Прошло больше года, как была спущена на воду и настроена новая яхта по проекту Soler-35, пришло время подвести некоторые итоги, плюсы и минусы концепции и конструкции современной круизной яхты с рубкой типа "pilothouse".
Немного предистории этого проекта, имея в своем портофолио несколько построенных традиционных яхт с рубкой (МТ-37 Nordic Duck, М64 АТОА) и участие в проекте скоростной яхты А-38, пришел к мысли о возможности объединить все в одном проекте на основании современных технологий производства.
Таким образом это должна быть современная скоростная яхта с полноценной закрытой рубкой типа "pilothouse", просторным кокпитом и практичным интерьером, с обеспечением дополнительной плавучести для безопасности.
Начальный размер в серии яхт Soler был выбран около 35фт (10.5 метра), это практичный размер для европейского плавания и достаточный для 2 человек экипажа, именно такой стандартный экипаж на частных круизных яхтах, варианты чартерных яхт не в счет.
Носовая изолированная каюта на 2 человек и в корме открытая койка, для подвахты или разовых гостей, кстати оказалась наиболее популярным местом для отдыха на ходу.
Компактный камбуз, на ходу удобно спиной опираться на переборку или пиллерс. Гальюн и душ внушительных размеров для 10 метровой лодки, это оценили все посетители лодки.
Салон в рубке конечно достаточно компактный, но для 2-4 человек нормально, при стоянке в порту или на якоре все равно ставим складной стол в кокпите, там конечно удобнее.
Рулевой отсек в корме и технический отсек под рубкой изолированы водонепроницаемыми переборками, так же как и форпик для хранения парусов в носу. В сочетание с бортовыми балластными танками, который как правило пустые, можно говорить о высокой степени безопасности и непотопляемости яхты, расчеты на полную непотопляемость не делали, так как не было такой задачи.
На лодке значительные объемы для хранения различного объемного снабжения и запасов, чего всегда не хватает на многих яхтах. Обратите внимание на "трюм" под полом кокпита, здесь живут динги, подвесной мотор, стол кокпита, ящик с запасными концами и кранцами. С левого борта под сиденьем огромный отсек с бортовым окном, некоторые принимали его за "тещину каюту", там хранятся, инструмент, ведра, канистры, и прочее, чем пользуешься периодически.
Большие объемы под носовой койкой, диваном, кормовой койкой и под сиденьями в рубке, в носу форпик для штормового стакселя и нашего огромного генакера по кличке "красный дракон". В общем места на 35фт яхте достаточно много, но это конечно не значит, что все надо заполнять под завязку, лишний вес конечно сказывается на ходовых характеристиках.
Проект предполагал современные обводы корпуса с симметричными ватерлиниями, чтобы обеспечить большую остойчивость под парусами и идеальную устойчивость на курсе. Наличие рубки на такой небольшой лодке не должно смотреться ящиком и видимость рулевого должна быть достаточной, чего не хватает многим яхтам с рубкой.
Начальный размер в серии яхт Soler был выбран около 35фт (10.5 метра), это практичный размер для европейского плавания и достаточный для 2 человек экипажа, именно такой стандартный экипаж на частных круизных яхтах, варианты чартерных яхт не в счет.
Носовая изолированная каюта на 2 человек и в корме открытая койка, для подвахты или разовых гостей, кстати оказалась наиболее популярным местом для отдыха на ходу.
Компактный камбуз, на ходу удобно спиной опираться на переборку или пиллерс. Гальюн и душ внушительных размеров для 10 метровой лодки, это оценили все посетители лодки.
Салон в рубке конечно достаточно компактный, но для 2-4 человек нормально, при стоянке в порту или на якоре все равно ставим складной стол в кокпите, там конечно удобнее.
Рулевой отсек в корме и технический отсек под рубкой изолированы водонепроницаемыми переборками, так же как и форпик для хранения парусов в носу. В сочетание с бортовыми балластными танками, который как правило пустые, можно говорить о высокой степени безопасности и непотопляемости яхты, расчеты на полную непотопляемость не делали, так как не было такой задачи.
