Путешествиям все возрасты покорны. Варианты.

Каждый любитель паруса ищет свои варианты реализации мечты, у кого-то это участие в гонках и получение призов, другим нравятся небольшие лодки и путешествия по рекам и озерам своей страны, многие мечтают о плавании в дальние страны через моря и океаны.

Примерно 10 лет назад я уже писал об условной "классификации" яхтсменов, в широком понимании этого слова. Недавно попалась обзорная статья Jeremy Wyatt, директора  "Cruising World Club", примерно с аналогичной темой, но с учетом возраста и внешний обстоятельств у круизеров. 
Просто поймал себя на мысли, как много изменилось в парусном мире, не только в плане техническом, но и в социальном, поэтому хочу освежить свой взгляд на эту тему.


Если условный класс "самостройщиков" практически ушел со с цены, то группа "чартерных капитанов" выросла в геометрической прогрессии и продолжает расти, по причине ограниченности людей во времени или средствах, а зачастую и того и другого вместе. Значительно подливают масло в огонь различные яхтенные школы и частные инструкторы, количество которых тоже быстро растет из этой же группы "чартерных капитанов", это такая саморазвивающаяся система.


Группа "владельцы" в общем достаточно стабильна, но медленно растет, причем в основном за счет малобюджетных лодок с лозунгами "купи яхту за 1000 евро и обойди вокруг света", даже уже есть книги и почти видео-сериалы, правда в основном на начальном этапе этого пути.


Разновидностью это группы является группа "новые владельцы", это кто выходит из группы "чартерных капитанов" и хочет перейти в группу "владельцев", они посещают выставки, заваливают дилеров запросами на котировки, терзают своих инструкторов, недавних чартерных капитанов, вопросами какую яхту купить, сколько опреснителей ставить и т.д. и... часть из них становятся постоянным клиентами родной марины, другие начинают летнее движение по стандартному маршруту "средиземноморской кругосветки"  Турция-Греция-Италия-Испания, с возможной сезонной миграцией на Канары и обратно.


Также в группу "новые владельцы" входят "микро-олигархи", которые где-то "срубили" денег в мутной воде 90-х или чуть позже и после раскладывания денег по офшорам и в недвижку за границей, в своей борьбе с ужасным режимом, пришли к покупке яхты, как символа независимости в этом мире. У них относительно большие и дорогие яхты, полностью укомплектованные, правда только некоторые из них хотят далеко и надолго.


Есть и подгруппа "путешественники", это люди практически постоянно живущие на яхте. Одни медленно двигаются по произвольному маршруту, знакомятся с местными обычаями и  природой. Другие гонят из порта в порт с непонятной целью, зачастую только для заправки и закупки продуктов, наверно чтобы войти в клуб кругосветчиков и успокоиться свои амбиции на домашнем диване.


Появилась и довольно быстро выросла с нуля группа "катальщиков", кто пытается заработать на своей яхте нелегальным, с точки зрения действующей финансовой системы методом. Кому-то просто нужны деньги на необрастайку и паруса, другим это необходимо эмоционально, как экстравертам, нужны зрители и собеседники за бокалом вина.


Также существенно увеличилась группа "виртуальных всезнаек", который транслируют свои "познания" и путешествия в различных видео-каналах. Есть достаточно красивые и интересные каналы, но в основном это самолюбование с несением бреда перед аудиторией диванных почитателей таланта путешественника. 


Отдельная небольшая группа "семейных", кто постоянно проживает или путешествует на яхтах с детьми, это отдельная и очень неоднозначная тема, но такая немногочисленная группа реально существует.
Довольно стабильна с постепенным развитием существует группа "гонщиков", в которой основу составляет несколько сотен профессионалов или полу-профессионалов, которые за собой притягивают много новичков из молодежи, которые в дальнейшем переходят в группу "чартерных капитанов" или остаются в группе "гонщиков" надолго.



Как  мне тут напомнили, есть еще группа "каботажники", у кого лодки в России, рядом с домом, это большое преимущество, не надо лететь куда-то, все рядом, доступно и понятно. Один только минус это короткий сезон и надо вытаскивать лодки на зимнее хранение. Группа естественно самая старая и установившаяся, но постоянно растущая за счет молодежи. Флот разный и многофункциональны, надувные катамараны, шведские старушки, польские старички, польские молодушки, СБ20, МХ700, Ракета670  и прочие J70. Если со спортом все более менее, то вот с туризмом хуже, нет достаточного количества марин и стоянок, заправок, сервиса и т.д. В общем выбор большой, но вот законодатели все никак не могут привести законодательство в нормальное человеческое русло, это касается и Балтики и Крыма.


Ну это конечно все очень субъективно и относительно, много перемешивается в реальной жизни, но основные тенденции мне кажется выглядят примерно так.

Теперь про внешние факторы для круизеров-дальнобойщиков, а они в общем-то не сильно меняются с течением времени, хотя современные коммуникации и логистика внесла серьезные изменения и в них.

