Якорный огонь, что может быть проще, но даже такое простое приспособление может иметь некоторые особенности и даже недостатки.
Стандартная видимость в несколько миль кажется более чем достаточна для предупреждения от всех возможных неприятностей, но так ли это на самом деле. Это все хорошо, пока в безлюдном месте стоит одна или несколько яхт и огонь на топе мачты отчетливо виден в темное время.
Но если на берегу расположены здания или другие постройки, которые имеют освещение и все это расположено еще на горах вокруг бухты, то обычный якорный огонь просто западает на фоне береговой засветки. Если к этому добавить еще звездное небо, то обнаружить огни становится еще сложнее.
Небольшие и быстроходные катера просто не видят этих огней, так как они находятся значительно выше уровня глаз рулевого.
Яркость и расположение навигационных огней прописана в МППСС, основа этих правил была написана в середине 19-го века, когда не было электрических ламп, скорости судов были небольшие и их количество относительно незначительное. Засветки от береговых объектов практически не было, так как освещение было на свечах или керосине, которые экономили, люди ложились спать и вставали рано, вопрос о береговой засветке не стоял и одного масляного фонаря на баке было вполне достаточно.
Но времена сильно изменились за 150 лет и жизнь стала принципиально другой, а с ней естественно использование старых правил требует изменения.
Согласно правилу 5 МППСС-72 (Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.), должно вестись наблюдение, причем независимо от размера судна.
В практической плоскости круизных яхт с малым экипажем или одним человеком, это технически невозможно выполнить. Как следствие, столкновение на якорной стоянке является довольно частым явлением в местах массового скопления яхт и дополнительные меры по освещению судов могут значительно добавить для безопасности на якорной стоянке.
Если раньше на парусниках якорный огонь выставляли на баке, согласно правилам, то производители парусных яхт взяли на себя ответственность считать наиболее видным местом это топ мачты. Можно теоретически это считать правильным, но на самом деле они просто упростили себе работу, прокладывая несколько кабелей в мачту вместе.
Кто подходил в безлунную ночь на якорную стоянку, понимает что якорный огонь на топе высокой мачты не виден для безопасного маневрирования на небольшой площади и при ограниченных глубинах.
Вероятно в таком случае очень полезно иметь двойное освещение, верхнее и нижнее, и как дополнение некоторое палубное освещение лишним не будет.
По правилу 30 МППСС - (b) Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила. (с) Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.
Таким образом второй якорный огонь и дополнительное палубное освещение соответствует действующим правилам, поэтому нет смысла это игнорировать для повышения безопасности.
Возможны различные варианты установки дополнительного или основного якорного огня и освещение палубы. Сейчас есть морские якорные огни с солнечной панелькой и светодиодной лампой, с дальность света 2-3 мили, что соответствует правилам.
Для дополнительного освещения палубы и кокпита сейчас есть множество различных вариантов от китайских фонарей до светодиодных гирлянд. Еще есть дешевые садовые светильники, которые по инструкции светят до 8 часов, но по факту это обычно не более 4-6 часов, т.е. немногие из них досветят до утра. Для небольшого освещения кокпита вечером они подойдут, но как полноценное освещение палубы конечно нет.
Наиболее универсальный, практичный и бюджетный вариант это использовать якорный огонь, закрепленный на палубе в носовой части, можно прямо под дневным якорным шаром.
Я использую именно такой вариант и он имеет следующие преимущества. Лампочка в фонаре достаточной яркости, светит хорошо и соответствует требованиям правил. Линза в нижней части фонаря рассеивает свет на палубу и достаточно хорошо ее освещает, но не слишком сильно. Якорный фонарь подключается своим проводом к палубному разъему у мачты, нет проблем заменить лампочку в любой момент и не надо залезать на мачту. Из минусов, что надо подвешивать огонь каждый раз при постановке на якорь в ночное время. Была встроенный элемент для автоматического включения и выключения, но он перестал работать практически сразу же, есть план заменить на новый фотоэлемент. Потребление тока около 0.1 ампера, дальность 2 мили, цена 20-40 евро.
В любом случае, использовать существующие правила надо с учетом конкретного судна и навигационной обстановки, дополнительные меры только повысят безопасность вашего судна.
Счастливого плавания !
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.