Рано или поздно возникает необходимость подняться на мачту, от банальной замены лампочки н на топе до ревизии стоячего такелажа. Тема эта старая, хорошо изученная, но имеет различные варианты реализации, которые имеют свои плюсы и минусы.
Беседка на фале
Это наиболее простой и бюджетный метод, когда есть команда, надо иметь только беседку, которую также можно изготовить из куска фанеры и пары концов нужного диаметра. Используется один фал для подъема и второй для страховки. Однако для подъема нужен второй человека, который и будет крутить лебедку на подъем, подтягивать страховочный конец и потом обеспечивать спуск вниз. Если человек, который поднимается крупный, то крутить на подъем, скажем супруге, дело довольно непростое. Лебедка на мачте конечно удобнее, чем в кокпите, что сейчас стало нормой на современных яхтах. Электрическая лебедка сильно упрощает процесс, но тут есть и дополнительные опасности. Был случай, когда кнопки электрической лебедки зависли и человека просто затянуло на топ с травмами. Другой случай, когда у женщины отрезало пальцы фалом на лебедки. Это конечно частные случаи, но их надо учитывать при подъеме этим методом на мачту и быть очень внимательным человеку, который обеспечивает подъем на палубе.
Лестница
Кажется что это самый простой и надежный метод, иногда можно видеть постоянные ступеньки приделанные к мачте, есть также мягкие лестницы из ленты, которые крепятся на ликпаз мачты. Выглядит красиво, но на практике не все так удобно. Подниматься на маленьких и редких ступеньках на мачте не очень удобно. Постоянные ступеньки на мачте добавляют вес наверху и потенциально могут цеплять концы и паруса, кроме того крепление к алюминиевой мачте заклепками или винтами не самый надежный вариант в морском климате, большое количество отверстий еще и ослабляют профиль мачты. В мягких лямках ступенек лестницы долго стоять при работе тоже не очень. В любом случае потребуется страховочный конец и опять беседка, если надо делать работы на конце краспицы например. Подняться по ступенькам одному конечно можно, но это страшно, особенно на качке, когда все внимание уходит не на подъем, а как покрепче обхватить мачту. Есть разные виды подъемных лестниц с жесткими ступенями, ленточными и полужесткими, но метод подъема по сути одинаковый одинаковый.
Веревочные зажимы
Для подъема используется один из фалов, по которому поднимаются с помощью специальных зажимов. Есть множество вариаций систем и оборудования из альпинизма, наиболее известная фирма Petzl. также есть много копий и вариаций таких зажимов, но так как это вопрос безопасности человеческой жизни, надо внимательно выбирать качественный продукт хорошего производителя. Подъем производится за счет ног и подтягивания верхнего зажима, естественно на ногах подниматься полегче, чем подтягиваться на руках. Лучше использовать отдельную веревку, которую поднимать на фале наверх, так как сам фал подвергается нагрузке и деформации от зажимов. Минус этого метода, также как и лестницы, что веревка должна быть хорошо обтянута для подъема на зажимах, а это не дает свободы при работе в стороне от мачты.
Topclimber
По сути это сильно упрощенная вариация альпинистских зажимов, только в комплекте с простой беседкой и сумкой-чехлом. Подъем также осуществляется за счет ног, веревка должна быть натянута, что также снижает возможности маневра наверху. На фото хорошо видно что веревка обтянута к правому борту на палубе, т.е. с левого борта на мачте будет работать проблематично. Еще один нюанс, который надо учитывать при монтаже Topclimber, веревка пропускается через зажимы, а если используется штатный фал с огоном на конце, то это не получится. Надо или привязывать отдельную специальную веревку к фалу или разбирать зажим. В общем систем работает также как зажимы и имеет такие же преимущества и недостатки, но за счет комплектности несколько дороже, чем два зажима, беседка и 20 метров веревки. Еще одним большим недостатком таких систем является большое время спуска, т.е не меньше, чем вы поднимались наверх, что тоже очень не быстро получается, особенно без тренировки. Есть несколько вариаций такого комплекта под разными марками.
Подъемные тали (Block and tackle)
Это пожалуй самая простая и надежная система для подъема, если нужно в одиночку подняться на мачту и выполнять работы в любом месте, на топе или на краспицах. Обычно это 2 блока, один наверху, который поднимается на фале, второй крепится к беседке. Блоки могут быть как стопорные, так и обычные, тогда ходовой конец крепится к беседке коротким концом из дайнимы. В зависимости от необходимости и физической формы, молодым спортивным людям с небольшим весом, вполне достаточно талей 3:1 или даже 2:1, подъем достаточно быстрый и не слишком тяжелый. Для людей с большим весом и более старшего возраста можно использовать тали 4:1, это несколько медленнее, но и подъем легче. Веревка обычно крученая найлоновая 12мм, соответственно в зависимости от типа талей, надо 4 или 5 высот мачты с некоторым запасом.
Недостатки конечно тоже есть, достаточно большая бухта получается при талях 4:1, для фиксации на самом топе нужна короткая стропка для фиксации ходового конца. Подъем небыстрый, но точно не медленнее чем с зажимами и Topclimber. При спуске надо быть осторожным, чтобы не обжечь ладони плетеным концом, рекомендуется одевать перчатки, причем яхтенные с обрезанными пальцами не очень подходят, а вот обычные строительные, то что надо.
Из основных плюсов это возможность подняться на мачту одному и работать в любом месте, на мачте или краспицах. Конец достаточно длинный, около 60 метров и при необходимости может быть использован в качестве кормового берегового конца или для плавучего якоря.
Резюме
Практически пользовался всеми указанными вариантами подъема на мачту. Если есть команда, то обычная беседка на фале самый простой вариант, если не забывать про инструктаж помощника и технику безопасности. Если один на яхте, то подъемные тали хорошая и простая система для подъема, остальные варианты тоже рабочие, но не без недостатков. Сейчас использую комбинацию беседки и ножных ремней от Topclimber, тали 4:1 и круглую сумку для инструментов, которая подвешивается к беседке или спускается на тонком конце на палубу.
Главное в вопросе подъема на высоту это безопасность: хорошее оборудование, проверка технического состояния, надежное крепление веревок, отсутствие спешки, ну и по возможности хорошая погода. Если нет критической ситуации, лучше отложить работу и подниматься на мачту при стоянке в порту.
Счастливого плавания !
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.