Проводятся даже семинары под названием типа "All aspects living a dream", где обсуждаются все эти вопросы, с учетом опыта предшествующих круизеров и современности. Дальше кратко перескажу основные моменты, которые указывает автор статьи в "World Cruising Club".
Обычно дискуссии будущих круизеров начинаются с фраз: "Мы планируем путешествовать на яхте 3 года", с этим все понятно, а если фраза такая "Когда у меня будет Х, тогда я отправлюсь в путешествие", то это более сложный вариант.  Под "Х" можно поставить любой пункт, указанный ниже.

1) Работа - вернее ее отсутствие, так как она будет только мешать, особенно в период подготовки лодки к путешествию. Работать и путешествовать очень сложно, только программисты фрилансеры могут себе такое позволить, да и то они жестко привязаны к ближайшей точке доступа интернета. Бывают отдельные удачные случаи талантов - сварщик, электрик, массажист, блоггер, но на практике это только небольшая подработка. Вообще-то это отдельная тема и может про нее даже следует написать отдельно.
2) Средства - они должны быть в наличии, от их величины  зависит как и сколько долго вы сможете путешествовать. Расходная часть зависит от многих факторов, от района плавания до образа жизни. В среднем для семейной пары на небольшой яхте 10-15 метров, 2000 евро в месяц вполне адекватная сумма, 1000 евро это уже в режиме небольшой экономии, меньше 500 евро, это уже близко к нижнему пределу, но еще не смертельно. Большой плюс, когда яхта хорошо подготовлена на начальном этапе, это сильно снижает текущие расходы по обслуживанию яхты в путешествии.
3) Здоровье - понятно оно должно быть, у молодых конечно это естественное преимущество перед пенсионерами, но сейчас бывает и наоборот. Косвенно с этим связанны медицинские  страховки или умение самолечения. Надо быть готовым ко всему и уметь оказать помощь себе или своему близкому человеку на яхте.
4) Дети - непростой момент, но с учетом зарубежного опыта, оптимальным можно считать возраст 6-12 лет, пока это на уровне начальной школы, если вы сможете обеспечить домашнее обучение на борту. Следующий период это когда дети вылетят из гнезда и станут самостоятельными, у всех это по разному, но можно считать это после 25 лет в среднем.
5) Родители - в наше время родители требуют дольшего внимания, так как люди стали жить дольше, поэтому у каждого свои обстоятельства, уходить надолго или нет. Хорошо когда есть близкие люди, которые смогут присмотреть, но такое не у всех бывает.
6) Друзья - это зависит от персоны, один убежденный одиночка, другому человеку хорошо со свой подругой, третьему надо общество. В последнем случае, когда вы берете на борт друзей, надо четко понимать, что жизнь в стесненном пространстве небольшой лодки существенно отличается от дружеских отношений в большом городе, это частично касается и семейных пар.
Бывают случаи, когда достаточно всего нескольких месяцев, чтобы разойтись с друзьями или даже развестись с женой.
7) Животные - все любят свои питомцев и хотят их взять с собой, но не все задумываются насколько хорошо это будет для них самих, кроме того лодка должна быть адаптирована для такой жизни. Некоторые страны будут закрыты для входа из-за жестких карантинных законов и может быть лучше подумать о более лучшей их судьбе.
8) Дом - пожалуй это самый простой Х-фактор, можно оставить дома жить взрослых детей, найти арендатора или смотрящего за домом. Некоторые идут по пути "sale and sail", продать дом, купить яхту и уплыть. Это звучит бодро и просто, но если что-то пойдет не так, то продать яхту за адекватные деньги будет долго и сложно, а купить жилье уже будет дороже и сложнее, поэтому это не самый лучший вариант, но многих он устраивает.
9) Подходящая яхта - это наиболее простой и прагматический вопрос, хотя и очень субъективный. Основной принцип, лодка должна быть не больше, чем вы сможете управлять в одиночку или вдвоем, в пределах этого лимита, надо брать максимально большую лодку, хотя вторым ограничителем является ваш бюджет. Типы и модели нет смысла обсуждать здесь, мнения радикально различаются, но главное чтобы она вам нравилась, так как это будет ваш дом на долгое время.

В заключении можно сказать, что каждый выбирает свой путь, но основной закон - "дорогу осилит идущий" никто отменить не может. 

Счастливого плавания !

5 комментариев:

  1. Очень полезно, спасибо, Александр! Еще особенно интересно было бы прочесть развернутую статью по пункту 1 "Работа"

    ОтветитьУдалить
  2. Знаю несколько примеров из жизни, наверно действительно надо написать заметку по этому вопросу, сейчас закончу статью по Soler-39 и напишу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я бы кстати плюсанул. мне как айтишнику интересен опыт работы на яхте. тонкости, нюансы, интернет откуда брать и вот это вот всё

      Удалить
    2. Александр, удалось ли Вам поработать над заметкой по теме "Работа на борту", в том числе для айтишников? Очень ждем...

      Удалить
    3. черновиков много, но вот все никак... хотя по айтишникам у меня конкретики нет, только общее...

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.