На лодке значительные объемы для хранения различного объемного снабжения и запасов, чего всегда не хватает на многих яхтах. Обратите внимание на "трюм" под полом кокпита, здесь живут динги, подвесной мотор, стол кокпита, ящик с запасными концами и кранцами. С левого борта под сиденьем огромный отсек с бортовым окном, некоторые принимали его за "тещину каюту", там хранятся, инструмент, ведра, канистры, и прочее, чем пользуешься периодически.
Большие объемы под носовой койкой, диваном, кормовой койкой и под сиденьями в рубке, в носу форпик для штормового стакселя и нашего огромного генакера по кличке "красный дракон". В общем места на 35фт яхте достаточно много, но это конечно не значит, что все надо заполнять под завязку, лишний вес конечно сказывается на ходовых характеристиках.
Проект предполагал современные обводы корпуса с симметричными ватерлиниями, чтобы обеспечить большую остойчивость под парусами и идеальную устойчивость на курсе. Наличие рубки на такой небольшой лодке не должно смотреться ящиком и видимость рулевого должна быть достаточной, чего не хватает многим яхтам с рубкой.
Для обеспечения хороших ходовых и скоростных характеристик, кроме правильного корпуса, надо чтобы лодка было относительно легкая и хорошо нагруженная парусами, а для этого надо иметь хорошую остойчивость и большую осадку килем с бульбой и возможно дополнительный водяной балласт, но большая осадка это минус для круизной яхты, поэтому просился подъемный киль.
Несмотря на кажущийся парадокс, но подъемный киль гораздо практичнее и безопаснее, чем традиционный киль на болтах, которые имеют плохую тенденцию иногда отваливаться в ненужный момент. Конструкция килевого колодца встроена в сам корпус и значительно прочнее любых болтов, кроме того демпфры по передней и задней кромке частично гасят ударные нагрузки при касании грунта килем, и конечно crash-box в задней части колодца практически исключает повреждение корпуса даже при сильном ударе.
Кроме того, я планировал "старое-новое" решение для рулевого устройства, применить "whipstaf" или "вертикальный румпель", вместо обычных штурвалов или румпеля, хотя место для стандартных штурвалов тоже предусмотрено в проекте.
Такая система показала себя отлично, требуется некоторое время чтобы привыкнуть не крутить "баранку", но через пару дней уже кажется, что по другому уже и нельзя. Кроме радикальной простоты и надежности системы, румпеля занимают минимальное место в кокпите.
Такая система показала себя отлично, требуется некоторое время чтобы привыкнуть не крутить "баранку", но через пару дней уже кажется, что по другому уже и нельзя. Кроме радикальной простоты и надежности системы, румпеля занимают минимальное место в кокпите.
Вот такая многоуровневая комплексная задача была поставлена и реализована в этом проекте, причем сразу для целой линейки моделей серии Soler, от 35 до 55 футов длиной.
Но основная техническая изюминка которая планировалась в проекте, это использовать технологию производства яхты без дорогостоящих матриц или по крайне мере сократить их количество и стоимость до минимума, при этом обеспечить высокое качество поверхностей и прочность конструкции.
Выбор конструктора для подготовки рабочих чертежей был непростой, русские проектанты имели высокий технический уровень, но не было достаточного опыта в композиционных конструкциях, голландские и немецкие специалисты слишком консервативны и не готовы воспринимать что-то нестандартное, английские дизайнеры необоснованно дорогие, восточно-европейские заняты клепанием мейнстрима и "мазурских" яхт.
В результате нашел единомышленников в испанском дизайнерском бюро Teixido&Harrold, креативный молодой конструктор Tim Harrold из Новой Зеландии и опытный испанский инженер Ricardo Texido, создали удачную комбинацию опыта и креативности для реализации проекта "Soler"
Но основная техническая изюминка которая планировалась в проекте, это использовать технологию производства яхты без дорогостоящих матриц или по крайне мере сократить их количество и стоимость до минимума, при этом обеспечить высокое качество поверхностей и прочность конструкции.
Собственно существующих технологий всего две, временные (одноразовые) матрицы или изготовление корпуса и палубы из конструкционного пенопласта с ламинированием и окраской.
