Пришло время написать некоторые комментарии про типичную серийную яхту или как это еще называют "mainstream' - Beneteau Oceanis 393 Clipper Performance (2006), такое полное название конкретно этой модели.
После 3 месяцев владения, перегона 500 миль Канны-Аликанте и участия в регате La Ruta de la Sal, Alicante-Denia-Ibiza, это еще около 200 мили, можно уже сделать некоторые выводы.
У меня были разные яхты и все были особенные, эта моя первая серийная яхта во владении. Понятно что мне приходилось ходить практическим на всех моделях серийных яхт, но одно дело переход или регата несколько дней, а другое дело собственная яхта, когда можно спокойно посмотреть, что это такое и сравнить с тем, что было раньше.
Если кратко сказать, впечатление очень неоднозначное, о чем подробнее и поясняю далее....
1) Размер
Для моей "модели использования" 40фт размер вполне адекватный и более чем достаточный. В основном я хожу один или вдвоем, это стандарт. Летом приезжают на месяц внуки и иногда друзья на несколько дней, т.е. максимум это 4-5 человек на несколько дней. Стоимость стоянок в маринах для лодок до 12 метров вполне адекватна, если больше, то уже идет не пропорциональное увеличение цен. Управлять лодкой 40фт в одиночку в море и при швартовках не представляет для меня сложности, поэтому размер я оцениваю положительно.
2) Модель и планировка
Какие параметры я учитывал при выборе, уже писал ранее, и вот что получил в реалии в виде Beneteau Oceanis 393. Планировка с 2 каютами + стол в салоне трансформируемый в койку, салон довольно удобный для двух человек, но можно посадить и 4-6 человек, достаточно практичный для меня вариант. Угловой и довольно большой камбуз, удобно готовить и не на проходе, это важный и положительный момент. Отдельный штурманский стол с приборами в одном месте, еще продольный стол с ящиками, на котором удобно разложить карту или что-то подремонтировать руками.
Носовая каюта проходная в носовой туалет, кровать довольно узкая для двоих, в голове 140 см и в ногах 110 см, для компактных девушек.
Носовой туалет с душем конечно небольшой, но более менее достаточный для моей комплекции, а вот лилипутская раковина мойки просто раздражает.
Кормовой, дневной или гостевой туалет аналогичного размера, в принципе свои функции выполняет, расположен справа при входе и это удобно.
Койка кормовой каюте неадекватно огромная и в плане просто квадратная, т.е. ложись как хочешь, вдоль и поперек. Кормовая каюта в основном будет использоваться как большая кладовка, но положить гостей всегда есть возможность.
3) Технические данные и ходовые характеристики
С длиной уже все понятно, осадка 1.95 метра, нормальная для круизной яхты, но и дает еще возможность адекватной лавировки, хотя высокий надводный борт этому не способствует.
Водоизмещение порожнем около 7200 кг, немного меньше аналогичных лодок, а в сочетании с увеличенной площадью парусности за счет версии Performance, получается 10.8 м2/тонну, очень неплохой оценочный показатель для серийной яхты. Достаточно большой объем воды, два танка, всего 500 литров воды и 140 литров топлива, еще сточный танк 80 литров, тоже лишним не будет.
Ходовые характеристики ? .... ну ... что тут можно сказать...., это просто другая по сути яхта, если сравнивать с моими последними двумя лодками Soler-35 и A-38, т.е. просто другой мир...
Если вернуться к Beneteau 393, рулится она очень легко, рулевой механизм прямой тросовый привод на баллер и гидравлический автопилот, никаких нагрузок на руле нет.
По скорости тоже адекватно длине ватерлинии, т.е. 7 узлов несколько раз было стабильно при определенных условиях, а так в среднем 5-6 узлов ходовая скорость при нормальном ветре, собственно соответствует и ходу под мотором (Yanmar 54 л.с. 2000 об/мин), но не более того, т.е. скоростного потенциала никакого нет, а на Soler-35 он был, и 10 и 12 узлов бывало.
