Как и любое сообщество, объединенное общим делом, не является равномерным и делится по разным параметрам на некоторые неформальные группы. который хоть и являются частью сообщества, но имеют и свои специфические особенности.
Общаясь лично или через интернет с достаточно большим количеством людей из яхтенных кругов, стал замечать некоторые выраженные особенности восприятия мира. Естественно это мое личное и субъективное мнение, не является истинной, просто хочу поделиться, естественно никого не хочу обижать. Если как-то систематизировать сообщество яхтенных людей, не в порядке важности, а просто подряд, то можно условно разделить примерно так:
Гонщики
Большинство из них прошло все ступени парусного спорта от Оптимиста и далее, некоторые стали профессиональными спортсменами или просто гонялись на разных лодках в местных регатах. Другие пришли в парус позже, но на крейсерских яхтах тоже достигли определенного уровня, причем и как рулевые и как команда. Вероятно именно те люди, которые по настоящему умеют управлять яхтой, чувствуют ветер и лодку, у них нет проблем со швартовкой или управлением на большой волне. Некоторые из них нанимаются в платные команды на различные регаты, так и зарабатывают себе на жизнь, использую свой опыт и знания. Они могут не знать 50 морских узлов или расчет сизигии, но встав за руль любой лодки, они приведут ее к финишу самым быстрым путем.
Ракушки
Как правило это уже относительно немолодые люди, выросшие на базе советского парусного дела, когда не было ускоренных курсов рулевых за неделю и чтобы получить Диплом (с большой буквы) надо было пройти довольно длительный путь от юнги-матроса до капитана, да и став капитаном, еще не факт что будет яхта, на которую назначат капитаном. Они обладают большими практическими знаниями по содержанию и ремонту яхты, отлично знают местную лоцию, уверенно управляют яхтой в любых условиях, многие из них состоялись и как личности, став успешными руководителями или учеными. Пройдя большой жизненный путь, в том числе и в парусе, нередко это очень интересные и знающие люди, с которым приятно общаться на любые темы.
Владельцы
Есть уже некоторая группа состоятельных граждан, которые не только могут себе позволить купить любую яхту, но и содержать команду. Так как рядом с большими деньгами всегда живут рядом большие амбиции, можно видеть такие яхты на известных знаковых регатах, на руле чемпион мира, в тактиках известный гонщик, на шкотах натасканные мускулистые молодые ребята, все в супер модных непромах последней коллекции, а в списке участников регаты фамилия владельца, в общем все довольны. Есть единицы, которые смогли создать за несколько лет действительно конкурентные команды, но конкуренция в гоночном секторе очень большая и не часто удается выбиться в первую тройку в серьезной регате.
Молодежь
Активные молодые юноши и девушки, которые пришли в парус не из детских парусных школ, но из серфинга или из студенческих компаний, ведущие спортивный образ жизни, успешно совмещая парус с горными лыжами, велосипедом, кайтом и другими видами активного отдыха. У них как правило нет возможности брать в чартер яхты на средиземке, но это не мешает им принимать участие в местных регатах на швертботах, SB20, Эмках и других небольших лодках. Они знают правила парусных гонок, умеют неплохо рулить небольшими лодками и иногда побеждать в регатах, при этом не забывая повышать свой теоретический уровень на различных курсах. Вероятно это самая активная группа парусников, которые потом пойдут дальше, по мере взросления и появления финансовых возможностей.
Чартерные яхтсмены
Это особая группа любителей, как правило семейные экипажи, которые являются основными клиентами различных парусных школ и далее и чартерных компаний. Они пришли в яхтинг уже во взрослом возрасте, не имя парусной молодости за спиной, но очень активно впитывают всю информацию от инструкторов, интернета и других источников, мечтая в будущем о своей яхте и большом плавании, но на настоящий момент чартер это единственное, что им доступно из-за своей работы, семьи, дефицита времени и ограниченных финансов. Многие испытывают сложности с управлением и швартовой, так как неделя другая практики со школой и разовые выходы вдоль берега, этого конечно недостаточно, да и не всем это дано по умолчанию. Это как права на машину, получили все, а ездить хорошо и по правилам умеют далеко не многие.
Чартерные капитаны
Собственно это вчерашние чартерные яхтсмены, некоторые приобрели определенный опыт и меряются пройденными милям в лог-буках. Наиболее предприимчивые сделали из своего интереса и опыта небольшой личный бизнес, организуя походы для всех желающих в разных регионах мира на арендованной яхте под своим управлением. Если капитан имеет некоторую харизму и хорошие организаторские способности, то список постоянных клиентов может быть довольно значительным, тем более существует постоянный приток желающих чартерных яхтсменов, которые хотят походить на яхте в интересных местах, но боятся самостоятельно арендовать и управлять яхтой.
Инструктора
Часть чартерных и просто новоиспеченных яхтенных капитанов переквалифицировалась в инструктора, многие пооткрывали свои парусные школы, благо получить лицензию от IYT не слишком сложно. Периодически вспыхивают интернетные стычки между инструкторами парусных школ, на почве конкуренции и обвинения товарища по цеху в разных правдивых или не очень грехах, воду еще подливают и обиженные клиенты. Большинство из них начали свою парусную карьеру совсем немного лет назад, как правило придя из других своих специальностей, кого тут только нет, и рыбаки и программисты и офицеры и железнодорожники и вообще непонятно кто. У кого-то это неплохо получается, а кто-то просто рубит деньги на новичках, обещая много и дешево, размещая посты с красивыми картинками в стиле "осталась последняя каюта, опыт не требуется".
