После рассмотрения преимуществ и недостатков стаксельного вооружения в моей последней статье, логичным продолжением будет взгляд на варианты вооружения передних парусов.
Понятно что каждый тип вооружения предназначен для определенных условий и района плавания, поэтому это надо учитывать и при выборе яхты и при планировании своих маршрутов.
Для чартерного и круизного плавания в прибрежной зоне и разовых морских переходов в летнее время, как правило стандартом является вооружение шлюпом (Sloop) с гротом на закрутке в мачту и большой генуей на закрутке.
Это вооружение вполне соответствует своему предназначению, плоский грот уменьшенной площади и генуя 130-150%, это позволяет быстро и просто уменьшить площадь парусности в случае неожиданного усиления ветра и не требует выхода экипажа на палубу.
В принципе удобно для не слишком опытного экипажа, есть свои плюсы, но есть и минусы такого вооружения.
При рифлении большой генуи, ЦП сдвигается значительно в нос, форма паруса конечно не оптимальная и зачастую образуется существенное "пузо" на парусе. Грот исходно плоский и не лучшей формы, при закручивании также сдвигает ЦП к носу. В результате имеем разбалансированную парусами яхту с неэффективными по форме парусами, как следствие могут возникать сложности с управление, особенно если крен слишком большой и недостаточно зарифлены паруса. При узком киле и одном пере руля, да еще и с не самой оптимальной формой корпуса, возникают сложности в удерживании лодки на курсе и как результат всем известный брочинг, неконтролируемый рулем привод к ветру, вплоть до непроизвольного поворота оверштаг.
Хотя причиной брочинга является срыв потока на пере руля, но в основе этого лежит значительный угол перекладки руля, что в свою очередь вызвано большим креном и несбалансированным ЦП. Это хорошо знают и теоретики и практики, что сбалансированная парусами яхта и с площадью парусов адекватной погодным условиям, являются основой безопасного и комфортного плавания.
Хотя причиной брочинга является срыв потока на пере руля, но в основе этого лежит значительный угол перекладки руля, что в свою очередь вызвано большим креном и несбалансированным ЦП. Это хорошо знают и теоретики и практики, что сбалансированная парусами яхта и с площадью парусов адекватной погодным условиям, являются основой безопасного и комфортного плавания.
Более современные круизные яхты с широкими корпусами, симметричными креновыми ватерлиниями и двумя перьями рулей, значительно менее подвержены брочингу по сути, но сбалансированность парусами продолжает играть первостепенную роль. Вообще можно сказать, что сегодня серийные яхты для массового потребителя или как их еще называют "mainstream", больше ориентированы на объем и комфорт внутри и на палубе, для отдыха в летнее время. Вопросы ходовых характеристик под парусами, удобства управления и практичности, как-то отошли на второй и даже третий план. Наверно поэтому даже при изобилии предложения новых моделей, так сложно найти настоящую парусную яхту, а не плавдачу.
Теперь немного про грот, есть конечно и улучшенные варианты закруток в мачту, когда грот с вертикальными латами, это позволяет иметь нормальный по площади парус и сохранить простоту рифления.
К плюсам можно добавить и то, что парус практически полностью в мачте и не подвержен воздействию солнца, срок его жизни может быть чуть больше обычного паруса на гике.
Теперь немного про грот, есть конечно и улучшенные варианты закруток в мачту, когда грот с вертикальными латами, это позволяет иметь нормальный по площади парус и сохранить простоту рифления.
К плюсам можно добавить и то, что парус практически полностью в мачте и не подвержен воздействию солнца, срок его жизни может быть чуть больше обычного паруса на гике.
К минусам можно отнести возможные проблемы с "закусыванием" грота, а это обычно случается в самый неподходящий момент, и дополнительный вес мачты, что отрицательно сказывается на остойчивости. Форма самого грота также ограничена его возможностью хорошо закручиваться в мачту.