Второй момент, по сравнению с прежней яхтой, Beneteau 393 довольно сильно кренится и очень не любит это, поэтому своевременное рифление всегда обязательно. На Soler при усилении ветра всегда можно было отпустить немного оттяжку гика и сбросить горб грота, здесь такой трюк не проходит. С зарифленными парусами и небольшим креном Beneteau 393 идет гораздо лучше и теряет в скорости всего около 0.5-0.6 узла.
С полными парусами центровка вполне хорошая, отклонение руля минимальное, даже имеется легкая тенденция на увал, когда лодка на ровном киле. Отрицательный момент, что несмотря на достаточно большой полу-балансирный руль и нормальную осадку, яхта очень неустойчива на курсе, т.е. такой трюк как я делал раньше, закрепить руль и пойти на бак на пару минут посмотреть что-нибудь, здесь не проходит, требуется постоянное внимание за курсом. Другая сторона этой медали, это излишняя поворотливость, при швартовках в тесных маринах это плюс, но в море это минус и дополнительная работа автопилота.
4) Конструкция
Яхта построена по обычной схеме для всех современных серийных яхт, полиэфирный ламинат корпуса с вклеенной внутренней секцией и локальными переборками из фанеры на эпоксидном клее.
Качество сборки безобразное, большие зазоры между бортом и шпангоутом, просто залито эпоксидным компаундом, дело конечно не в прочности конструкции, с этим думаю все нормально, а просто в культуре производства, и это французская серийная яхта, которых выпущено около 2000 штук.
Палуба из сендвичевого ламината с бальсовым наполнителем и вклеенная внутренняя секция палубы.
Мебель из шпонированной фанеры с лакировкой и клееными угловыми или закругленными элементами, сейчас так уже не делают. Классическая отделка деревом с закругленными углами мне греет душу, по сравнению с квадратными икеа-подобными интерьерами современных яхт, хотя здоровый практицизм мне тоже не чужден.
Я не являюсь фанатом тиковых палуб и считаю их анахронизмом в наше время или уделом дорогих суперяхт, поэтому отсутствие тиковой палубы, было одним из факторов выбора именно этой лодки, где только сиденья кокпита тиковые.
Но наклонная палуба у штурвала, где стоит рулевой, на ходу очень скользкая, уже пару раз падал, хорошо не за борт, поэтому туда приклею нормальную нескользячку типа TBS или другую.
Очень много палубных люков, это потенциальные места течи, но пока все нормально и лодка очень светлая внутри, можно легко регулировать освещение в помещениях.
Правда вот с вентиляцией плохо, есть одна головка Dorado по центру салона и все. При стоянке в порту все нормально, когда можно люки поставить на проветривание и регулировать воздухообмен, на ходу картина совсем другая. Пришлось врезать дополнительные две вентиляционные головки Lewmar в носовой и кормовой туалет.
5) Оборудование и системы
Лодка была в частном владении у француза, который постоянно жил на яхте и неплохо дооборудовал ее для круизера, эл.лебедки, штормовой штаг, бензогенератор, мощный альтернатор 100А, инвертер 5000Вт, солнечные панели, активный AIS, Navtex, монитор батарей и т.д.
Отдельно хочу отметить полную тупость конструкторов и строителей в размещении оборудования и прокладки кабелей, более идиотских решений сложно придумать. Это камень в "именитых" французских дизайнеров.... прокладка проводов и систем через острые углы вырезов, без должного крепления и рядом с подвижными частями.... например на этом на фото прокладка кабеля радара и проводов питания рядом тросом рулевого управления, а вырез наверно зубами делали...
Например, чтобы просто переключить водяные танки или почистить фильтр, надо снять подушки диванов и открыть крышку сиденья, мало того что это просто неудобно, но занимает огромное место под сиденьем, просто для пару помп и двух краников...
