Soler-35 - Итоги : Внутри и на ходу - Часть 2(2)

В продолжение подведения итогов годовой эксплуатации новой яхты Soler-35, как прототипа для следующих моделей 38/42/52 фута, рассмотрим что внутри и снаружи, а также плюсы и минусы концепции быстрого круизера с рубкой, что понравилось и что не очень.



Начнем с небольшой фото экскурсии по лодке, чтобы сложилось более полное представление о предмете, надо сказать что все на лодке сделано просто и  кондово, во первых это прототип, а во вторых это практично. На фото хорошо видно как работает скула корпуса, лодка получилась не только быстрая, но и сухая при ходе на волне, хотя скула и была изначально определена технологией производства.


Форштевень усиленной конструкции и с резиновым литым демпфером для защиты от возможного касания к причалу. Рым на носу используется для крепления якорной цепи при длительной стоянке на якоре, яхта меньше рыскает на якоре. Этот же рым может использоваться для крепления буксирного или дополнительного швартовного конца, его конструкция очень сильная. 
Якорный вынос из карбоновых труб, не дает якорной цепи  и якорю повредить корпус, там же и рым для крепления угла "Code 0". В левой трубе выдвижной бушприт из карбона для несения генакера на полном курсе. Якорь Rocna Vulcan 12 кг, с учетом повышенной держащей силы и относительной легкости лодки, вполне достаточно для обычного использования якоря. 
Вдоль всего борта идет привальный брус с цветной вставкой, которая может быть заменена в случае повреждения. Плоская закрутка с лентой Facnor FD увеличенного размера, что делает закручивание генуи очень легким даже в сильный ветер.


Вся палуба покрыта нескользящим покрытием TBS, которое выполняет свою роль и даже слишком хорошо, но если чайка отметится, то чтобы смыть, надо постараться.
На фото видны вентиляционные головки "Air-only", кстати изобретенные и производимые бывшим советским или теперь украинским инженером на Мальте. Они автоматические, когда накроет волна, сами закрываются внутри шариковыми клапанами, работает, проверено не раз.
Головки установлены в форпике, носовой каюте, камбузе и туалете, благодаря этому и хорошим дорогим смолам, внутри всегда свежий воздух и никаких намеков на плесень или влажность, чем страдают многие лодки.


В носу система выдвижного карбонового бушприта и якорный шпиль Lewmar 1000W, под ним якорный ящик с доступом через люк из форпика. Отдельно изолированный водонепроницаемыми переборками  большой форпик для парусов, чехлов,  концов и т.д. За форпиком штаг-путенс для крепления штормового стакселя на закрутке.


Под кокпитом расположен "трюм" в котором обычно живут динги, подвесной мотор, велосипед и прочие звери. К корме, за водонепроницаемой переборкой рулевой отсек, где установлен привод автопилота. Полный доступ к рулевому устройству, всегда все перед глазами и в случае необходимости легко можно ремонтировать.  Пустое место отсека используется для хранения подручных швартовных концов, брасов геннакера и т.д.


Под левым сиденьем кокпита "тещина каюта", отсек по своему объему даже больше  "трюма", здесь хранятся канистры, масла, запчасти, инструмент, складной стол в кокпит, спасательные жилеты и прочая мелочь,


Еще есть отдельный отсек в копите, со сливом, так называемый "wet locker", где хранятся ласты, маски, груза и прочие мокрые штучки. В оригинале это место для спасательного плота, чтобы был удобный доступ в кокпите, но практика распорядилась по другому.



По бортам в корме находятся локеры, правый для газовых баллонов и левый для бензинового генератора, с выхлопом за борт, т.е. генератор может работать прямо в локере, хотя шума меньше не становится, поэтому лучше генератор перетаскивать на бак. Правда надо сказать что генератор Kipor 1000W долго не прожил, так как использовался довольно редко, да начал барахлить и был удален с яхты как класс.


