На фоне постоянного обновления модельного ряда производителей парусных и моторных яхт, многие постоянно спрашивают, куда мы идем, почему большинство, к чему прикоснется рука большого бизнеса, превращается в Икею и Яхтбургер ? Ответ поразительно прост, хорошая частная парусная яхта не может строиться серийно и быть "дешевой".
Яхты изначально считались эксклюзивным предметом, который создавался для конкретного владельца или целей. Одна фраза из книги Эша Г.В., говорит очень многое сама за себя: “Яхта господина Н.И.Дьякова "Злючка" по проекту В.В.Шталя, построенная на верфи Г.В.Эша для состязания на бокал командора Нюландского яхт-клуба Н.Синебрюхова"
В наше время массового производства, технологий и глобализма, пожалуй только в суперяхтинге и кастом яхтах осталась эта суть настоящей парусной яхты.
Что мы ценим в яхтах ? У каждого свои критерии, но вероятно это красота, мореходность, прочность и индивидуальность. Безусловно создание любой индивидуальной яхты, это амбициозный проект владельца, независимо от размера и цены. Кто-то заказывает 100 метровых монстров с футуристичным дизайном, другие предпочитают классические линии, адекватные размеры и проверенные решения, а некоторые хотят гоночные яхты для побед в престижных регатах. Все эти варианты можно реализовать только в яхтах, построенных на заказ (custom yachts) или как англицизм - кастом.
Причем надо понимать разницу между кастом яхтами и самостроем. Яхта на заказ создается и строится профессионалами по заказу будущего владельца, в самострое все участники процесса представлены фактически в одном лице, причем как правило это любитель, поэтому и результат не всегда получается хороший, хотя бывают отдельные случаи удачного самостроя.
Мы видим множество разнообразных яхт в зарубежных маринах, но только некоторые останавливают на себе взгляд, или своим стилем или конструкцией или даже оригинальностью. Практически всем парусникам нравятся классические яхты начала века, хотя с точки зрения сегодняшнего практицизма, это неправильные яхты, но все смотрят на них и восхищаются чистыми линиями и огромными парусами, а некоторые даже владеют такими яхтами и принимают участие регатах классических яхт.
Много таких яхт базируется на Мальорке, в Англии и Голландии, в странах где понимают и знают толк в парусных яхтах. Владение индивидуально заказанной яхтой, так же как и раритетной классической яхтой, это очень престижное дело, это конечно далеко не Хансу или Баварию в магазине купить. В данном случае это своеобразный неформальный клуб людей, понимающих и любящих красоту парусной яхты, причем размер яхты тут не имеет значения, так же впрочем как и ее стоимость.
Процесс создания, а именно такое слово для этого подходит, это долго и как правило дорого, в нем задействовано много специалистов самого разного профиля.
Если такое понятие как дизайнерская спираль, процесс создания яхты многоуровневый и многоэтапный, постепенно идея обретает реальные очертания и в конце материализуется в красивую и качественную яхту.
Чтобы понять процесс создания яхты подробнее, давайте рассмотрим его поэтапно и с некоторыми примерами.
Концепция
Пожалуй это самый трудный этап в создании яхты, хотя здесь нет серьезных расчетов или выбора оборудования, но на этом начальном этапе, мысли, а иногда можно сказать и фантазии заказчика, "причесываются" и переводятся в конкретику в виде предварительных планов, эскизов и спецификаций.
С одной стороны клиент конечно заказывает что хочет, но с другой стороны он может витать в своих иллюзиях и это очень не просто привести их в приемлемый вид концепции или технического задания.
Наиболее часто встречающаяся проблема, это ошибочное видение "модели использования" будущей яхты, особенно когда это не низко бюджетный проект. Это касается и размера яхты и количества кают, да и вообще самой цели постройки такой яхты, а цель должна всегда быть четко обозначена с самого начала.
Другая проблема, что из-за отсутствия необходимой информации о предмете, что в общем нормально, берут за прототип или яхту соседа или серийную яхту. Примеры хороших кастом яхт мало известны широкой публике, так как они обычно не афишируются в глянцевых журналах и интернете.
Очень сложно переводить в конструктивное русло примерно такие желания: "...хочу быструю яхту, чтобы через океан переходить, ну как Вольво рейс примерно, интерьер как на моей Принцессе-64, воды и топлива по 2000 литров, чтобы заправку не искать, кают и санузлов побольше, у меня много детей и родственников, вообще как Амель, но надо больше и подешевле, да и надо к следующей весне в Каннах, у меня там дача .... "
Сразу надо сказать, это не мой клиент и требования его нереальны и проект не состоится никогда, а скорее всего закончится покупкой следующей по размеру моторной яхты.
