреть, так как часто бывает, что под одним названием продают яхты, построенные совершенно в разных местах и с разным качеством, та же Tayana например. Алюминий лучший материал для корпуса, поэтому и строю в основном из алюминия, хотя не отрицаю и другие материалы. У многих старых американских лодок проблемы с сендвичевой палубой, а это очень сложно ремонтировать, на ходу не сделаешь.

    ОтветитьУдалить
  11. Мы как-то подсчитали, что покупка яхты обоснована ЭКОНОМИЧЕСКИ только при покатушках более 3-х месяцев в году. Правда, считали по новым яхтам в размере 35-42 фута.
    Но мне кажется, что и со старыми тоже самое. Даже в Черногории хоть пара штук в год - да улетит за стоянку. Поднять-пошкрябать-опустить - ещё под штуку. +ремонт по мелочи, который тоже набегает будь здоров... А как в прошлом году в Баре яхты штормом поколотило?..

    Во многих случаях покупка яхты - экономически не обоснована.

    Вот раньше у меня катер на Волге был. До него пешком - 40 минут от дома идти было. И всё на нём своими руками делал, а если не мог - соседи на базе за пузырёк подсказывали - реально учили. Стоянка - копейки. Литр бензина - 8 копеек, штоль...

    Об эксплуатационных расходах можно было не думать. Но сейчас - совсем другие времена. Об этих расходах лучше подумать заранее, даже если у тебя с баблом всё в полном порядке. Минус 2 штуки евро каждый месяц - никому не в радость, если на этой яхте не оттопыришься хотя бы на десятку))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обычно не хватает либо денег либо времени, а когда и того и другого, для тех есть чартер.

      Удалить
  12. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  13. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  14. Думаю, интересно будет оценить состояние современных яхт через сорок-пятьдесят лет, если доживут, в чем я лично сомневаюсь. И сравнить по сумме показателей с лодками, которым сейчас 40-50 лет, и на которых ходят. Разумеется, новые лучше, комфортнее, вместительнее, и всë с ними хорошо... пока они новые. Но почему-то после нескольких лет чартера никто их уже не советует брать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Потому что в чартере лодки убивают и насилуют, поэтому мало кто их хочет покупать для себя, но по нужде покупают хорошо. Не так давно Баварии хаили кому только не лень, сегодня Bavaria-42 Ocean (2005) 80.000 евро, одна из самых востребованных лодок на брокеражном рынке. Состояние лодки зависит от ухода владельца, а не от лодки.

      Удалить
  15. Каждый имеет право на свое мнение. Ваши рассуждения в стиле одного известного форма... где все непрерывно штормуют в 10 бальных штормах... В реальной жизни, это лето на средиземике, как максимум для единиц, 5 дней бакштага до канар и 3 недели пассатов до карриб в сезон, там годами на якоре или дневной переход между островами... Старые лодки уже подошли критическому возрасту и потенциальный ремонт превышает реалии. Теперь из место занимает мейнстрим возрастом 20 лет...

    ОтветитьУдалить
  16. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.