Bavaria. Просто бизнес или больше ?

Череда проблем последние годы  у производителей яхт, причем как у бюджетного мейнстрима, так и у дорогих брендов,  наводит на мысль, что это не просто финансовые проблемы отдельных компаний, а более глобальные процессы изменения яхтенного рынка.



История компании Bavaria Yachtbau довольно типична для всех крупных производителей, поэтому стоит вспомнить как все начиналось.
Верфь основана в 1978 году производителем окон Winfried Herrman для строительства простых трейлерных килевых яхт Bavaria-707.


Всего  с 1978 по 1985 год было произведено 350 корпусов. С самого начала производство ориентировалось на недорогие яхты для широкого применения, но с использованием в производстве современных технологий и материалов. Производство быстро росло, постоянно возводились новые цеха и приглашались на работу рабочие. Многие называют основателя верфи как Генри Форд в судостроении и наверно это в значительной мере так.
К 2006 году производство моторных и парусных яхт достигло 3500 корпусов в год и компания стала одним из крупнейших производителей яхт в Европе.
В 2007 году отец-основатель Winfried Herrman продал верфь инвестиционному фонду Bain Capital примерно за цену около 1.3 миллиард евро. После кризиса 2008 года, в 2009 году 90%  акций было продано американским инвестиционным фондам Anchorage Advisors and Oaktree Capital Management. 
Дальше пошла чехарда с управляющими директорами, которые были акционерами фондов-владельцев: с 2010 Jens Ludmann, с 2013 Constantin von Bülow, с 2015 Lutz Henkel. 
Фактически все они были профессиональными управленцами и не имели отношения к яхтам, полностью опираясь в своих решениях на маркетологов, дизайнеров и акционеров, а по другому и не может быть в большой компании акционерного типа.
Компания предлагала большое количество моделей, но со стандартной отделкой и фиксированным выбором оборудования, что в общем типично для всех современных крупных производителей яхт. Практически каждые 2-3 года на рынок предлагались новые модели, иногда это были просто новые интерьеры в старых корпусах, но были и полностью новые модели. В среднем покупателю предлагалось 12 моделей парусных яхт и 12 моделей моторных катеров.
В 2015 году Bavaria купила французскую компанию Nautitech Catamarans, таким образом расширив свой модельный ряд еще 4 моделями парусных катамаранов.


Bavaria была всегда лидером отрасли по применению новых технологий и оборудования в производстве, это компьютерный раскрой деталей и стеклоткани, машинная лакировка и покраска, инфузионная формовка, блочная система сборки на конвейерной линии и автоматизированное управление производством. 
В лучшие времена на верфи работало около 600 человек и 150 человек управленцев, не самое лучшее соотношение, но объем производства в 3000 корпусов в год это требовал. Компания имеет большую дилерскую сеть, которая и обеспечивает основную загрузку производства, вместе с крупными прямыми клиентами в лице чартерных компаний.
Как любой лидер в отрасли, компания имела и свои проблемы роста, которые однако быстро выявлялись и исправлялись на производстве. Мы все помним проблемы с килями, скрипящие переборки, запах смолы в новой лодке и т.д.
Давайте посмотрим, как менялись яхты Баварии примерно с 1985 по 2018 год, то есть за последние 30 лет




Bavaria-34 (1984) и другие яхты тех годов были хорошо построены и имели неплохие ходовые характеристики для своего времени. Сейчас они нечасто встречаются на брокеражном рынке, так как многие предпочитаю эти старые яхты новым моделям.
Позже пошла эра автоматизации производства, роста компании и соответственно смены модельного ряда, адаптированного под новые процессы производства.
Вообще, если присмотреться внимательно, то технология диктует дизайну, это видно как в корпусах, так и интерьерах всех современных яхт.



Популярный семейный круизер Bavaria-34 выпускался примерно до 2000 года, это была уже совсем другая яхта, балласта стало 30%,  осадка меньше, мачта короче и с закруткой, ватерлиния одинаковая, но ширина стала больше. Эта яхта, как пример и других массовых яхт, стала менее нагружена парусами, хуже ходовые качества, но больше объем внутренних помещений, эта тенденция сохранилась и до настоящего времени.
Большое количество таких яхт висит в брокеражных списках годами и продается, когда цена падает ниже плинтуса.



