Про яхты. Часть 1(4). Приход

В этой серии из 4 статей "Про яхты" высказывается только личное мнение, основанное на моем понимании вопроса и оно может отличаться от других взглядов на эту тему. Некоторые цифры, приводимые в статьях являются индикативными для средней яхты около 12 метров (40фт) и могут отличаться в большую и меньшую сторону в зависимости размера яхты, экипажа и района плавания.

Про яхты. Часть 1(4). Приход

В данной теме мы рассмотрим вариант постоянного проживания на борту собственной яхты круглый год или большую часть года, вне зависимости от места базирования, хотя это тоже имеет значение. Банальный вопрос  "..где деньги, Зин ?..."  из песни Высоцкого, на самом деле является основополагающим в теме о жизни на яхте, да и не только на яхте. В зависимости от того, как решен финансовый вопрос у владельца, следуют и все последующие моменты владения и плавания на яхте. Многие делают ошибку, когда тратят почти все имеющиеся деньги на покупку яхты, а потом вынуждены терять свои же средства от недофинансирования и краха проекта, а это надо рассматривать именно как жизненный проект или этап. К сожалению большинство наших круизеров недооценивают расходы и переоценивают доходную часть, считая что если ты вышел из порта на собственной яхте, дальше начинается простая и недорогая жизнь, а это далеко не так. Многолетний практический опыт западных круизеров это только подтверждает, написаны несколько книг по бюджетированию и жизни на яхте, но не все можно применять нашим реалиям жизни. Вариант "морских циган" (Gipsy) мы не рассматриваем, это скорее вопрос из области психологии, хотя живой книжный герой Крис Ларсон вызывает определенное уважение, скорее это "морские кочевники" (Nomad).

Есть несколько вариантов финансового обеспечения при жизни на борту собственной яхты, примерно их можно разбить на следующие группы.

Фиксированный бюджет.

Любой этап жизни имеет свою продолжительность, так же и путешествие на яхте, имеет свое начало и конец. Это зависит от разных факторов - жизненных планов, детей, здоровья, интересов и конечно финансов. Если для примера возьмем период в 3 года и месячный бюджет условно минимум 1.000 евро (может быть и 10.000), то вам понадобится  36.000 евро. Эта сумма может состоять из скопленных ранее средств и некоторых средств, которые вы получаете в виде пассивного дохода и/или зарабатываете в процессе путешествия. Реальную сумму месячных расходов рассмотрим в следующей статье, она может быть существенно больше, в зависимости от многих факторов. Скопленные средства должны находиться в легко доступном виде, возить с собой наличку довольно опасно, с учетом реалий мира. Карточки могут не везде работать, а депозиты имеют ограничениях, не говоря уже о больших комиссиях банкоматов.

Работа по найму в разных странах.

Некоторые круизеры передвигаясь по миру, для поддержания бюджета своего путешествия, останавливаются на несколько месяцев или год в стране и устраиваются на наемную работу, но это связано со знанием языка, наличем опыта и определенных знаний, получения необходимых местных разрешений и других особенностей. Врачом в больницу вы конечно не устроитесь никогда, а вот инструктором по кайту, экскурсоводом, плотником на верфь или официанткой в бар вполне возможно. Заработав некоторую сумму денег, а заодно подремонтировав свою лодку, такие круизеры двигаются дальше... Такой вариант не всем может подойти, нет желания останавливаться надолго в одном месте, нет необходимых навыков и знаний, сложности с иностранными языками, конкуренция с местными, личные комплексы.

Подработка на яхте.

Многие сильно заблуждаются, когда думают что они легко будут  зарабатывать в портах и маринах. Наиболее распространенные фантазии на эту тему - шитье парусов и тентов, сварка нержавейки, ремонт моторов и электрики и т.д. Почему это некоторое заблуждение ?  Первое это то, что вас никто не знает, не знают вашего опыта, способностей, оборудования, цен. Кроме наличия на борту своего сварочника, нужны правильные электроды или газ, отрезная машинка, трубогиб, полировка, место для работы и материалы. Для хорошего шитья тентов, бытовой машинкой уже не обойдешься, хорошая машинка с walking foot уже стоит от 800 евро, а кроме этого нужны материалы, которые еще надо где-то купить и доставить, что в некоторых удаленных местах довольно проблематично. Конечно есть толковые и рукастые люди, которые могут сделать и отремонтировать все, но нужно еще оборудование, а это на небольшой яхте разместить не просто. Все таки сейчас большинство людей приходит в круизинг не из практических сфер производства, а из менеджеров, торговцев и айтишников. Отдельная тема, что как только вы запросите деньги за свою работу, вы сразу становитесь нарушителем местного законодательства, а "добрых" людей всегда достаточно вокруг, можно нарваться на серьезный штраф, а местным такая конкуренция вообще не нужна. Поэтому можно что-то подремонтировать на лодке, этим сэкономив несколько сотен евро, но рассчитывать как на источник постоянного дохода вероятно не стоит.