Но есть и другие клиенты, которые приходят с осознанными и реальными идеями и планами, которые они хотят реализовать "в металле". Процесс трансформации идей в реальный концепт-проект может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, так как в процессе обсуждения иногда меняются предварительные планы и возникает новое видение будущей яхты, более реальное, практичное и в общем красивое.
Что в себя включает в себя предварительный концепт-проект ? Как правило это краткое описание типа и предназначения будущей яхты, с указанием особенностей, несколько вариантов эскизов внешнего вида, внутренней планировки и предварительную спецификацию. Эскизы как правило сделаны вручную, могут быть компьютерные 2D или по заказу 3D, от общих видов до полной объемной визуализации.
Это очень важный этап, так как уже в общем видно и понятно какая будет яхта, а с другой стороны, можно еще многое поменять.
На основании концепт-проекта делается индикация цены, это порядок стоимости проектирования и постройки яхты с точностью около 20 процентов. На этом этапе можно заключить контракт на проектирование и постройку яхты или отказаться от проекта, если не позволяет бюджет или по другим причинам.
Предварительный проект
На основании разработанного концепт-проект, готовят предварительный проект, который включает в себя уже конкретные технические данные: внешние виды, планы палубы, внутренние планировки, спецификацию оборудования, образцы отделки интерьера, весовые и другие характеристики будущей яхты.
Подготовка предварительного проекта занимает около 2-3 месяцев, в зависимости от размера и сложности проекта.
На основании данных предварительного проекта можно уже получить достаточно точную котировку цены и сроков постройки от верфи, обычно с точностью около 5%. Дальнейшая возможная корректировка цены обычно зависит от замены марок оборудования или материалов отделки. Когда заказчик требует заключения контракта с фиксированной суммой и сроками, он таким образом увеличивает стоимость контракта, так как строитель всегда страхуется от непредвиденных обстоятельств, инфляции и т.д., поэтому лучше разделять контракт на этапы и выделять стоимость работ.
Основные параметры корпуса и планировки остаются неизменными и будут уточнены уже в строительной документации.
Во время подготовики предварительного проекта, важно уже выбрать верфь, которая будет строить яхту, так как каждая верфь имеет свои особенности производства, которые необходимо учесть при подготовке рабочего проекта.
Рабочий проект
Предварительный проект берется за основу и дорабатывается на основании требований конкретной верфи, делаются расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости. Готовятся подробные схемы систем и электропроводки, чертежи деталей корпуса и интерьера.
Все это учитывается в объеме необходимой технической документации. Как пример, одной верфи достаточно общего плана с размерами и образец стиля интерьера с материалами, другие требуют подробные чертежи каждой детали и элемента, естественно это существенно удорожает проектные работы.
Оборудование в спецификации и материалы отделки фиксируются в рабочем проекте и согласуются с верфью.
Все расчеты, чертежи и схемы делаются в специализированных CAD программах. Копии документации в PDF передается верфи, с которой заключен контракт на постройку яхты. Верфь необходимые чертежи распечатывает в бумажном виде для сборки и использует файлы CNC для резки деталей лазером, плазмой или водой.
Надо отметить, что как правило, файлы CNC резки деталей не входят в основной проект и оплачиваются отдельно, это может быть сделано конструктором или самой верфью, поэтому важно заранее заключить контракт с верфью и уточнить детали, так как лучше чтобы файлы резки готовил конструктор, который делает рабочий проект.
Нормальная практика, когда конструкторское бюро привлекает субподрядчиков на отдельные специализированные работы, например схема электрооборудования и расчет шумоизоляции. Фактически над проектом всегда работает группа конструкторов и подрядчиков, а не отдельный специалист на все руки, это важное отличие от готовых проектов, которые продаются недорого в интернете, которые потом превращаются к конструктор "Сделай сам", еще хорошо если он без ошибок.
Надо отметить очень важный момент, который многие не знают и не всегда правильно понимают, это вопрос собственности на проект.
Правообладателем проекта является конструктор-дизайнер, который делает техническую документацию, в договоре на проектирование всегда это указано и что заказчик имеет право на постройку 1 (одной) яхты.
В случае если заказчик захочет построить вторую яхту по этому проекту, конструктору оплачивается роялти, обычно в размере 2-5 % от контрактной цены. Но никто, кроме заказчика, не может построить такую яхту, так как вся документация находится у конструктора и не подлежит продаже или передаче третьим лицам.
Если заказчик захочет выкупить полностью документацию на яхту, это будет примерно в 1.5 раза дороже, чем рабочая документация на одну яхту. Таким образом купить один проект и построить яхты себе и своим друзьям по одному проект вряд ли получится, это все учтено в документации, которая передается заказчику, а также есть еще отдельное соглашение между конструктором и верфью о нераспространении информации третьим лицам.
Продолжение следует....
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.