Кокпит наверно самое удачное решение после рубки, эргономически удобные сиденья кокпита с упорами для ног на крену, защищенные места от солнца и ветра, а летом бимини сверху над всем кокпитом.
"Капитанский мостик" - это просторное место в кормовой части кокпита, с учетом того, что лодка оптимизирована для управления одним человеком, то это действительно очень удобное место для рулевого. Вертикальные румпеля занимают минимальное место, для управления достаточен наклон всего 5-10 градусов, На палубе упоры для ног рулевого при ходе на крену, рулить можно и сидя на борту, но видимость тогда вдоль рубки или через стекла рубки, но самое удобное место на ходу под автопилотом, а это 95% времени, это на угловых сиденья, и удобно и видно все хорошо.
Кормовая стенка кокпита открывается при стоянке в порту или на якоре, там же устанавливается трап не берег или трапик для купания. На транец выведены переливные трубы балласта, сливы 3 осушительных помпы и выхлоп двигателя.
Все концы выведены в кокпит: фалы, шкоты, оттяжка, грота-шкот и рифы, все это управляется с помощью 4 реверсивных лебедок Selden и 12 стопоров Lewmar. Из электроники в кокпите установлено следующее: картплоттер BG Zeus, мультидисплей BG Triton, панель автопилота BG, панель AIS Vesper, панель управления и счетчик цепи Lewmar, Wi-Fi модуль, два путевых компаса Platimo Contest.  В общем такой настоящий пост управления яхтой из кокпита.


Вооружение яхты типа B&R, без ахтерштага и с развернутыми назад краспицами, хотя есть и бакштаги, но они используются в сильный ветер при несении штормового стакселя или генакера, обычно они притянуты к вантам и абсолютно не мешают.  
Такое вооружение позволяет иметь "горбатый" грот со сквозными латами и геную 105% со шкотами ближе к ДП. В сочетании с "правильным" корпусом и крыло-подобным гротом, это позволяет иметь хорошие ходовые параметры даже в слабый ветер и главное на лавировке при определенных условиях даже конкурируем с чисто гоночными лодками как First-34.7 и X-35.
См.видео ниже, и музыка тоже хороша....


При хорошем свежем ветре и без рифов, у Soler-35 стабильный ход 7-8 узлов в полный бейдевинд, на полных курсах примерно столько-же, с геннакером один раз разгонялись до 11-12 узлов на глиссирование, но это уже было некоторый экстрим, с командой из одного человека это было явно лишнее.

Теперь перейдем внутрь яхты, при этом не забываем, что лодка всего 35 фт или 10 метров.


Небольшой штурманский стол с УКВ радио, монитором AIS Vesper с функцией Anchor Watch и ручным портативным SSB/SW приемником.


Так как есть Wi-Fi модуль, то вся информация с картплоттера BG Zeus в кокпите передается на ноутбук или планшет в рубке. Для дистанционного управления автопилотом есть пульт, которым можно подруливать и из рубки и с палубы, что удобно при рифлении или уборке парусов.


Под столом в рубке расположен контроллер MPPT  30А для заряда батарей от солнечных панелей, сами панели находятся на крыше рубки, может на самое оптимальное место для панелей, так как при ходе под парусами частично затеняются, зато не занимают место на корме или еще где.


Стол опускается вниз и образуется большой лежак, откуда отличный круговой обзор и при наличие дистанционного управления, это основное место несения вахты, в тепле и комфорте. Поэтому я и не устаю повторять, что закрытая рубка это стоящая вещь.


Справа в корме большая гостевая или подвахтенная койка, кстати пользуется повышенной популярностью. В переборке это контрольное окно танка водяного балласта, как сказал мой внук, для разведения крокодилов. Под койкой большие отсеки для хранения, слева за мягкой дверцей доступ к электрическим контактам коммутациям.


Под полом рубки находится технический изолированный отсек, где сгруппировано основные оборудование: клапана водяного балласта с дистанционным приводом из кокпита, помпа водяного балласта 90 л/час, водяная помпа Jabsco с автоматической регулирование расхода и давления (без гидрофора), помпа забортной воды высокого давления для обмыва палубы, аккумуляторные батареи - навигационная 220 Ач, сервисная № 1 220 Ач, сервисная № 2 (киль, якорь) 150 Ач, стартовая двигателя 40 Ач. Может быть не самое оптимальное использование объема, но зато все в одном месте и хороший доступ, не надо лезть под койку или разгружать локер, чтобы почистить фильтр помпы.


Моторный отсек также изолирован и находится между "трюмом" под кокпитом и техническим отсеком под полом рубки. Тут кроме двигателя Yanmar 30 л.с. с сейлдрайвом и винтом Kiwi-prop, установлен топливный фильтр в сепаратором и отдельная осушительная электрическая помпа. Доступ к мотору при снятом входном трапе и крыше или если нужен серьезный ремонт, то со стороны "трюма" снимается целая стенка и имеется полный доступ к мотору со всех сторон. Доступ в сейдрайву сейчас затруднен, но можно врезать дополнительный лючок, хотя масло меняют все равно снизу сейдрайва.