Работа онлайн

Сейчас тема как никогда актуальна, после опыта локдаунов и пандемий, это стало почти нормой. Кто имеет специальность, по которой можно работать онлайн, имеют большое преимущество. Второй стороной является работодатель, не каждый будет рад, когда удаленный работник не находится на связи в рабочее время и расположен очень далеко от компании и в другом часовом поясе. Фриланс звучит красиво и привлекательно, но конкуренция огромная, в том числе и по ценам за час, надо иметь или очень высокую квалификацию или хорошие контакты с работодателем, это все зарабатывается годами в береговой жизни. Т.е. просто сеть на яхту и сказать, что я фрилансер, давайте мне работу и деньги, так точно не получится. Есть разные варианты, это не только программисты, есть и бухгалтера, веб дизайнеры, электротехники, архитекторы и конструктора. Однако требуется более менее хороший доступ в интернет, работа есть работа, она занимает немало вашего  времени, это уже достаточная привязка к берегу и работе, а не путешествие на яхте.

Катание пассажиров и обучение.

Это на сегодня пожалуй самый распространенный способ подработки, некоторые занимаются этим по необходимости, другие  как подработку на содержание яхты, а третьи просто от скуки и любви к тусовкам. Независимо от причин для этого промысла, есть определенные базовые параметры для успешной деятельности. Капитан или семья должны иметь достаточную квалификацию для извоза туристов, ведь он берет на себя ответственность за безопасность посторонних людей, иногда даже с детьми. Человек вероятно должен  иметь определенную харизму и выдержку, чтобы неделю или больше жить рядом с посторонними людьми, как в хостеле, а люди попадаются разные. Яхта должна иметь адекватные спальные места и быть оборудована необходимым спасательным снабжением. Все конечно зависит от клиентов и цены, кто-то предлагает отдельные каюты-сьюты на 50фт новой яхте или катамаране, другие свободную койку на 30фт старой лодке. Некоторые владельцы даже получают лицензии инструкторов в разных частных образовательных системах и пытаются учить "на капитана" своих пассажиров, хотя далеко не каждый человек, даже со знаниями и опытом, может быть хорошим учителем. С юридической точки зрения, это "черный чартер", за который очень сильно штрафуют в любой стране, если прихватят по факту извоза, может быть вплоть до конфискации яхты, как средства получения незаконной прибыли. Но кто из наших людей об этом думает, все катают, авось и меня пронесет. Редко кто оформляет чартерную лицензию и платит местные налоги, это все дополнительные расходы и сложности, прибыль уменьшается в разы и извоз теряет свой первоначальный смысл.

Перегоны яхт

Иногда возникает необходимость перегнать яхту в другое место или просто нужен экипаж на перегон. Можно наняться, но надо понимать, что лодка вам незнакомая и реальное состояние ее неизвестно, а маршрут может быть и не простой. Также заказчики и частные перегонщики зачастую договариваются устно и не фиксируют договоренности в нормальном контракте, в результате возникают проблемы, естественные или задуманные. Стороны не выполняют обязательств, требуют дополнительных денег или не платят их совсем. В общем есть определенные риски с обоих сторон. Если у заказчика есть деньги, он закажет перегон или перевозку в специализированной компании, а если с деньгами или совестью не очень, то ищут "подешевле". В любом случае перегон это операция разовая, занимает определенное время, а в это время ваша яхта стоит без присмотра...

Продажа и сервис яхт

Этим тоже пытаются подработать, выискивая  по маринам дешевые лодки, но это как правило не работает, хотя и бывают отдельные случаи. Обычно такие клиенты годами сканируют интернетные сайты в поисках своего счастья и когда узнают о бюджете на ремонт, интерес быстро пропадает. Продавать лодки в более дорогом сегменте не получится, обычно такие лодки продают через брокера, который покажет лодку и оформит все необходимые документы, причем для покупателя это бесплатно. Многие думают что яхтенный брокер, это просто лишний посредник, но это далеко не так, хотя везде тоже встречаются непрофессиональные люди.  Обслуживать или присматривать за чужой лодкой конечно тоже можно, но это занимает время и привязывает к одному месту стоянки, тоже не вариант для круизера, который куда-то движется.

Блогеры

Только ленивый сейчас не завел себе ютуб канала или на крайний случай страницу блога, фейсбука или инстаграма. Некоторые, кроме самолюбования, еще пытаются заработать на контенте, молча сравнивая себя с известными иностранными блогерами, которые вроде как зарабатывают большие деньги на своем канале. Но англоязычные блоггеры имею значительно большую аудиторию и платежеспособных подписчиков, поэтому это вполне возможно, но на отечественной практике это редко получается. Наиболее успешные англоязычные видео блоггеры получают до 10.000 долларов в месяц. Плюс к этому многочасовые стимы с водой для донатов, разные там патреоны для "эксклюзивной" информации для клиентов и прочие "вещатели истины". На самом деле, это достаточно большая и постоянная работа, чтобы держать подписчиков в тонусе и в интересе. Хорошая камера, умение снимать интересно и грамотно обрабатывать видео, хороший доступ в интернет, поддерживание контакта с подписчиками, бонусы, подарки, ну и главное конечно интересный контент. Снимать по десятому  разу "как мы ставили грот в Турции" уже не проходит.  Это хорошо было лет 10 назад, когда такого количества русского контента было мало и любое видео с яхтой проходило на ура. Я думаю, что этот вариант приработка возможен, но буквально единицам, кто сможет быть интересным и приятным для просмотра и общения, ну и харизмы немного надо, а такая комбинация встречается нечасто.

