Авария "Адмирал Нахимов" : 30 лет назад

31 августа 1986 года на Черном море произошла трагедия, в море столкнулся пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов" и балкер "Петр Васев". В результате аварии по официальной версии, погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа), поднять удалось не всех, 64 погибших навсегда остались под водой. В процессе спасательных работ, 10 и 19 сентября погибло два водолаза, после этого было принято решение прекратить поисковые работы.


В море происходят аварии, кораблекрушения и пожары и размеры судов или современное оборудование не особо влияют на эту печальную статистику, так как в корне всех аварий стоит пресловутый человеческий фактор.
Эта катастрофа вызвала очень большой резонанс в стране и профессиональных морских кругах, не только из-за больших жертв и больших сроков капитанам судов, но и просто из-за вопроса - как это могла произойти. Я в то время был вторым помощником капитана и хорошо помню как начали всех трясти снизу до верху по всем пароходствам страны.

Разные журналисты и другие дилетанты неоднократно пытались расписать эту трагедию в различных тонах, вплоть до диверсии, однако авария довольно многосторонняя и поучительная, которая вскрыла много тонких вопросов нерешенных на флоте.
Я не буду пересказывать трактовки любителей и комментарии специалистов, но суть любой аварии это последовательность роковых ошибок и неправильных действий, который на определенном этапе становятся необратимыми и в конечном случае трагическим, недавняя авария катамаранов в Греции  или Costa Concordia тому только подтверждение.

Коротко о главном, пароход "Адмирал Нахимов" (бывший "Берлин"), длиной 174 метра и водоизмещением 23500 тонн был спущен на воду в 1925 году в Германии, т.е на момент аварии ему было почти 60 лет, что по всем меркам очень преклонный возраст для судна. 
Балкер "Петр Васев" длиной 183 метра был построен в Японии в 1981 году, т.е. это было очень современное грузовое судно, оборудованное новейшей электроникой, включая радар с САРП (Система Автоматической радиолокационной Прокладки).


31 августа 1986 года балкер "Петр Васев" с полным грузом 30000 тонн ячменя из Босфора в Новороссийск, в 22.00 пассажирское судно "Адмирал Нахимов" с пассажирами на борту вышло из порта Новороссийск в Сочи.
ПРДС (Пост Регулирования Движения Судов) Новороссийска проинформировало капитана пассажирского судна В.Г.Маркова что на подходе балкер "Петр Васев" и он пропустит выходящий из порта пассажир.
Это нормальная практика, когда диспетчер согласовывает движение судов припортовой акватории, но это только рекомендации и не заменяет правил МППСС в любом случае.
Капитан Марков после выхода из порта ушел с мостика и оставил вахтенного штурмана второго помощника капитана Чудновского и это не является чем-то необычным в морской службе, вахтенный штурман имеет все права по управлению судном в море.
На мостике балкера находился опытный капитан Ткаченко и третий штурман Зубюк.
Далее чтобы понять трагичность цепочки действий, надо понимать психологическую сторону судовых взаимоотношений. 
Капитан Марков пришел на "Адмирал Нахимов", которое ходило на местных прибрежных линиях в каботаже, с больших пассажирских судов международных линий и это назначение для него было фактически понижение по службе. Второй штурман пришел на торговый флот с военного и уже около 20 лет работал в должности второго помощника, это называется в народе "вечный второй", это особая категория людей и есть определенные нюансы, когда человек моложе тебя занимает должность на две ступени выше, имеется в виду капитан судна.
Молодой третий штурман Зубюк не мог естественно советовать своему опытному капитану, с другой стороны капитан Ткаченко был не только опытным, но и вполне пргрессивным капитаном, именно поэтому он был назначен на такое современное грузовое судно. Его тяга к современной технике, в данном случае сыграла злую шутку. 


Третьей стороной трагедии, как не странно, вероятно являются береговые службы, насколько свидетельство Регистра соответствовало реальному состоянию 60-летнего судна и его комплектации спасательным снабжением, можно только догадываться. 
После аварии, которая произошла в ночное время, спасательная операция была начата с задержкой, вероятно просто береговые службы не были готовы к такому развороту событий.

Итак два больших судна, в условиях хорошей видимости и спокойного моря, в родной акватории, в отсутствии трафика судов, начали сближаться на пересекающихся курсах.
Суда связались по УКВ и "Адмирал Нахимов" запросил и получил подтверждение "Петра Васева", что тот пропустит выходящий из бухты пассажир.
Капитан Ткаченко наблюдал ситуацию на экране радара с САРП, который показывал, что суда расходятся, хотя трейтий  штурман сообщал о постоянном пеленге на приближающиеся пассажирское судно, капитан игнорировал предупреждения третьего штурмана и продолжал наблюдать через САРП. Здесь надо отметить, что радар и САРП показывает данные  только от прошедшего времени и пересчитывает новые данные с некоторой задержкой и то если изменения курса или скорости существенны.
Таким образом на экране все нормально, молодой штурман волнуется по неопытности и все под контролем, именно эта самоуверенность была части одной из составляющих причин аварии.
В это время на мостике пассажира, второй помощник, будучи уверенным что балкер уступит дорогу, согласно рекомендации ПРДС и подтверждением по УКВ, решил "помочь" балкеру выполнить "уступить" и начал медленно изменять курс по 5 градусов ВЛЕВО !


Это вторая причина аварии, находясь под влиянием полученной информации и прямо в нарушение МППСС, второй штурман "Адмирала Нахимова" начал незначительно изменять курс и еще в левую стороны, что противоречит правилам.
В данной ситуации, он должен был вызвать капитана на мостик, как минимум сохранять курс и скорость и если столкновение неизбежно, положить право на борт и дать полный задний ход.
Но..... надо понимать психологическую сторону, о чем отметил выше, резкое изменение курса с креном на борт на пассажирских судах мягко говоря не приветствуется. Главный двигатель был очень старый и механики, мягко говоря, очень недовольны резкими реверсами, а иногда это бывает невозможно, пока двигатель не переведен в маневренный режим и может привести к аварийной поломке главного двигателя. Вероятно второй штурман сидел на своей должности и не хотел с нее слететь, поэтому капитана не вызвал, руль не переложил, реверс не дал....

Капитан балкера Ткаченко не снижал полный ход, только за 5 минут до столкновения была дан сначала средний, черз пару минут малый ход и стоп, и когда уже было видно что столкновение неизбежно, дал полный назад, но было уже поздно... в 23.12 минут произошло столкновение под углом  около 110 градусов. Бульба балкера пробила борт ниже ватерлинии и попала в переборку между котельным отделением и машинным отделением, так как "Адмирал Нахимов" продолжал двигаться, разрыв обшивки произошел почти до кормы на длину 90 метров.



Пароход «Адмирал Нахимов» затонул через 7-8 минут. Удалось спасти 836 человек. 
Для спасательных работ было привлечено 60 плавсредств, 20 вертолетов и 80 водолазов. 
4 сентября были подняты тела первых 116 погибших, всего погибло 423 человека.


На берегу Цемесской бухты установлен памятник погибщим в это катастрофе...

--
Примечание: это моя личная трактовка событий и может отличаться от официальной версии катастрофы, но суть вопроса прежняя - человеческий фактор является основной причиной всех аварий и поэтому здравый смысл и соблюдение установленных правил никогда не сможет быть заменено электроникой.

Счастиливого плавания !




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.