Старое и новое. Яхты сегодня и вчера. Часть 1.

Быстрое развитие техники во всех областях, не только в электронике, наконец дотянулось и до одной из самых консервативных областей - любительский яхтинг. Кроме технических новинок, о которых ниже, изменилась и сама суть яхтинга, его социальный состав, если так можно сказать.

С чего все начиналось в 18 веке ? Сначала владельцами парусных яхт были в основном достаточно богатые люди, царей и королей в расчет не берем. Историческими лидерами в яхтинге были и есть по настоящее время Франция, Герамания, Англия и Голландия. Но и в России на начало 20-го века уже существовало около 70 парусных обществ и яхт-клубов. Яхты покупались в Европе и строились на заказ (мейнстрима не было :)), причем все яхты были "именные". Например как написано в книге Эша: "Яхта "Подруга" В.И.Денисова из Санкт-Петербурга, построена по чертежу П.Д.Родионова на Охте. Ныне принадлежит г.Иванову из Шувалова."  В этой простой фразе много сказано - известна история яхты,  люди не скрывали свои имена за офшорами и не боялись ставить свои фамилии под проектами, а значит и несли отвественность за себя и свои дела.
Не будем пересказывать историю, после войны любительский яхтинг в Европе продолжает активно развиваться, большой толчок дало начало использования стеклопластика в 60-е годы, когда стало возможным строить серийные яхты за относительно небольшие деньги. Но все испортила гандикапная формула IOR, которая пыталась  уровнять неуравниваемое - ходовые характеристики яхт, началась гонка конструкторов "выжимателей формул".
И яхты первой половины века, достигшие для своего времени больших успехов в ходовых характеристиках, стали превращаться в беременных бегемотов с обрубленными мачтами и не эффективными парусами. Это оправдывалось тогда, да и сегодня вспоминают, что эти яхты были универсальными, т.е. и для гонок и для круизов, тогда и пошло название крейсерско-гоночная яхта, это примерно как спортивно-грузовой автомобиль. Но так как явление стало массовыми, да еще гонки по гандикапу, да еще серийные и недорогие, это все резко увеличило количество любителей яхтинга.
Развитие связи и авиатранспорта привело к тому, что люди например из Англии или Германии могли быстро добраться до теплого моря. Второй волной стало создание чартерного бизнеса в 70-е годы, когда англичанин купил 10 яхт и перегнал их в Грецию, где после долгих мучений, организовал работу успешной чартерной компании, первоначально для англичан, которые хотели скрасить серые будни в туманном Альбионе, парой недель под парусами по солнцем, а паруса они любят не меньше солнца и сегодня. И процесс пошел, сегодня мы видим кульминацию чартерного бизнеса.
Это привлекло еще огромное количество людей, кто не мог купить себе яхту и содержать ее. Тут же активизировались парусные школы, строительство марин, яхтенные магазины и т.д., все что для нас сегодня является нормой, всего 30-40 лет назад было экзотикой. Россия идет следом с отставанием в десятки лет, потерянных на разных перестройках и прочей ерунде.
Чартерные компании стали главными заказчиками яхтенных верфей, выпускающих серийные яхты, спрос рос лавинообразно и старые технологии уже не годились, первой шагнула вперед Бавария, построив современный завод по автомобильной аналогии.
Как и все новое, продукция была сыровата, но немцы скрупулезно, сжав зубы, работали над улучшением и сейчас Бавария на уровне нормального мейнстрима. Отставшие было конкуренты, тоже стали гнаться за Баварией - Бенето, Хансе и другие.  К чему это привело, надо понять, что это уже не яхтостроение качественной, быстрой, надежной яхты для конкретного человека и для конкретных целей, это уже "яхтбургер", как я его называю. На чем базируется нынешний мейнстрим ? Первое, это большой бизнес на большие деньги инвестиционных банков (глобализация). Второе, большой бизнес требует большие прибыли, а это как известно дороже продать и дешевле купить. Для "продать" есть технологии, что для Кока-Колы, что для Сникерса, что для яхт, они по сути одинаковые. А вот для "купить" (построить) тема другая: захватить как можно широкий сектор клиентов (моделями, размером, универсальностью, ценой), снизить себестоимость за счет опта, упрощения, дешевых материалов (не значит плохих), автоматизации производства. Подцепить клиентов на крючок "новые модели", отработать систему зачета, кредита и сервиса. И все, рынок поделен, клиенты стадами идут в загон к дилерам, где их стригут и они испытывают радость от этого действа, в общем все, как говорится, в шоколаде.
Вернемся собственно к яхтам как таковым, как IOR внесло свою лепту в проектирование и строительство яхт, так и мейнстрим также внес свой вклад. Яхты мейнстрима строятся по следующим принципам, на основании указанного выше: 1) Больше объем (каюты, туалеты, салоны), что в принципе и неплохо. 2) Парусное вооружение уменьшенное или упрощенное, для простоты использования малоопытным экипажем в чартере. (Что тоже правильно) 3) Технологичное производство (отсюда острые углы, прямые линии, стеклянные столы, и т.д.). 4) Красивая внешность, которуе рисует дизайнер-стилист, зачастую делая не просто не удобные яхты, но даже потеницально травматичные. 5) Быстрая смена моделей, чтобы поддерживать желание владельцев, постоянно менять лодки. 6) Выпуск все больших и больших размеров  (%% прибыли же больше) и внушение покупателям, что до 50фт вообще жизни нет, и народ ведь ведется, и очень хорошо причем, особенно новички, которые и составляют второй по массовости сегмент покупателей мейнстрима.
Я не упоминул о мореходности или парусных характеристиках самой яхты, видимо эти вещи не на первом месте у производителей мейнстрима.
Плохо это или хорошо ? Не знаю, хорошо что огромное количество людей, даже при скромных доходах, может отдохнуть под парусом, плохо что массовость убила многих производителей качественных яхт в Европе и опускает уровень парусных яхт, именно как парусных судов для удовольствия, правда и удовольствия бывают разные ...
Продолжение следует.


3 комментария:

  1. Когда приходишь в марину на Лазурном Берегу Франции, то складывается обратное впечатление - что свыше 40 футов жизни нет, ибо нет мест, лист ожидания 5 лет, цены за стоянку космические и без взятки его получить на 1 год практически не реально. Тех кто до 30 футов хотя бы не пытаются стричь и разводить. Наверное поэтому парусники свыше 50 футов стоят все в лионском заливе, на лазурке их можно по пальцам пересчитать.

    ОтветитьУдалить
  2. Абсолютно точно, в этом и состоит "развод", что реально надо 30-40 фт, а производители и продавцы пиарят лодки 50+. А куда их потом ставить и сколько это стоит, они скромно умалчивают. У нас в Росасе (это в Испании, за углом Лионского залива) цены за стоянку лодки больше 12 метров подняли не пропорционально. Оптимальный размер 35фт, об этом и пишу.

    ОтветитьУдалить
  3. Абсолютно согласен, что оптимальный размер все-таки 30-40 футов. У меня друг купил Бенето Океанис 58, но он один вообще и я не пойму зачем одному человеку такая огромная дура которую поставить некуда кроме-как на якорь возле Villefranche.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.