Шпиль был в полу рабочем состоянии, т.е. крутил через раз, собирался уже менять на новый, но эта модель Leroy Somer уже снята с производства, пришлось разбирать, оказалось что уже кто-то ковырялся в нем до меня и мотор стоит не родной и новый, внутри корпуса залито герметиком, вероятно кусочек попал на щетки мотора, я почистил и все заработало, экономия в 1500 евро тоже не помешала.
Электрика сделана плохо, плюс еще французский кулибин там покопался немало, электроника тоже подключена неграмотно, например на один предохранитель "Navigation" на панели подключено сразу все: мотор автопилота, компьютер автопилота, картплоттер, радар, и приборы, пришлось переделывать и все контакты на соединительных колодках сделать на пайке. Неправильное подключение и плохие контакты и были причиной того, что автопилот глючил и отключался при длительной нагрузке, сейчас все работает нормально, но старый Raymarine уже ждет своего часа на замену новым Brookes and Gatehouse.....
Активный AIS класса B и он же навигационный плоттер без карт фирмы Matsutec, сам по себе вполне приличный прибор, но попытка вывести сигнал AIS на планшет по протоколу NMEA0183/RS232 пока потерпела неудачу... Вообще вызывает удивление, 21 век... не могут сделать единый и нормальный протокол передачи данных.
Старый радар Raymarine на мачте подключен к картплоттеру в кокпите Raymarine C80, пока не знаю буду ли его оставлять или пойдет на выход....
6) Объемы для хранения запасов
Вообще вопрос использования объема на яхте абсолютно не проработан, место для хранения запасов не только очень ограничено, но еще и по бестолковому организовано.
Нонсенс, но факт, снабжение с моей прежней лодки 35фт с большим трудом влезло в лодку 40фт и это еще без 2 велосипедов, тузика и подвесного мотора....
Кормовые люки ахтерпика это вообще песня французского дизайна, они открываются внутрь кокпита и каждый раз надо быть осторожным чтобы не защемить пальцы, очень неудобно.
Ахтерпик (рулевой отсек) большой, но бестолковый, ни пола, ни нормальных полок, ни крючков, т.е. можно конечно туда кидать туда кранцы, которые потом доставать непросто, а еще надо следить чтобы крышка не упала на голову.
Место под койкой в кормовой каюте полностью занято вторым водяным танком. Хорошо еще что это версия с 2 каютами и в кокпите с левого борта довольное объемный рундук, но крышка рундука довольно узкая, залезть внутрь не очень, да и динги с велосипедом запихивать туда проблематично.
7) Комфорт на борту
Это конечно не первый приоритет для парусной яхты, но отметить это надо как плюс, хотя излишек любой техники всегда ведет к дополнительным поломкам и расходам соответственно.
Может немного повторюсь: две шкотовые электрические лебедки, фаловая электрическая лебедка, инвертер 5000 Вт от которого на ходу работает микроволновка, кофеварка или стиральная машина. В носовом туалете стоит электрический унитаз, в кормовом туалете ручной унитаз с прокачкой в танк 80 литров.
Интересна установленная система фильтрования воды, в порту подача идет с берега и проходит через два двойных угольных фильтра, т.е. электрическая водяная помпа не работает вообще. Также через фильтр заливаются и танки и из танков тоже идет вода через фильтр, вода получается отличная и нет смысла таскать бутыли из магазина.
Есть два холодильника вполне приличного объема, что никогда не бывает лишним, причем с отдельными компрессорами. Есть телевизор на кронштейне с антенным усилителем, можно подключить видео через HDMI, плюс радио Pioneer с колонками в салоне и кокпите.
Есть второй кабель берегового питания с отдельными автоматами и разводкой по лодке, на которые подключены съемные 4 электрические батареи, т.е. средиземноморская зима переживается легко.