Дальше из рубки идет уровнем ниже камбуз, колодец подъемного киля в обычно состоянии закрыт вставкой с ячейками для хранения мелочей около камбуза, кстати оказалась одной из самых удобных приспособлений, на крену можно опираться задом или держаться за пилерс. Для подъема киля, вставку надо конечно снимать, но это операция не частая и занимает 5 секунд.


Камбуз в линию, но с учетом узкого прохода, вполне практичен на ходу в море. Набор стандартный, газовая плита с 2 конфорками, духовкой и грилем, двойная мойка и встроенный холодильник с доступом сверху и сбоку, что очень удобно, не надо перерывать весь холодильник, чтобы достать забытое пиво. За камбузным столом объемные ящики для продуктов и посуды, откуда никогда ничего не вывалится. Кстати отдельно хочу отметить очень удобный водяной кран и плюс краник забортной воды с ножной помпой. При запасе воды в 220 литров в танке, помпой с автоматической регулировкой и помпой забортной воды на камбузе, запаса хватает на довольно длительный период.


Туалет и душ особая моя гордость, на 10 метровой лодке он действительно удивляет,здесь тоже есть достаточное место для хранения полотенец и прочего.


Под решеткой душа находится помпа, т.е. почистить помпу занимает минуты, а наличие сборного трапа, делает эту операцию очень редкой. Сток ручного туалета только в сточный танк 61 л с электрической откачной помпой. Таким образом не надо думать о клапанах и никогда не будет неприятной встречи с плавающим .... при купании с яхты, но при этом не надо забывать откачивать танк, когда вышли подальше в море.


Койка в носовой каюте адекватна для двух человек, правда носовой ее можно назвать с натяжкой, так как она значительно смещена к ЦТ яхты и это совсем не то, что носовая каюта на чартерной яхте.


Там же в каюте небольшой диванчик, удобно раздеться на ходу или посидеть почитать книгу, есть и тумбочка для мелочей и в углу шкаф для одежды.


Несмотря на наличие рубки и двух уровней, лодка получилась светлой и однообъемной для длины всего 10 метров, я бы назвал что термином из недвижимости - "лофт"



Можно конечно принимать участие и в регатах, но рейтинг достаточно высокий для 35 фт - 1.023, но это все же круизная, а не гоночная яхта.

Ну что сказать в заключение, вот такая получилась яхта, в общем все идеи задуманные в серии Soler были реализованы в прототипе Soler-35 - круизная яхта с рубкой, но с хорошими ходовыми характеристиками под парусами, для экипажа 1-2 человека и редкими гостями 2-4 человека.
Что можно было бы изменить в следующих лодках, хотя это всегда на усмотрение заказчика:
Корпус можно сделать из алюминия или эпоксидного сендвича, особой разницы нет и сотня килограмм не так важна для круизной яхты.
Водяной балласт можно не устанавливать, остойчивости более чем достаточно, а балласт используется только для комфорта и уменьшения крена.
Подъемный киль определяется районом плавания, но можно сделать и стационарный киль, хотя метод крепления оставить как сейчас есть, т.е. через килевой колодец, никаких килевых болтов.
Планировка любой яхты этой серии может быть изменена по нуждам заказчика, благо технология без-матричной постройки это позволяет. Следующие модели будут строиться на заказ на верфи в Голландии, поэтому отделка может быть на любой вкус и кошелек.

По запросам, наиболее востребованный размер это Soler-52, который существует в двух версиях - 52 Grand Cruiser (кеч) и 52+ Explorer (шлюп)


После завершения испытания прототипа Soler-35, я сейчас продаю яхту, чтобы двигаться дальше, кому будет интересно, пожалуйста обращайтесь.

Счастливого плавания !

2 комментария:

  1. Спасибо Александр! Есть над чем поразмышлять... на мой непрофессиональный взгляд лодка получилась пригодной для долгосрочного проживания. В свое время я имел опыт на Dufour atoll 55. Могу сказать, что более комфортного однокорпусника я не "юзал".
    В Вашей лодке увидел я увидел возможность получить тот же комфорт, но уже на лодке длинной всего 10 м....
    Что можете сказать о цене? Это всегда сложный вопрос..(на любой вкус и кошелек...) и тут требуется "калькулятор стоимости")

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно это лодка не из магазина, а это довольно долго и дорого. Но как однажды сказал мой знакомый голландский дизайнер: заказчики сами делают свои яхты дорогими...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.