Регатники
Это такая разновидность чартерных яхтсменов, но с достаточным парусным опытом, в том числе и парусных гонок. Они собирают команды из единомышленников, арендуют не самые плохие яхты и принимают участие в разных регатах, но наиболее популярны гонки моноклассов, где можно показать свой уровень и выиграть заслуженную победу. В серьезных офшорных регатах побед не много, довольно сложно бороться со сборным экипажем на арендованной яхте против фактически европейских профессионалов, которых нанимают владельцы яхт.
Другие регатники это новички, которые с удовольствие принимают участие в любительских регатах чартерных яхт, которые регулярно проводятся в теплых и комфортных условиях восточной средиземки. Разнообразные party скрашивают горечь поражения и создают атмосферу праздника, что и остается в памяти участников.
Среди них выделяются "организаторы", которые получают некоторый заработок за каждую регату, поэтому количество таких чартерных регат растет как грибы.
Подпольщики
Есть и определенная группа яхтсменов, которых вы не найдете в соцсетях, они последовательно двигались к своей цели, выбирали себе яхту, дооборудовали по своему пониманию, некоторая их часть ушла в дальние походы, другие сидят в турецких и греческих маринах, продолжая лелеять свою мечту о дальнем плавании. Их личные яхты содержаться в хорошем техническом состоянии, так как и были куплены у таких-же владельцев, которые долго и с любовью оборудовали свои яхты для кругосветного плавания, но так никуда дальше средиземки и не пошли.
Состоявшиеся
Хорошие и не дешевые яхты, с хорошей комплектацией, постоянно бороздящие моря где-то за океаном или стоящие в недешевых маринах, это относится к "состоявшимся", люди которые заработали неплохие деньги, умело продали или организовали свой бизнес и имеют достаточно средств и главное время для путешествий, о чем мечтают все остальные. Как правило в их постах в соцсетях идут красивые закаты, огромные рыбы или экзотические блюда. Наверно это самые "правильные" яхтсмены, они делают что и как им нравится и не требуют за это денег с окружающих.
Кругосветчики
Такими кишат все форумы и сети, причем как отечественные, так и зарубежные. Они очень хорошо знают матчасть, отлично разбираются в моделях автопилотов или в ремонте мотора, много знают о штормовании в океане, в котором никогда не были, у них полная библиотека всех парусных книг и подшивка журналов "Катера и Яхты". Отдельные наиболее активные личности даже совершили дальние походы на небольших бюджетных яхтах, но большая часть из них это диванные капитаны, которые активно присутствуют на всех яхтенных интернет площадках, давая довольно дельные советы новичкам. Они ждут своего звездного часа, который все никак не приходит, но мечта живет в их сердцах.
Самостройщики
Это отдельная каста яхтсменов, которые твердо уверены, что можно построить большую океанскую яхту у себя во дворе, это будет в разы лучше, а главное дешевле того, что продается на рынке. Многие из них хорошо технически образованы, умеют варить и строгать, маринизировать двигатель от трактора или сварить мачту из водопроводной трубы. К сожалению большинство таких проектов зависает на стадии сваренного корпуса, десятки если не сотни которых разбросаны по территории нашей немаленькой страны, обычно все упирается банально в деньги, такие проекты могут тянутся и 5 и 10 лет, что не редкость. Есть конечно несколько людей, которые построили и довели до воды хорошие и надежные яхты, некоторые даже бороздят уже дальние моря, но их буквально единицы. В общем сам процесс создания своего судна вероятно даже имеет большее значение для них, чем конечная цель в виде дальнего плавания, на которое надо еще время и деньги, а их уже может и не быть.
Авантюристы
В общем авантюристы и двигают это мир, другой вопрос в какую сторону. Когда желание превышает возможности в сочетании с легким пофигизмом, это и есть основа для очередной авантюры, как правило уже не первой. Покупается самая дешевая на рынке небольшая лодка, своими руками доводится до какой-то мореходной кондиции, берется компаньон, разделяющий такой подход, как правило это жена или подруга, а бывает еще и с маленьким ребенком и экипаж отправляется в плавание своей мечты, по пути приобретая опыт и решая возникающие задачи, некоторые даже умудряются получать какие-то интернет-деньги за описания своих приключений. Есть успешные "проекты", но к сожалению мы знаем и печальные результаты, но в любом случае эти люди сами руководят своей судьбой и соответственно и сами несут ответственность за свои ошибки.
Постояльцы
Это посетители всех яхтенных выставок, они в курсе последних моделей яхт и оборудования, лично знакомы с большинством дилеров, иногда даже подписывают предварительные договора на покупку яхты, но потом пропадают на неопределенный срок. В конце концов покупается яхта на каких огромных скидках или акциях, как правило "русского размера" 50+, в комплектации указываются почти все опции, которые есть в списке, не всегда понимая зачем это им надо. Наступает торжественный момент, приглашаются все друзья и родственники, спуск яхты, шампанское, дневной выход с капитаном, потом это повторяется еще несколько раз и на этом все заканчивается. Яхта стоит в марине, за нее платится страховка, ежегодно делается необрастайка, но яхта никуда не выходит или в лучшем случае на денек покупаться в соседнюю бухту. Оказалось что жену тошнит, друзьям уже надоело и они уехали отдыхать в Таиланд, ребенок сидит с дивайсом и ему все равно, самому выходить страшно, вот и стоит она в марине, а через пару лет яхта продается по небольшой цене, кстати очень выгодная покупка для следующего владельца.
Вот такой получился "краткий" обзор, понятно что это все очень условно и конечно субъективно, поэтому всерьез не следует воспринимать эту статью. Все члены парусного сообщества по своему молодцы, даже только потому, что они не мотористы.
Счастливого плавания !
Интересно)
ОтветитьУдалить