Газовая плита ENO с духовкой и 2 баллонами CampinGaz, работает отлично, правда пришлось заменить термопару духовки.
Но главная "фишка" которая приводит в восторг всех женщин, это наличие электрического утюга....
8) Паруса и такелаж
Достаточно приличный дакроновый грот со сквозными латами и 2 рифами, есть генуя на закрутке, а также штормовой стаксель на раксах на отдельном съемном штаге, это хорошая альтернатива генуе на закрутке.
Генакер тоже есть, но достаточно плоский и небольшой, устанавливается на выдвижном бушприте, причем все управление парусами выведено в кокпит, сразу видно что человек был понимающий и ходил один.
Запасной дакроновый грот, сейчас продаю, так как возить его нет смысла, а когда поменяю паруса, то и вообще он не нужен будет.
Фалы достаточно свежие, а стоячий такелаж поменяю зимой, хотя визуально вполне приличный и визуальных повреждений нет.
9) Заключение
В общем никаких особых открытий я не делаю, не надо удивляться что правильная яхта, одинакового размера, стоит примерно в 3 раза дороже любого мейнстрима.
Серийные яхты отлично подходят для целей, для которых они изначально создавались - привлечь максимальное количество пользователей и покупателей, чтобы поддержать низкую себестоимость серийного производства и получение максимальных прибылей, т.е. как говорят, "только бизнес, ничего личного".
Чартерные компании, яхтсмены выходного дня и прибрежное летнее плавание, вот основные потребители этих яхт. Конечно мейнстрим ходит и через Атлантику и вокруг света, но это можно сказать частности, а с учетом того, что 90% флота стоит в основном в маринах, то получается что и яхты правильные для своих пользователей.
Есть конечно отдельные энтузиасты, кто стоит яхту своей мечты в гараже, кто-то покупает "старую добрую" яхту и уходит с процесс вечного ремонта, другие вынашивают мечту и реализуют ее в постройке на профессиональной верфи, все варианты являются альтернативами мейнстриму, которым сейчас забит весь брокерский яхтенный интернет.
Нет смысла делать выводы, что хорошо, а что плохо, вероятно хороша та яхта, которая у тебя есть сейчас ...
Но чего мне реально не хватает, это закрытой рубки с круговым обзором и креслом внутри, ощущения надежности алюминиевого корпуса и хорошие ходовые характеристики под парусами, поэтому есть к чему стремиться.....
Счастливого плавания !
Отличная статья. Спасибо
ОтветитьУдалитьКакая-то она... внутри маленькая. В сравнении с Океанисом 45 середины 2000ых или даже классическим Нотикатом 40.
ОтветитьУдалитьХотя, может быть это обманчивое ощущение - ибо, если где-то что-то убавилось, значит, что где-то что-то прибавилось.
45 фт это существенно больше по объему, чем 39 фт, Наутикет не имеет кокпита, в угоду большой кормовой каюте, хотя спят все равно с закрытыми глазами, а жизнь протекает в основном в кокпите, для Балтики нормально, для юга не практично.
УдалитьАлександр .Толщина корпуса, жесткость , насколько хуже чем корпус hallberg rassy.
ОтветитьУдалитьКак вы считаете оправдывает себя цена Баварии 37 со своим качеством и цена hallberg rassy 37. почему вы например не выбрали вместо этой лодки , hallberg немного меньшим размером 34 или 31. Качество хорошее, под парусом неплохо идет. Интересно ваше мнение.
ХР-34 очень хорошая лодка, но хотелось побольше, около 40фт, да и переплачивать 30-40т за бренд меньшего размера как-то не очень.
ОтветитьУдалитьХР безусловно качественная лодка по конструкции, но центральный кокпит мне не нравится, а с обычным кокпитом и по моему бюджету не так много моделей в размере 40фт, а ремонтировать старушку с тиковой палубой никакого интереса нет.
Удалить