Навигация 2016 года началась печальной новостью об аварии двух катамаранов в Греции. Многочисленные комментаторы и потерпевшие сломали много копий во взаимных интернетных баталиях.
В результате собралась группа наиболее опытных мореплавателей и разобрала по косточкам происшествие с целью разбора полетов и предотвращения таких аварий в будущем.
Анализ причин аварии здесь.
Анализ причин аварии здесь.
Хочу добавить свой комментарий и один момент о котором практически никто не упомянул в анализе причин аварии. Кроме указанных многочисленных первоначальных ошибок, который были сделаны капитанами катамаранов, я считаю что если не главной, но точно не последней причиной является отсутствие опыта управления парусной яхтой, тем более катамараном, который имеет свои особенности.
Почему так происходит, когда выпускники различных парусных школ, в том числе и некоторые новоиспеченные инструктора, банально не умеют управлять парусной яхтой ?
Вопрос глубокий и неоднозначный, вероятно надо смотреть в начало, кто в наше время становится яхтсменом-туристом и некоторые даже инструкторами ? Как правило, это уже состоявшиеся в своей профессии люди, среднего возраста, которых естественно потянуло в море, за компанию или просто модный тренд. Имея некоторое количество денег и времени, проведя несколько недель в команде с инструктором, вчерашним кадетом, или даже сделав несколько самостоятельных походов в комфортных условиях Турции или Греции, можно получить какой-нибудь сертификат, купить капитанку и приглашать друзей походить на яхте, некоторые даже умудряются это делать за деньги.
Далее идет соревнования в пройденных милях, названиях сертификатов и побед в регатах-междусобойчиках с нарушением правил и столкновениями, на на самом деле, в большинстве случаях многие просто не умеют управлять парусной яхтой. Под управлением яхтой я понимаю не швартовку кормой в штилевую погоду, как показывают на некоторых учебных видео или дневной переход от марины до марины, а чувство яхты, парусов, ветра и волны.
Конечно всему можно научиться, но это дано не каждому, так же как грамотно управлять машиной могут далеко не все, хотя права и машины есть у всех.
Причина кроется в истоках, к сожалению перестроечные и последующие годы сильно разрушили систему парусного обучения в стране. Пропало целое поколение молодых людей, которые не смогли пойти в местные яхт-клубы и начать с нуля, с Оптимиста. Именно этим людям сейчас около 30-40 лет и именно они составляют основной контингент учащихся парусных школ. К счастью, ситуация меняется в лучшую сторону, благодаря энтузиастам паруса и в какой-то мере и государства, достаточно увидеть сотни ребят на оптимистах на местных регатах, чтобы понять что растет новое поколение яхтсменов, которые могут управлять парусной яхтой хоть с закрытыми глазами и это безусловно радует.
Отдельная тема про сами школы, есть очень хорошие и профессиональные инструктора, но есть и откровенные халтурщики. Полезные и правильные знания теории и минимальная практика, как показывает эта история, недостаточны для безопасного плавания.
Не вдаваясь в многократно обсужденные детали аварии катамаранов, по моему мнению, после намотки концов на винты, самое правильное решение могло быть срубить грот полностью, выхлестнув фал, сделать поворот фордевинд и под стакселем в галфинд уходить в море от подветренного берега, причем это надо было сделать сразу, как возникла проблема с двигателями. Буксирный конец это не швартовный конец 15 метров точно, также как крепить его за подветренный корпус тоже от непонимания процесса. Вообще-то на волне в море буксирный конец подается "выброской", но такого названия наверно не все и знают.
В любом случае, разбор аварии опытными яхтсменами поможет многим избежать подобного в своей практике.
Счастливого плавания !
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.