Автопилот:Часть1:Теория

Начинаю серию статей об одном из важнейших приспособление на круизной яхте для дальнего плавания или как в англоязычном прочтении "blue water cruising", это автопилот, в любом его виде, электронного прибора, механического ветрорулевого или их комбинации.



В данном случае мы не будем рассматриваль чартерные яхты, мейнстрим для прибрежного плавания, а также большие и дорогие яхты, так как владельцы таких яхт опираются либо на близкое расположение марин и сервисов или на деньги для ремонта оборудования в любой точке мира.
Я рассматриваю яхты адекватного размера для экипажа 1-2 человека, т.е. до 45-50 футов, для морских и океанских переходов, все остальное не входит в данный обзор.

Начинать надо с самого начала, а именно с управляемости и сбалансированости яхты парусами. Существует расхожее мнение, что лодки с полным килем (full keel) и с приделанным к нему рулем являются просто идеальным типом корпуса для "дальнобойщика".


Такой корпус действительно имеет хорошую курсовую устойчивость, но это не слишком хорошо с позиции управлемости яхты и в частности работы автопилота. Так как яхта идет в переменных условиях, автопилот постоянно "подруливает" для поддержания заданного курса или угла к ветру, так вот на корпусе с полным килем эти "подруливания" требуют больше поворот руля, а значит и затраченной энергии, хотя многим кажется что это не так.
Кроме того такие корпуса имеют большее сопротивление, короткую ватерлинию и как следствие меньшую скорость и плохую маневренность, особенно на заднем ходу.
На сегодня оптимальным компромисом по управлямости, устойчивости на курсе и скорости является корпус с развитым килем и рулем на скеге, именно эту конфигурацию я применил на новой М43.


Такой корпус имеет хороший баланс между курсовой устойчивостью, управляемостью и скоростью, благодаря длиной ватерлинии, что тоже плюс для любой водоизмещающей парусной яхты. Скег вынесенный в корму, обеспечивает отличную курсовую устойчивость, а руль достаточной площади эффективен даже на небольших углах перекладки и чем больше скокрость, тем меньше нужен угол перекладки руля, а это все экономия энергии.

Следующим моментом важным для оптимальной работы авторулевого является сбалансированность парусами. Существует также распространенное мнение, что кеч лучше чем шлюп или куттер, но так как ли это ? Настроить и сбалансировать два паруса (стаксель и грот) гораздо проще, чем три паруса (грот, стаксель и бизань), да и рифить легче один парус, чем два, не говоря уже о дополнительных расходах на такелаж. Я уверен, что в настоящее время, вооружение парусной яхты бермудским куттером (cutter) является оптимальным для парусных яхт средних размеров для океанского плавания.


При рифлении грота (не закрутка понятно) и использовании малого стакселя практически не меняется положение центра парусности, т.е. яхта остается сбалансированной в широком диапазоне ветров.

Форма корпуса в наше веремя также претерпела значительные изменения, по сравнению с лодками прошлых поколений, если не брать в расчет серийный мейнстрим и экстремальные гоночные конструкции, то получится тоже довольно широкий корпус около 4 метров шириной, с равномерным распределением водоизмещения, достаточно длиной и узкой в носу ватерлинией, а также самое важное, что креновые ватерлинии стали стремиться к симметричности даже для таких, в общем-то классических корпусах как у М43, не говоря уже о Pogo-образных ракетах.


Это значит что при крене центр плавучести и бокового сопротивления практически не меняют своего положения, а в комбинации с сбалансированным парусным вооружением, получается что яхта сбалансирована в широком диапазоне ветров, а хорошая курсовая устойчивость в комплексе с хорошей управляемостью обеспечивают практически идеальные условия для управления яхтой и работы автопилота соответственно.
Собственно именно этим отличается "правильная" яхта от условно "неправильной". Но к сожалению "правильных" яхт относительно немного в общей массе и приходится пользоваться тем что есть. Поэтому прежде чем переходить к покупке или настройке автопилота, надо разобраться с собственной яхтой, т.е. научиться настраивать паруса, чтобы яхта была сбалансирована и требовала минимальное участие руля в управлении, но и подерживала максимально возможную скорость, только после этого есть смысл начинать нажимать кнопки на панели. Вероятно многим это покажется анахронизмом и теорией, но это действительно так.
Далее в "Автопилот:Часть2:Типы" , рассмотрим уже техническую часть по выбору и настройке автопилотов.
Счастливого плавания !

4 комментария:

  1. Очень ждём статью про типы, настройку и технические особенности. Предстоит настройка автопилота, мало информации.

    ОтветитьУдалить
  2. да, зависла вторая часть, бдет в ближайшше время :)

    ОтветитьУдалить
  3. Сдравствуйте, большое спасибо за статью, очень подробно и просто описано.
    Я хотел спросить про такой тип автопилотов, которые сами управляют парусами, а такие, как мне сказали, есть. Чисто из любопытства, вы знаете производителей таких систем?

    ОтветитьУдалить
  4. Серийных нет, а автоматизировать сейчас можно что угодно, только зачем это надо ?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.