Про якорную цепь

Якорное устройство является одним из главных составляющих безопасности любого судна, будет ли это большой контейнеровоз, военный корабль или парусная яхта. Как известно это самое якорное устройство состоит из собственно якоря, якорной цепи или каната и якорной лебедки. 


Все рекомендации хорошей морской практики по безопасной стоянке на якоре базируются на весе якоря и соотношение глубины под судном и вытравленной якорной цепи.
Если вес якоря всегда известен, глубина измерена лотом или определена по карте, то вот длину вытравленной цепи не всегда можно сказать точно.
Есть конечно счетчики цепи с выносными мониторами и дистанционной отдачей якоря, но это далеко не на всех яхтах есть, а если и есть, то не всегда работает или правильно откалибровано, поэтому как  сторонник минимализма и надежности, оставлю эти дивайсы в стороне.
Первый вопрос, а сколько вообще цепи или каната надо, вопрос дискуссионный и однозначного ответа нет, кроме стандартного "чем больше, тем лучше".
Это зависит от многих факторов: размера и типа судна, типа грунта, веса якоря, силы ветра и волнения. 
Также постановка на якорь зависит и от экипажа, одно дело когда чартерная яхта с полным экипажем встает на якорь в известной бухте на ночевку и другое дело, когда частная яхта с экипажем из 1-2 человек встает на недельную стоянку в незнакомой бухте.


В каждом конкретном случае, рекомендуется вытравливать от минимум 3 до 5 и даже 10 глубин. Поэтому стандартные 30-50 метров на большинстве чартерных яхт, явно недостаточны для частной круизной яхты. Конечно комбинация стальной цепи и синтетического каната решит проблему в случае необходимости, но не может рассматриваться как полноценное якорное устройство.


Кроме наличия правильного якоря и достаточной длины цепи, важно знать и видеть, а сколько реально цепи вы вытравили и сколько еще осталось, при усилении ветра или волны никогда не помешает стравить "лишнюю" смычку.
Поэтому такая простая вещь как маркировка цепи, хорошо видная в дневное и ночное время, является важным элементом безопасности, несмотря на всю простоту вопроса.
Немного истории вопроса, традиционно длина якорной цепи определяется смычками, кусками якорной цепи, которые соединяются разъемными звеньями, длина смычки на больших судах бывает 25 метров или 27.5 метра. 

На малых судах и яхтах, как правило используют цельную цепь  или вставляют разъемное звено в случае необходимости удлинения цепи. Коренной конец цепи называется жвака-галс и должен крепиться к переборке глаголь-гаком, особенностью которого является возможность отдать якорную цепь под полной нагрузкой, а такие случаи бывают в морской практике.


Маркировка может делаться различными методами, классическим, покраской звеньев цепи, электрическими хомутами-стяжками и магазинными цветными пластиковыми вставками. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, краска плохо держится на оцинковке и со временем стирается, а пластиковые стяжки сбиваются и пластиковые вставки выскакивают.


Теперь про цвета и  принципы маркировки, на небольших судах принято маркировать как минимум каждые 10 метров, по крайне мере в "метрических" странах, в других странах маркировка делается каждые 25 футов. Маркировка через 5 метров может быть, но это на любителя.
Традиционно при цветной маркировки используется фраза "Rub Your Body With Oil" - Red, Yellow, Blue, White, Orange. 
На больших судах маркируют каждую смычку (25 или 27.5 метра) и делается это красной краской до 100 метров и белой краской от 100 до 200 метров.


Теперь перейдем к обозначенной теме на собственном примере. На яхте Soler-35 есть 80 метров 8 мм цепи и дополнительно 70 метров полипропиленового троса, который также может использоваться в качестве буксирного, это дополняется самым современным якорем Rocna Vulcan 12 кг. Вес моего якоря в теории на нижней границе рекомендаций для 10 метровой лодки, но за счет большой держащей силы и большой длины цепи считаю адекватным вариантом.


Я выбрал комбинацию двух вариантов, цветные пластиковые вставки, для обозначения длины цепи и пластиковые стяжки (без обрезания концов) для лучшей видимости.
Порядок чередования цветов маркировки не так важен и зависит от имеющихся в наличие, более важно иметь это перед глазами, я просто написал маркером на крышке якорного люка.


Дополнительно к цветным пластиковым вставкам каждые 10 метров добавил еще эл.стяжки и на каждые 5 метров, концы стяжек не стал обрезать для лучшей видимости, они без проблем проходят через якорный роульс и барабан шпиля.


Канат отмаркировал только стяжками каждые 10 метров, конечно может и не пригодиться, но пусть будет. В конечном виде это выглядит примерно так.


В заключение темы о якорной цепи, хочу добавить, что при стоянке на якоре, я использую дополнительный "амортизатор" из двойного синтетического конца, который крепится якорным крюком к цепи и крюком с защелкой к рыму у ватерлинии. Это не только снимает нагрузку с якорного роульса и шпиля, но и по моему наблюдению, значительно уменьшает рысканья от ветра. Обычно ставят на палубе стопора якорной цепи, но это не снимает нагрузки с якорного роульса, а только со шпиля.


Можно выбрать любой вариант маркировки якорной цепи, это всегда будет полезно, особенно если стоянка на якоре не разовая операция на пару часов. 
В принципе, надежный якорь и хороший автопилот, что еще надо для полного круизного счастья. :)

Счастливого плавания !

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.