Про права и обязанности.

В продолжение темы о регистрации яхт гражданами России в Европе, хочу донести информацию и свое мнение и о правах и обязанностях тех, кто стоит за штурвалом своей или чартерной яхты. Это вопрос тоже постоянно муссируется на различных форумах и блогах.

Сначала разберемся по сути вопроса - для чего нужны вообще эти права и кто их должен выдавать и кому. Понятно что основная задача - это повышение безопасности мореплавания, т.е. снижение риска гибели людей и потери имущества.

Сразу определим сферу о которой идет речь - pleasure - прогулочное плавание для собственного удовольствия, без коммерческой составляющей, это в чистом виде парусный спорт или как теперь говорят - яхтинг.

Ссылаться на документы и конвенции для профессиональных моряков не совсем корректно, в частности на Международную конвенцию о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ) (англ.International STCW Convention).

Что касается прогулочных судов, то  на сегодня нет единого международного документа, который прописывал бы единые правила обучения и выдачи прав на управление прогулочными судами. 

Каждая страна имеет собственные законы для своих граждан, поэтому вторым вопросом, которым надо озадачится, а гражданином какой страны собственно является владелец яхты.

Организацией UNTITED NATIONS ECONOMIC COMMISSION FOR EUROPE INLAND TRANSPORT COMMITTEE была принята Резолюция № 40, которая РЕКОМЕНДУЕТ странам ее подписавшим, унифицировать требования к обучению и выдавать единый документ подтверждающий компетенцию капитана яхты - ICC (International Certificate of Competence).
Как видно из названия, это комитет по европейским прибрежным и внутренним водам, а не международным водам, далее из 27 стран ЕС, резолюцию подписали только 16 стран, резолюцию не подписали члены ЕС - Польша, Италия, Испания и т.д. Таким образом, эта конвенция касается ТОЛЬКО стран ЕС, подписавшим эту Резолюцию № 40,  Россия и ее граждане никаким образом в это не вписываются.
Так как нет ясности в международном контексте этого вопроса, то принимают сложившуюся практику за базу для практического применения. Граждане России стали активными клиентами чартерных компаний сравнительно недавно и все сразу захотели стать "капетанами", но сложившиеся система обучения парусных рулевых и капитанов была разрушена в период смутного времени 90-х, а новая только сейчас создается, но людям нужны были какие-то документы еще вчера, чтобы брать лодки в чартер. На этой базе бурным цветом расцвели десятки различных парусных школ, которые взяли программы от известной английской системы обучения RYA (Royal Yachting Association), по сути аналог отечественной ВФПС. Позже стала внедряться и аналогичная канадская система обучения IYT (International Yacht Training), которая также активно используется российскими яхтенными школами.
Чартерным компаниям нужны какие-то понятные документы, подтверждающие компетентность своего клиента, причем это требование идет от страховой компании, которая страхует яхты в чартере. После разрухи(перестройки), получить яхтенного капитана в России стало практически невозможно, ГИМС всячески открещивался от парусников, и тут вдруг Королевская Яхтенная Ассоциация, где за сумму Х и пару недель обучения можно получить какой-то документ, с которым дают яхту в чартер, а что еще надо. И вот вчерашние выпускники первых школ, уже через годик становятся капитанами-инструкторами и открывают свои школы, т.е. рост количества школ стало расти в геометрической прогрессии, к сожалению не все они обеспечивают требуемый уровень обучения.
Тут надо понять, а вернее внимательно прочитать, выдаваемую школой бумагу - это справка (сертификат, диплом) об окончании курса обучения.
Certificate of Competence (по русски - права) выдаются ТОЛЬКО государственными органами и своим гражданам, НО такие функции по выдаче прав могут быть переданы другим организациям, по поручению гос.органа. В Англии такой номинированной организацией является RYA, а в России например  ГИМС.
Таким образом  RYA выполняет двойную функцию - организация обучения с выдачей диплома об окончании курса, и выдача государственного сертификата на управление.
Диплом об окончании школы и государственные права на управление яхтой - это два разных документа, но чартерным компаниям это достаточно, а многочисленные российские школы, обучающие по готовым программам, в этом заинтересованны коммерчески.

Указанная выше Резолюция 40, с целью распространения единого документа ICC (International Certificate of Competence), разрешает национальным администрациям выдавать ICC и гражданам других стран, которые подтвердят свой практический опыт управления яхтой. В частности пример IYT, которая организует выдачу ICC через администрацию Ирландии, т.е. это государственный документ, в отличии от остальных документов, выдаваемых частными школами.

Будем надеяться, что система обучения и сертификации в России будет приведена в нормальное русло и может даже будут выдаваться ICC.
Но главное конечно это не бумажки, а хорошие знания и практический опыт для обеспечения безопасности себя и окружающих.
Счастливого плавания.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.