Каждый год, ближе к весне, вопрос новой необрастайки становится актуальным для многих владельцев яхт. Кто-то уже определился с маркой краски и пользуется, другие спрашивают совета, третьи экспериментируют.
Экологические законы во многих странах ужесточились, поэтому компании производители необрастающих покрытий постоянно разрабатывают новые решения. Надо сразу сказать, что идеального необрастающего покрытия в мире не существует, кто решит проблему защиты от обрастания корпуса, войдет в историю мореплавания.
Сейчас кратко перечислим возможные варианты защиты корпус от обрастания, при этом надо отметить, что каждый район плавания или базирования имеет свои особенности. Различия зависят от температуры воды, солености, проточности, типа морской флоры, режима использования яхты и скорости движения, подготовки поверхности корпуса, технологии нанесения и только в самом конце уже от типа краски или покрытия.
Необрастающие краски
Необрастающие краски делятся две группы, твердые и смываемые, обе группы содержат различные химические компоненты, но работают на разных принципах.
Твердая краска медленно выделяет вещества, которые защищают от нарастания морской флоры. Смываемая краска не позволяет укрепляться морской флоре на поверхности и краска постепенно смывается вместе с обрастанием. Для смываемой краски важно некоторое движение воды, поэтому она не очень эффективна при длительном стоянии в закрытых маринах. Кроме того смываемая краска в общем не предназначена для чистки, хотя многие это делают, что вызывает еще большее обрастание. Все необрастающие краски содержат биоксиды и химические добавки, которые так или иначе попадают в воду и вызывают ее загрязнение. Некоторые эффективные добавки в смываемые краски, например меди или олова, запрещены во многих странах мира. Для выбора подходящей краски надо учитывать комплексно условия использования лодки и район плавания. Цена около 50-60 евро/л
Силиконовые покрытия
Силиконовые покрытия, так же как и смываемые краски, не позволяют морским организмам закрепляться на поверхности корпуса. Если есть некоторое обрастание, оно лего смывается с поверхности мягкой губкой или щеткой.
Силиконовые покрытия практически не смываются и не загрязняют окружающую среду, в отличии необрастающих твердых и смываемых красок. Нанесение силиконового покрытия требует специальной подготовки и грунтовки корпуса. На силиконовое покрытие нельзя наносить никакую краску, она просто не прилипнет к поверхности. Если понадобится сменить покрытие, надо зачищать поверхность до гелькоута, это не очень просто сделать с силиконовыми покрытиями. Также силиконовое покрытие не очень стойкое к трению, т.е. например стропа при спуске лодки могут повредить покрытие. Срок использования покрытия рекламируют от 5 до 10 лет, но это в идеальном случае. Расход примерно 9 м2/литр, Цена около 70-80 евро/л
Необрастающие пленки
Новый вариант нанесения необрастающего покрытия, это силиконовые или другие нано пленки, которые наклеиваются на подготовленную поверхность подводной части. Работают они примерно также как силиконовые покрытия.
Из недостатков, это сложность приклеивания на маленьких радиусах (рули, скеги, кили и т.д.), рекомендуется приглашать специалистов для оклейки, что стоит определенных денег, для яхты 40фт это около 1000 евро. Для нанесения пленки, поверхность должна быть зачищена от старой необрастайки и нанесен специальный грунт для приклеивания.
Гарантийный срок пленки около 5 лет. Пленку можно иногда чистить щеткой или мыть водой под давлением. Однако пленка подвержена механическому повреждению, например при подъеме на стропах или при касании причала. Цена 40 евро/м2 + работы
Структурные необрастающие составы
Такой необрастающий состав наносится в матрице при производстве корпуса, вместо или поверх обычного гелькоута. Состав с названием М300 включает в себя медный порошок черного цвета, который был специально разработан для того, чтобы цвет не менялся со временем.
По сути это обычная матричная полиэстеровая смола с наполнителем из медного порошка, так же как и CopperCoat, только в котором используется эпоксидная смола. Состав может наноситься как валиком так и пистолетом, поверхность получается более гладкой и расход меньше.
Гарантийный срок работы М300 составляет 5 лет, после чего наносится новое покрытие, но уже не в матрице, а обычными способом, как покрытие. Преимущество, что это прочное покрытие (конструктивное), однако не исключает периодической чистки или мойки корпуса. Поверхность из матрицы очень гладкая, что тоже улучшает способность борьбы с обрастанием. Расход около 5 м2/литр
CopperCoat
Это наиболее известное название и марка эпоксидного состава с наполнителем в виде медного порошка. Содержание медного порошка составляет около 99%.
