Опасность переворота (knockdown, overkeel) существует всегда, при определенных ветровых и волновых условиях, но настолько ли хороши старые яхты с 50% соотношением балласта к водоизмещенеию ?
Есть такое малораспространенное понятие как "соскальзывание" (skid factor), это когда при значительном крене, ветровом и волновом воздействии, яхта вместо опрокидывания, начинает "соскальзывать" лагом к волне, такое состояние может длиться несколько секунд, но это очень важный момент, так как происходит "амортизация" (absorbtion) волнового момента.
На фото видно, как корпус "вдавливает" в воду. Классические яхты с их узким копусом, большим балластом и низким бортом плохо "соскальзывают", а значит всю энергию волны и ветра воспринимают по полной, отсюда и нередкие оверкили, казалось-бы супер офшорных яхт, широкий киль с большим балластом продолжает сопротивляться удару волны даже на большом углу крена, подветренная часть корпуса глубже погружается в воду, это и создает условия для переворота.
Современные лодки имеют значительно больший "skid factor" и менее подвержены перевороту по следующим причинам: узкий и небольшой площади киль при отсутствии скорости и на большом крену создает незначительное боковое сопротивление, легкий и широкий корпус не погружается в так сильно, как тяжелый и узкий.
Рекламная фотография BOSS (хотя здесь и качающийся киль) хорошо это демонстрирует, т.е. примерно на крене около 45-50 градусов, лодка имеет максимальный восстанавливающий момент и фактически дрейфует (скользит) лагом со скоростью несколько узлов, в таком положении энергия волны будет в значительной мере поглащаться дрейфующим под ветер корпусом.
Что не маловажно, даже в таком положении яхта сохраняет управляемость благодаря подветренному погруженному рулю.
Надо понимать, что проектирование судов и яхт по своей сути является довольно консервативным занятием, это объясняется большими затратами времени и денег на доведение проекта от эскиза до реального объекта и сложностью исправления ошибок. Кроме того в проектировании яхт оказывало влияние наличие доступных материалов и технологий для постройки корпусов, так как даже пластиковые яхты 60-80х в значительной степени копировали деревянные яхты. Появление и бурное развитие новых материалов и технологий, позволило создавать проекты без оглядки на материалы, так как современные композиты позволяют создать практически любую конструкцию с заданными параметрами, правда и здесь не обходится без накладок и гонки Ocean Volvo Race тому подтверждение.
Хорошо ли новое или плохо ? Каждый выбирается сам.
Но BMV 2012 года не менее хорош,
чем Cadillac 1959 года.
Или наоборот ?Продолжение следует: Паруса и твист.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.