Для тех кто имеет свою яхту и ходит малым экипажем немного дальше Турции и Греции, вопрос типа вооружения приобретает другое значение и это можно видеть на яхтах на другой стороне океана. Грот как правило обычный, на ползунах или каретках, как максимум с системой single-line-reefing и 3 рифа. Сквозные длинные латы хорошо задают и поддерживают форму паруса, даже в зарифленном состоянии.
С передними парусами вариантов несколько больше чем один. Стандартный шлюп с гротом и большой генуей конечно является базовым вариантом для любой яхты.
Но для дальнего плавания такого вооружения может быть недостаточно, особенно с учетом особенных ветровых районов. Это могут быть и Средиземное море с переменными ветрами, Балтика и Северное море, где дует всегда "в морду" или попутные "торговые" ветра в тропической Атлантике, а может быть и "по серьезному" в Индийском океане.
Вариация шлюпа (Sloop), это вооружение куттер (Cutter), когда на двух штагах ставят два паруса, на переднем основном штаге парус с высоким шкотовым углом, который называется Yankee Jib, а на внутреннем штаге ставят небольшой парус Staysail. При умеренном ветре, оба паруса несут одновременно на длинных галсах в море, для прибрежного плавания в узкостях это не совсем удобный вариант.
Но в основном, такое вооружение очень удобно и практично, можно настроить площадь парусов и баланс лодки на любой ветер и без потери ходовых качеств. Сначала берут первый риф на гроте, потом частично или полностью закручивают Yankee, далее второй риф на гроте.
Передние паруса меньшей площади и с ними легче работать, чем только с 150% генуей, которая при частичном закручивании превращается в жалкое подобие нормального паруса.
При дальнейшем усилении ветра, берут третий риф или ставят трисель, на вместо Staysail ставят штормовой стаксель. При это парусный баланс лодки и соответственно управляемость остаются практически неизменными, что положительно влияет как на работу авторулевого, так и ветропилота.
Вариация этого вооружения, это так называемый Slutter, когда на основной топовый штаг вместо Yankee jib с высоким шкотовым углом, устанавливается обычная большая генуя 130-150%, а на внутренний штаг ставится Staysail, который играет роль и дополнительного и штормового паруса.
Используется как правило только один парус, в слабый и умеренный ветер, примерно до 12-15 узлов, несется полная или частично зарифленная генуя, при более сильном ветре, генуя закручивается полностью и ставится Staysail из тяжелой ткани, который может использоваться и до штормового ветра, грот рифится соответственно на 1-3 рифа, в зависимости от условий. Такое вооружение сейчас очень популярно, так как оно простое в работе и сохраняет хороший баланс яхты практически при любом ветре.
Используется как правило только один парус, в слабый и умеренный ветер, примерно до 12-15 узлов, несется полная или частично зарифленная генуя, при более сильном ветре, генуя закручивается полностью и ставится Staysail из тяжелой ткани, который может использоваться и до штормового ветра, грот рифится соответственно на 1-3 рифа, в зависимости от условий. Такое вооружение сейчас очень популярно, так как оно простое в работе и сохраняет хороший баланс яхты практически при любом ветре.
Еще один возможный вариант вооружения круизной яхты это Solent rig, когда рядом с основным штагом устанавливают второй параллельный штаг, на котором ставят узкий и высокий парус 100%, т.е. который не заходит за мачту и иногда используют и поперечный погон для автоматического стакселя.
Считается что название пошло от французских яхтсменов, которые часто пересекали пролив Ла-Манш и в проливе Солент для лавировки ставили новый парус Solent, потом такой тип вооружения подхватили англичане, ну и далее по всем миру.
Второй штаг для паруса Solent может быть как постоянным и с закруткой, так и съемным, с креплением паруса на раксах. Сейчас часто используют съемный штаг из композитных материалов, что уменьшает его вес.
Преимущества у вооружения Solent в общем три, его площадь примерно на 30% меньше, чем площадь основной генуи, поэтому при перовом рифе на гроте, ставят парус Solent и сворачивают основную геную. Уменьшенная площадь до 100% и достаточно прочный и плоский парус, а иногда еще и с погоном-автоматом, делает его удобным для лавировки в свежий ветер.