Оба метода имеют свои плюсы и минусы, как по трудоемкости, так и по конечному результату.
С учетом применения технологии вакуумной формовки, решил для корпуса и палубы использовать первую, а для внутренних конструкций вторую.
Таким образом корпус и палуба были отформованы во временных матрицах по технологии вакуумного формования с использованием винилэпоксидной смолы Scott Bader, конструкционный пенопласт Corecell в качестве наполнителя. Локальные усиления выполнены с использованием закладных элементов и карбоновых тканей.
Наружный слой корпуса усилен по всей длине Кевларом для предотвращения протыкающих повреждений, это конечно не пуленепробиваемое покрытие, но очень прочно.
Все переборки, продольные стрингера и элементы мебели приклеены высокомолекулярным конструктивным клеем и дополнительно приформованы к корпусу по всей длине. Палуба приклеена и приформована к корпусу через специальную плоскость шириной 100 мм.
Такая конструкция делает корпус очень жестким, т.е. это единая конструкция, палуба, корпус, переборки, стрингера, мебель и килевой колодец, никакие скрипы переборок и деформации корпуса на лавировке не грозят. Кстати годичная эксплуатация это только подтвердила.
Киль сварен из нержавеющей стали с литой свинцово бульбой, общий вес киля около 1500 кг.
Подъем киля производится простой электрической лебедкой 12 вольт, с возможностью аварийного подъема с помощью шкотовой лебедки в кокпите.
Перья рулей стандартные датской фирмы Jefa в комплекте с подшипниками баллеров.
Бортовой водяной балласт закачивается электрической помпой 90 л/минуту, 500 литров заполняется примерно за 10 минут. Перекачка балласта с борта на борт производится самотеком и занимает около 3-4 минут.
Расписание базировалось на опыте постройки яхт в России и в Голландии, но в Польше это оказалось другая история, я раньше опыта там постройки не имел, но теперь имею.
Естественно работа над ошибками сделана и теперь при постройки этой или большей модели все уже учтено и сделаны выводы, а именно:
- особых весовых преимуществ композитного корпуса перед алюминиевым нет, за исключением чуть большего внутреннего объема, что важно на небольших моделях 35-38 фута и не так актуально для 42-55 фута.
- композитный корпус имеет отличную тепло и звукоизоляцию и прочностные характеристики и при желании можно практически полностью отказаться от матриц.
- для внутренних конструкций лучше использовать готовые листовые конструкционные материалы, вместо их изготовления, это значительно сокращает сроки.
- литье свинцовой бульбы киля лучше заказывать в специализированной компании.
- по выбору нескользящего покрытия палубы надо еще подумать, TBS оказалось не очень практичным в эксплуатации, хотя как нескльзячка на 100%.
- по выбору нескользящего покрытия палубы надо еще подумать, TBS оказалось не очень практичным в эксплуатации, хотя как нескльзячка на 100%.
С верфи в Польше яхта была доставлена на машине в Испанию, что позволило проводить доводку, тесты и принимать участие в походах и регатах практически круглый год. Несколько месяцев ушло на доводку систем и электрики, но в целом лодка получилась, как задумывалась.
Естественно результаты анализа постройки и эксплуатации Soler-35 уже учтены в следующих проектах этой серии - 38/42/52 фута, эти модели планируются строить с корпусом из алюминия и композитной палубой, интерьер из сендвичевых панелей с деревянными элементами по заказу.
В следующей части обзора (Часть 2: На ходу) будет больше фото и отчет о практической эксплуатации лодки, плюсам и минусах, что нравится и что не очень.
Счастливого плавания !
В следующей части обзора (Часть 2: На ходу) будет больше фото и отчет о практической эксплуатации лодки, плюсам и минусах, что нравится и что не очень.
Счастливого плавания !
Александр, статья с итогом не показываеться
ОтветитьУдалитьопс, правлю..
ОтветитьУдалитьЯ тоже пришел к выводу, что конструкционный клей лучше перекрыть. Пробовал и проверял как жесткие, так и полужесткие системы клея - трескались.
ОтветитьУдалитьА в таком сочетании уже 2 сезона стоят на катамаране без проблем.
Жду продолжения!