Тест : Sheet-to-tiller steering

После написания первой части заметки об автопилотах и ветропилотах, решил сам попробовать систему sail steering (sheet-to-tiller), которую сам считал некоторым анахронизмом в наше время электроники и ветропилотов известных производителей, но любопытство и тяга к нестандартным решениям победили. 
В чистом классическом виде вероятно это выглядит так как на этом фото.

Кусок резинки и шкот от грота или стакселя привязанный к румпелю, именно так и пересекали океаны на малых судах до прихода более совершенных систем, но в простоте есть и свое рациональное звено, такое управление можно сделать из подсобных материалов за час, а работать оно будет не хуже дорогостоящих дивайсов, но это в теории.

На практике конечно есть и нюансы, во первых предполагается, что яхта с румпелем, а это в наше время "круизеров" это не часто можно встретить на морских просторах, хотя это самая надежная и правильная система управления парусной яхтой. Хотя есть вариации этой системы с использование и штурвала.
Второе, о чем я уже писал в своей заметке Автопилот:Часть 2:Windvane ,  яхта должна быть сбалансирована парусами, т.е. не иметь большого "наветренного руля" (weather helm) и соответственно иметь адекватный крен, т.е. лодка не должна быть перегружена парусами.
Третьим моментом можно отметить это форма подводной части, яхта должна быть достаточно устойчива на курсе, это может быть и классический вариант с полным килем (full keel) или обычный киль и руль на скеге, а может и бульб-киль и два руля хорошо отнесенный в корму, как это и есть в моем случае.
Четвертым элементом является ветер, предполагается что ветер достаточно стабильный по силе и направлению, т.е. как и ветропилот, надо перестраивать систему при значительном изменении ветра.

Общий принцип работы системы "sheet-to-tiller" предельно просто, когда яхта идет по парусам постоянным курсом, то нагрузка на паруса и шкоты постоянная, если яхта приводится, нагрузка уменьшается, если яхта уваливается, нагрузка увеличивается, именно эта разница в нагрузках на шкоты и "рулит" собственно лодкой, опять же при условии что лодка сбалансирована парусами. т.е. не сильно приводится другими словами.

Что у меня  имелось в наличие: яхта Soler-35, правда с оригинальным управление в виде вертикальных румпелей (whipstaff), хотя в стандарте штурвалы, но это не важно, так как по сути это обычный румпель, только сдвоенный, как на Pogo и поставленный вертикально, т.е. это просто румпель, с прямым приводом на рули, без тросов и шестеренок.
Пару блоков и резиновый корд нашлись без проблем, немного такелажных работ и тестовая система была готова и выглядит это так.


Первоначально планировал крепить контрольный конец прямо к гику, как было показано на некоторых фото, но с гротом 40 м2 слишком большая нагрузка, поэтому просто привязал контрольный конец просто к одной веревке гика-шкота и это оказалось в самый раз.


Из-за двух румпелей (whipstaff), система кажется немного путанной, но это просто пробная проводка, как говорится "слепила из того что было"


Вот небольшое видео записал, примерно 3 часа шел одним галсом без автопилота и перенастройки этой системы, хотя ветер менялся от 8 до 13 узлов, скорость была от 5 до 7 узлов.



На следующий день попробовал систему и на полных курсах, правда и ветер был слабее, около 6-7 узлов, скорость около 4 узлов.
На курсах от бейдевинда до галфинда и острого бакштага все работает отлично, проверено лично, но на курсах от бакштага до фордевинда, уже не так все стабильно, хотя и рулит, но требует внимания, так как вымпельный ветер более значительно меняется на полных курсах, чем на лавировке.

В общем тест системы sheet-to-tiller прошел вполне успешно, сам не ожидал, что так отлично рулится без автопилота. Как вариант аварийной замены автопилота или с целью экономии электроэнергии, вполне может быть.

 Счастливого плавания !

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.