Производитель рекламирует срок использования около 10 лет, но это не значит, что не надо совсем чистить лодку. Другой плюс, что можно периодически локально подкрашивать места, где медь потеряла свойства и смылась, обычно это ватерлиния или передняя часть киля. Наносить можно самостоятельно или специалистом от поставщика, кистью или безвоздушным пультом. Много зависит от подготовки поверхности и технологии нанесения, а также поддержание чистоты корпуса. Это совсем не так как многие думают, покрасил и забыл на 10 лет. Встречались случаи, когда из-за ошибок при нанесении покрытия, даже поставщиками, были проблемы с CopperCoat. В Марокко встретили француженку на 45фт новом катамаране, ей покрасили в Италии CopperCoat и через 1000 миль перехода, покрытие начало пластами отслаиваться. Другой случай в Америке, также покрытие было нанесено специалистами поставщика, но через 6 месяцев корпус оброс, как и не покрывали ничем. В обоих случая вероятно нарушение технологии нанесения CopperCoat. Стоимость нанесения этого покрытия достаточно высокая и может достигать несколько тысяч евро.
Ультрасоник
Широко рекламируемые несколькими производителями системы ультразвуковой защиты корпусов от обрастания имеют свои особенности.
Излучатели крепятся к корпусу яхты изнутри, их количество зависит от размера и конструкции корпуса, это может быть стеклопластик или металл, а вот на композитных сендвичевых или деревянных корпусах, излучатели практически не работают. Излучатели генерируют ультразвуковые колебания, которые передаются на корпус, эти колебания корпуса не позволяют морским организмам закрепиться на поверхности корпуса яхты.
Блок управления питается от бортовой сети и 2 датчика потребляют около 25 ампер в сутки, что в общем совсем не мало. Некоторые элементы, например руль, киль или форштевень, на которые плохо передаются колебании, не полностью защищены от обрастания (на фото пример).
С практической точки зрения, вероятно такие системы надо использовать на небольших моторных лодках, которые в основном стоят у причала., для парусной яхты это не самое лучшее решение.
Домашние заготовки
В этом году, из-за ограничений и длительной зимней стоянки на берегу, мы с товарищем с соседнего катамарана решили подготовить и провести эксперимент на руле моей 40фт яхты.
Сам корпус был зашкурен до гелькоута, покрыт грунтовкой Hempel Underwater Primer и двумя слоями смываемой краски Hempel Mille NCT. А на руле проводится практический опыт, нанесено 2 слоя жидкой эпоксидки с медным порошком 38 микрон, содержание около 50-60%. Позже будет нанесен третий слой с содержанием меди 100%. Часть покрытия будет содержать антибиотик или стрептоцид. Часть руля, поверх третьего слоя эпоксидки, будет покрыта силиконом и часть руля обычной необрастайкой. Таким образом на поверхности руля будут тестироваться все возможные вариации необрастающих покрытий. По результатам сезона, можно будет сделать некоторые предварительные выводы. Цена эпоксидки с медью около 40 евро/л, расход 8 м2/л.
На настоящее время не существует идеальных решений по борьбе с обрастанием корпусов яхт. Даже если заявленные 5-10-летние сроки и были бы правдой, все равно лодку надо периодически поднимать для чистки винтов, замены анодов, ремонта небольших повреждений, да и просто осмотра корпуса, руля и киля. Однако вопрос необрастайки становится актуальным для всех владельцев с приближением каждого парусного сезона.
Счастливого плавания !
Хотел бы заметить то, что использование антибиотиков в такой форме сильно повышает селекцию антибиотико-резистивных штаммов бактерий. Мой коллега как раз проводит исследования влияния стоков антибиотиков из мед. учреждений в малые реки. Всё достаточно грустно. Сегодня мы красим лодку краской с антибиотиком, а завтра нас не смогут спасти в неотложке.
ОтветитьУдалитьвозможно и так, но с краской концентрация в воде будет просто несерьезная, вред который приносит фармацевтика напрямую в организм несоизмеримо больше.
УдалитьДобрый! Есть результаты экспериментов?
УдалитьРезультат в общем ожидаемо нейтрально-отрицательный, правда силикон не пробовал наносить. Чистить корпус каждые пару месяцев надо в любом случае и медь не исключение, хотя обрастает немного меньше и по другому.
Удалить