Продолжаются поиски новых путей не только в подводной части парусных яхт, но и в парусном вооружении, пока принципиально нового не придумали, а пробуют уже известные конструкции.
Алюминиевая экспедиционная яхта "Novara" по проекту Bestvaer-60C была спроектирована Dykstra Naval Architects Design и построена в Голландии на верфи KM Yachtbuilders в 1996 году.
Я не буду здесь писать об уникальности самой яхты-ледокола, про 10 мм обшивки корпуса, 40 мм в носу, 5 водонепроницаемых переборок и т.д., это тоже интересно, но речь про парусное вооружение.
Был применен редкий тип вооружение - шхуна AeroRig, вернее сказать единственное в своем роде. Экспедиции в самые удаленные уголки планеты последние 4 года, подтвердили практичность этой схемы, но.... не все так гладко. Всего с вооружением AeroRig было построено немного яхт в мире, но это были шлюпы, было несколько катамаранов и тримаранов. Фактически эта шхуна имеет 4 паруса на 2 мачтах и это все управляется одной шкотовой лебедкой. Само вооружение очень эффективное на всех курсах относительно ветра.
Если на острых курсах разницы практически нет, то после 50 градусов AWA, картина начинает существенно меняться. Главное в этом вооружении, что на всех курсах относительно ветра, паруса работают с максимальной эффективностью, это также верно и для других типов новых парусных вооружений, о которых ниже.
Несмотря на красивые графики, такое вооружение осталось уделом любителей нестандартных решений и экспериментаторов по натуре. Вообще правильное и первоначальное название такого типа вооружения это Balestron Rig, которое было разработано и протестировано в Великобритании в 70-х годах., однако реализовать его взялась другая компания и зарегистрировала название AeroRig, однако они вскоре ушли с рынка в историю и теперь это называется EasyRig, хотя суть от переименования не изменилась.
Основной проблемой AeroRig/EasyRig является вес и конструкция вращающейся мачты, даже с учетом современных материалов. Если на небольших лодках это решается достаточно просто, то с ростом размеров, сложность растет в геометрической прогрессии.
Из-за веса мачты и гика, расположенных высоко над центром тяжести, образуется момент, который вызывает повышенную качку и на ходу и при стоянке на якоре. Вторым негативным фактором является большая площадь парусности самой мачты и гика. На больших яхтах, управление и рифление AeroRig/EasyRig построено на гидравлике и зачастую не имеет ручного дублирования. Все эти моменты и большая цена не дали широкой дороги этому вооружению, при очень хороших аэродинамических характеристиках по сути.
Вероятно проблемы с конструкцией оригинального AeroRig и явились причиной ухода его создателей, а в дальнейшем и изготовителей Carbospars.
Современным вариантом AeroRig/EasyRig является Omer Wing Sail и его несколько вариаций под разными названиями OneSail, SoftSail и другими. Группа Beneteau проводила тесты на серийной лодке, с целью изучить возможность использования этого вооружения на серийных круизных яхта, но дальше тестов дело пока не продвинулось.
Это фактически большой кэт с гротом. На рисунках ниже хорошо видно, насколько более эффективно это вооружение по сравнению с обычным шлюпом.
На всех курсах обеспечивается самый оптимальный угол атаки паруса, форма которого очень близка к идеальному крылу с большим удлинением. Более того, профиль паруса-крыла может изменяться по необходимости, в зависимости от силы ветра и курса.
Тяга такого вооружения существенно превосходит классическое вооружение, соответственно площадь паруса может быть меньше при сохранении парусных характеристик яхты.
Вариаций конечно больше, кроме паруса-крыла с изменяемым профилем, как Omer Wing Sail, есть еще двойные крылья, как на катамаранах Кубка Америки или паруса-крыло с закрылком.
Основная проблема всех этих современных разновидностей парусов, это рифление при усилении ветра. Если на Кубке Америки мачты с парусами просто снимали большим краном, то на круизной яхте это становится сложнее, в общем-то это наверно причина, почему такое вооружение не пошло в массы.