Вторым плюсом является возможность нести на полном курсе сразу два паруса, зачастую даже без грота. Этим часто пользуются круизеры делающие переход через океан с попутными ветрами. Если оба паруса стоят на закрутках, то можно легко регулировать площадь парусности буквально за несколько минут, что в тропических районах очень удобно при кратковременных шквалах.
Некоторым недостатком является, что штаг с закрученной генуей создает значительные завихрения на острых курсах и парус Solent jib работает в возмущенном потоке, что в некоторых случая оказывает существенное влияние на эффективность паруса. Такой пример был у нас на старте регаты La Ruta de la Sal в 2008 году из Барселоны на Ибицу. Старт в лавировку при ветре 6-8 узлов, рядом лодки едут, мы тормозим, без каких либо оснований. Причина оказалась банальной, у нас стоял закрученный на закрутке Code-0, сразу перед генуей, завихрения от "колбасы" влияли на геную, которая хотя и стояла нормально визуально, но по факту очень плохо работала. Хорошо быстро сообразили, быстро спустили Code-0 и сразу поехали на узел быстрее.
Некоторым недостатком является, что штаг с закрученной генуей создает значительные завихрения на острых курсах и парус Solent jib работает в возмущенном потоке, что в некоторых случая оказывает существенное влияние на эффективность паруса. Такой пример был у нас на старте регаты La Ruta de la Sal в 2008 году из Барселоны на Ибицу. Старт в лавировку при ветре 6-8 узлов, рядом лодки едут, мы тормозим, без каких либо оснований. Причина оказалась банальной, у нас стоял закрученный на закрутке Code-0, сразу перед генуей, завихрения от "колбасы" влияли на геную, которая хотя и стояла нормально визуально, но по факту очень плохо работала. Хорошо быстро сообразили, быстро спустили Code-0 и сразу поехали на узел быстрее.
При слабых попутных ветрах иногда используется круизный генакер, так как обычный спинакер со спинакер-гиком непросто ставить и убирать экипажу из 1-2 человек, кроме того спинакер требует большего внимания на брасах, чем генакер. Я отказался от использования различных закруток для генакера, простой носок "Sock", для круизной яхты это просто и практично, а главное получается гораздо быстрее убрать парус одному, вместо того чтобы тянуть десятки метров веревки от закрутки, а потом еще спускать "колбасу" от бушприта, слишком много действий.
Но на практике наиболее практично, это использование передних парусов в комбинации с гиком (Whisker pole), как на фото ниже. Если есть два передних паруса, то надо иметь два гика, на фордевинде два передних паруса при убранном гроте обеспечивает хорошую курсовую устойчивость, меньше напрягает автопилот, меньше расход энергии и даже уменьшает бортовую качку, в общем одни плюсы, хотя такая схема работает довольно в узком диапазоне попутного ветра, но когда он дует неделю, имеет смысл сделать такое вооружение.
Естественно это только основные типы вооружения передних парусов, есть варианты, когда устанавливают сразу три передних паруса: Yankee jib, Solent, Staysail и Code 0. Такие варианты используют с закрутками на многих океанских гоночных яхтах, но и на круизных лодках тоже не редкость.
Возможно кому-то эта статья покажется не интересной, но возможно кто-то и узнал что-то новое для себя. Написал ее потому что сейчас занимаюсь проектом перевооружения круизной яхты с закруткой в мачту и большой топовой генуей в Cutter или вернее Slutter.
Доброе чтиво. Есть над чем задуматься.
ОтветитьУдалитьЛично мне был бы весьма интересен подобный анализ вооружения применяемого на катамаранах. Учитывая, что площадь больше, а кризисные ситуации на катамаране желательно не создавать ибо последствия могут быть печальнее.
я думаю надо четко разделять спорт и туризм, как на яхтах так и на катах. Если туризм, то стаксельное вооружение отличный вариант, тем более кат позволят шкот на большую ширину выносить. Мачта может быть самая простая, труба алюминиевая или стеклопластик или карбон. Да площадь конечно будет меньше, чем с гротом, но более удобно для туриста.
Удалить