Bavaria-40 Cruiser следующего поколения после 2000 года продолжает общую тенденцию развития, появились два штурвала, но одно перо руля, лодка стала шире, хотя корма еще умеренной ширины, но уже имеет кормовую платформу для купания. Корпуса формуются вручную из стекломата и биаксиальных стеклотканей, стали применять сендвичевые конструкции, ниже ватерлинии используется в качестве наполнителя Coremat, выше ватерлинии и на палубе используется пенопласт Airex.
Стали применяться пластиковые элементы в отделке интерьера, цвета интерьера стали светлее, удобная планировка, вообще с эргономикой у Баварии было всегда неплохо.
Модельный в этот период стал расти по размерам лодок, уже пошли 50+, впрочем как и других производителей.




Bavaria-41 выпуска 2015 года, корпус стал еще шире в носу и корме, платформа для купания стала еще больше, в интерьере больше света за счет бортовых окон, но темное дерево в сочетании с серыми или коричневыми диванами создают не самые приятные впечатления.
Все стало еще больше стремится к прямым углам и плоскостям, это все последствия технологичности производства и стремления к уменьшению себестоимости производства, где Бавария всегда была лидером по бюджетным яхтам.
Диваны уже теряют былую эргономичность, поручни становятся излишком или в крайнем случае опцией, штурманский стол постепенно отмирает, стол в салоне все больше похож на стол в гостинице и это общая тенденция у всех.

Несмотря на упрощение интерьеров, сейчас яхты стали комплектоваться большим количеством оборудования, это кроме стоимости самого оборудования, существенно добавляет и работы по установке, которую сложно автоматизировать. Количество яхт, выпускаемых ежегодно компанией Bavaria Yachtbau сократилась, так как каждая яхта стала занимать больше времени на сборку и комплектацию, хотя модельный ряд и выбор опций существенно увеличился, по сравнению с тем, что было 20 лет назад.

Наконец относительно недавно верфь начала применять технологию вакуумной инфузии при формовании корпусов и палуб, хотя даже небольшие компании это используют более 10-15 лет, естественно баварские маркетологи назвали ее уникальной, с собственным именем VacuTec, понятно "зеленой" и вообще не имеющей аналогов, но поезд уже ушел....

Какой можно сделать вывод из написанного выше, проблемы Bavaria Yachtbau вероятно в большей или меньшей степени относится ко всем аналогичным компаниям. По моему субъективному мнению причин несколько, которые сложились в один минус.
Отца-основателя, который имел свои идеи и толкал дело вперед, заменили бездушные управленцы-инвесторы, которым все равно чем рулить, автомобильным заводом, макдональдсом или верфью.
Основное преимущество, которые имели Баварии в начале, хорошие парусные яхты по адекватной цене. Чтобы уменьшить цену, нужно было поточное производство, "якорные" клиенты и дилерская сеть. Все это и было сделано, сложности роста при переходе на автоматизацию успешно пережили.
А вот когда технические проблемы были в основном решены, вот тогда и пришли новые управленцы, ведомые инвесторами, интерьерными дизайнерами и маркетологами, которые либо самореализовывались, либо давали правильные в принципе советы, но без учета специфики, так как большинство пришло из автомобильной промышленности, а яхты это не машины, кто бы что не говорил.
Ошибочное направление на увеличение размеров, хотя это и общая тенденция у всех, связано с тем что цена увеличивается существенно, а расходы только на стоимость материалов. Но у большой яхты 60+ фт уже и клиент другой, его стандарты Баварии уже не устраивают, для чартера тоже не очень выгодно, лучше 45фт с 4-5 каютами или вообще катамаран.
Усложнение комплектации и увеличение сроков сборки яхты, при практически прежней цене, а это уже минус.
Общее затоваривание рынка бюджетным мейнстримом, большая дилерская сеть, которая забирает до 20% от стоимости яхты, в наше время это можно решить и по другому.
Глобальная проблема с утилизацией яхт, несколько стран пробует это решить на государственном уровне, но пока рабочего решения в мире нет.
Ну и главное скрытая причина, парусные яхты перестают быть такими и больше становятся плавдачами для чартера, такое веяние на переполненном рынке мейнстрима, но маятник качнется и в другую стороны, по крайней мере хотелось бы в это верить.
Сейчас верфь торгуют за 25-30 миллионов евро, что можно сказать бросовая цена, если сравнить с ценой покупки ее инвесторами в 2007 году.

Надеюсь управленцы решат проблемы с верфью и мы еще увидим новые хорошие яхты Bavaria, пожелаем всем удачи.

Счастливого плавания !


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.