Вторая причина, что несмотря на подводные крылья, паруса-крылья, карбоны-кевлары и т.д., парусники в своей массе являются консерваторами и придерживаются традиционных и проверенных решений. Кроме того массовое серийное производство мейнстрима для широких масс, просто не может приостановиться и внедрить что-то новое. Основные их внедрения касаются внешнего дизайна в виде красивой обертки и уменьшения себестоимости продукции (яхт), именно этот фактор диктует все конструкторские и дизайнерские решения, это и есть роковой фактор существующей мировой системы, которая уже подошла к своему логичному концу.
Если посмотреть повнимательнее, все все эти AeroRig, Omer Wing Sail и т.д., то это
просто современная вариация древнего китайского паруса джонки - Junk Rig, который до сих пор пользуется популярностью у немногочисленных его почитателей.
Несмотря на экзотичность этого вида вооружения для избранных, оно имеет свои плюсы и минусы. Очень не эффективная форма паруса, еще и разная на разных галсах, компенсируется несколькими большими плюсами. Большая площадь парусности, без дополнительных парусов, удобна для слабых и переменных ветров в прибрежном плавании. Достаточно низкий центр парусности из-за формы паруса, это дает больший диапазон ветра до начала рифления. Короткая мачта и практически полное отсутствие стоячего такелажа, но конструктивно корпус конечно должен быть построен именно под свободно стоящую мачту, что забирает определенный объем в носовой части корпуса. С одной стороны простая система рифления, с другой стороны много бегучего такелажа для рифов, но зато позволяет рифиться быстро, на разных курсах к ветру и до последнего "носового платка".
Если оригинальные паруса джонки были плоские, то части современного паруса имеют форму, что несколько улучшает аэродинамические характеристики этого по сути не очень эффективного паруса. Также большое количество лат, мест крепления блоков и других элементов создают базу для ускоренного истирания при постоянном использовании.
Конечно разработок нового парусного вооружения достаточно много, здесь мы только упомянули AeroRig и близкие к нему варианты вооружения, но есть еще много чего, от жестких крыльев до стаксельного вооружения. Однако на сегодня жизнь показывает, что если нет особых и специфических требований к использованию яхты, старый добрый бермудский шлюп остается пока незаменимым.
Как вариация стандартного бермудского шлюпа, есть схема вооружения под названием B&R (Bergstrom & Ridder). История довольно старая, с 1970 года было три поколения этого вооружения, с некоторым модификациями. Кстати в 1989 году 60фт яхта Thursday's Child, со вторым поколением вооружения B&R, впервые побила рекорд кругосветного плавания из Нью-Йорка в Сан-Франциско, который был установлен 135 лет назад известным клиппером Flying Cloud. Третья модификация вооружения была применена на эпохальной яхте Hunter's Child, где мачта была установлена на трипод и было много других инноваций, в том числе технологических, многие современные решения берут корни с этой яхты.
Практически все последующие лодки IMOCO/VOR имели вооружение построенное на этой концепции - большой "горбатый" грот, стаксель 110%, два штага и мачта смещенная к миделю.
Серийные Hunter давно имеют такое вооружение, правда модернизированное для круизеров, с гика-шкотом на арке, Beneteau только недавно стали ставить такие арки...
Я являюсь старым фанатом этого типа вооружения, у меня было 3 лодки с B&R мачтами, A25, A38 и Soler-35, поэтому есть полное понимание этого вопроса.
На следующем моем новом проекте алюминиевой экспедиционной яхты Soler-39+ естественно тоже будет это вооружение, правда с некоторыми усилениями для экстремальных условий.
Как и все на свете, каждый тип вооружения имеет свои плюсы и минусы, тут вопрос индивидуальный, кто чем согласен жертвовать в своем выборе, правда надо сказать, сейчас народный интерес сместился больше в сторону выбора марки стиральной машины и емкости топливного танка, однако есть еще заинтересованные люди на свете...
Счастливого плавания !
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.