Копирайт, книги, журналы.

Некоторые люди могут обладать литературным даром, но это тоже единицы, хотя многие пытаются писать статьи, блоги и заметки в журналы. Кроме хорошего языка и стиля письма, надо иметь интересную информацию. Можно заключить контракт с журналом или каналом на свои публикации, но выбор покупателей вашего контента очень узкий. Кто-то пишет книги, сейчас достаточно не сложно сделать публикацию книги в интернете с монетизацией. Написание книги требует времени и усидчивости, хороший русский и морской язык, чего даже в обычной жизни встречаешь не часто. Неофиты бравируют своими незнаниями и пытаются собирать своих адептов, но как показывает жизнь, такая литература не пользуется спросом. Есть еще переводчики различных книг, технических и художественных. Хороший переводчик на вес золота, он не только должен быть образованным и с хорошим языком, но и владеть специальной терминологией.

Онлайн торговля

Есть любители поторговать акциями или биткоинами, есть даже довольно успешные игроки в рулетку. Если вы никогда не занимались этим ранее, то результат предсказуемый, частичная или полная потеря ваших вложенных средств. Для биржевой торговли надо понимать процесс, иметь постоянную связь интернет, вложить существенные средства, без каких либо гарантий. При неудачной сделки, деньги просто могут зависнуть надолго, чтобы не потерять их большую часть. Самое главное, что вы будете все время отслеживать тенденции и рынка и волноваться, это уже точно не круизинг и не путешествие для удовольствия. Рассматривать биржевую торговлю как стабильный доход конечно не стоит, однако можно быть владельцем облигаций или вкладов и получать фиксированный доход в размере 5-7 процентов годовых. Но давайте посчитаем, если вы хотите получать дополнительный доход 500 евро в месяц, это 6000 в год, надо вложить около 85.000 евро, не думаю что это оптимальное вложение, но доход гарантирован, это тоже имеет свою цену.

Пассивный доход

Есть разные варианты организации пассивного дохода, пример с вкладами и облигациями отметили уже выше, не очень финансово интересно, но просто и надежно. Можно сдавать в аренду имеющуюся недвижимость, хорошо когда есть кто-то, кто сможет это контролировать на месте. Сдача через агентства конечно удобно, но вы получаете существенно меньше и состояние объекта вы не контролируете, могут быть неприятные неожиданности. Доходы от бизнеса или доли в бизнесе, вопрос тоже не такой простой в наше время, когда всех трясет и есть проблемы с реализацией товаров и услуг. Если это ваш бизнес, то даже при наличии управляющего директора, велика вероятность, что все вскоре сдуется или приход упадет до минимальных значений, нужно постоянно лично держать руку на пульсе. Доля в чужом бизнесе кажется хорошим вариантом, однако вы абсолютно ничего не контролируете, что там происходит, а просто получаете дивиденды, если они конечно есть, а может и не быть, при этом компания может иметь миллионные обороты и менеджеры с директорами получать очень хорошие зарплаты. Если это устоявшийся семейный бизнес, когда у вас есть некоторая гарантия, что вас не обманут, тогда это неплохой вариант, но тоже никто не знает что будет с рынком завтра.

Резюме

Перечислены некоторые возможные варианты дополнительного дохода, наиболее известные у круизеров, одни реальные, другие не очень, это зависит от каждого человека в отдельности.  Есть наверно и другие варианты дохода, когда вы находитесь в плавании, но как ни странно, накопленные активы в виде денежных средств или недвижимости, являются наиболее надежными источниками для жизни на яхте. Другим важным элементом получения дополнительного дохода, является наличие полезной специальность, опыта и знаний. Все указанное выше предполагает определенные усилия и время, которые нужно затратить еще до начала проекта под названием "Путешествие на яхте". Есть много молодых людей, которые торопятся жить и получить желаемое, с приложением минимальных усилий. В данном случае, не имея бюджета, они покупают старую и маленькую лодку, в надежде как-то... заработать по ходу плавания, что не всегда получается и проект вскоре заканчивается продажей лодки по бросовой цене. Люди более старшего возраста, как правило более расчетливы в своих планах, зарабатывают бюджет на лодку и жизнь, решают свои семейные и бытовые вопросы, а только потом планируют уже свое большое путешествие. В любом случае, покупка своей лодки это только один из этапов, к которому еще надо подготовиться и организационно и финансово. О других составляющих проекта "Путешествие на яхте" в следующих статьях...

Продолжение следует...  Счастливого плавания !

2 комментария:

  1. Благодарю автора. все по делу, и без прикрас. Фактически визуализировал и мои мысли. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная статья. Приятно конечно витать в облаках, но очень важно и опуститься на землю. Надеюсь, что описание реалей спасёт не одного человека.

    ОтветитьУдалить