Сегодня речь пойдет о камбузной плите, это прибор не менее важный на яхте, чем например двигатель или якорь и пользуемся мы им каждый день и от него зависит наше состояние и здоровье в конечном случае.
Вопрос в принципе один, надо ли поддерживать Газпром ?
Газовая плита, это первое что приходит в голову, особенно жителям России, дома на кухне всегда была газовая плита, это потом уже пошли всякие электрические агрегаты.
Но электрическая плита хороша дома, на катере или у причала, где есть розетка куда можно что-то воткнуть, на парусной яхте на ходу несколько сложнее, хотя и там можно что-то и куда-то воткнуть.
Вариант № 1: газовая плита.
Большинство яхт имеет газовую плиту с духовкой в подвесе, чтобы готовить на крену, все хорошо, но есть минимальный шанс не увидеть результат своей готовки, при определенных условиях конечно, при утечке газа, он скапливается под пайолы, где нередко находятся и эл. помпы, аккумуляторы и другие штучки, которые могут дать искру, не говоря уже о цигарке во рту, достаточно концентрации около 2% газа в воздухе и внешняя искра чтобы взорваться, выглядит это в результате примерно так.
Журнал Yachting Monthly после многочисленных истязаний своей тестовой яхты (посадка на мель, оверкиль, падение мачты и посадка на мель) в конце концов взорвали ее газом.
Это конечно случается исключительно редко, статистики реальной нет, но езда на машине гораздо более опасное занятие. Баллон в кокпите со сливом за борт, хороший редуктор и кран с пробником около баллона, медная труба, отсечной кран у плиты, плита с пьезо запалом, газодетектор и немного внимания, в общем-то не так сложно.
Выбор достаточно большой, мои преференции я отдал шведской плите Dometic StarLight
Современные плиты, грамотная установка и разумное пользование газом на борту делает этот вариант плиты на борту яхты достаточно привлекательным.Плюсы: простота использования, длительный запас и доступность газа, чистота горения, независимость от эл.питания и умеренная цена всего комплекта.
Минусы: потенциальная взрывоопасность, большой вес всего комплекта, выделение при горении углекислого газа и воды, конденсат, требуется хорошая вентиляция, особые требования к установке.
Вариант № 2 Дизельная плита
Пожалуй одним из немногих, если не сказать единственным, производителем дизельных плит является финская фирма Wallas, которая имеет большой опыт производства дизельных горелок различного назначения.
Есть нюансы и для этой плиты, во первых в плите есть электроника и топливный насос, т.е. без электричества она не работает. Требуется около 5-10 минут, чтобы плита раскочегарилась до рабочего состояния и потом примерно столько же для охлаждения. Две грелки работают одновременно, т.е. даже если вы готовите супчик на одной, вторая горелка тоже горячая, это хорошо на осенней Балтике, но на югах это просто как отопитель каюты. Цена этой плиты примерно в 3 раза дороже газовой, т.е. минимум пару тысяч евро надо приготовить.
Плюсы: использует топливо двигателя, выхлоп за борт, нет конденсата и углекислого газа, удобна для ухода, может использоваться как отопитель (со специальной насадкой в опциях)
Минусы: требует время для запуска и охлаждения, большая цена, зависимость от электропитания, наличие электроники и форсунок, не предусматривает самостоятельного ремонта.
Вариант № 2 Спиртовая плита
Проверенная годами шведская спиртовая плита Dometic Origo - неубиваемый дивайс на все случаи жизни, сделана она из нержавейки и имеет съемные емкости, в которые периодически надо заливать топливо.
В качестве топлива используется оригинальное топливо Origonol или спирт-денатурат, хотя при использовании денатурата есть некоторое образование копоти на кастрюле, но это не критично.
Провел эксперимент со своей старой походной плиточкой Origo, которую раньше активно использовал, когда еще у меня был Фолькбот в Петербурге.
Удивительно, но факт, поллитра воды спиртовая плита вскипятила за 7:20 мин, а супер современная индукционная плита за 8:30 мин. В среднем при умеренной готовке завтрака, обеда и ужина надо примерно 1 литр топлива на неделю, если конечно не увлекаться кулинарией.
Плюсы: предельная простота и надежность, безопасность, дешевле в два раза газовой системы и в 4 раза дизельной.
Минусы: есть некоторый запах и конденсат при горении, нужна хорошая вентиляция, еженедельная заправка емкостей, есть некоторое количество копоти при неправильном топливе, не везде можно купить Origonol.
Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, однозначного выбора нет, поэтому вопрос о поддержке Газпрома остается открытым...
Решил поддержат Газпром с помощью газовой плиты Dometic Starlight.
ОтветитьУдалитьРаботая на маленькой американской яхте (8м) имел щьястье пользыватся двухкомфорочной спиртовой плитой.Принцып как у старых советских бензиновых примусов, даже поршневой насос такой же был. Разжигалась она примерно так же - нужно было плотно закрыть заливную крышку , пару раз качнуть насосом воздуха в бак, приоткрыть кран на горелке чтобы спирт из бака налился в чашку под горелкой, дальше кран закрывался и спирт поджигался, через пару минут горелка нагревалась и постепенно переходила в режим горения, дальше нужно было приоткрывать кран на горелке и подкачивать воздух насосом. после того как горелка начинала гудеть как реактивный двигатель можно было начинать готовить.
ОтветитьУдалитьВообщем тот ещё мазахизм! Когда нужно что то сварить или пожарить то с этими неудобствами ещё можно мирится, но когда вы хотите выпить одну кружку чая то пока это все раскочигарится и закипит то чая вам уже не захочется. А если учесть что чай на яхте пьётся практически круглые сутки то можете представить как эта плита вас будет раздражать и тратить ваше время.
Спирт покупался в аптеке в 200 грамовой упаковке (в народе "красная шапочка").В те времена большинство аптек отпускало спирт по рецепту, представте что у вас должно было там написано чтобы вам продали ящик "красных шапочек". В среднем на одну готовку обеда уходило 200 грамм спирта.
Для тех кто думает что спирт можно заменить чемно другим -история : пережидая на яхте очередной шторм, ( это на якоре в 50 метров от берега,волны под 3 метра ) в плите кончается спирт а хочется горячего. Пытливый инженеррный ум прикидывает что спирт горит примерно также как ацетон или бензин. В итоге плита заправляется ацетоном и начинается процесс разжигания.Дальше все как на Фукусиме - ацетон горит с черным дымом и копотью при этом нагретая горелка начинает выплёвывать раскаленный ацетон из форсунки, это все под хорошую качку попадает на стол и под громкие крики и маты моментально растикается грозя спалить не только камбуз но и всю яхту. Потушено это тбыло большим махровым полотенцем.Около полу часа Пожарный проветривал весь пароход и несколько часов отмывал потолок от сажи. Чайка больше не хотелось!
Итог: после одного сезона эта плита была торжественно заменена на газовую, на радость всего экипажа! Последующие два сезона газовая плита зарекомендовала себя как надёжный и удобный агрегат.Замечю что готовить на ней было в два раза быстрее чем на спиртовой плите.
Владимир. Крым simeiz2@rambler.ru
Пожалуй единственной адекватной спиртовой плитой является шведская Origo, но для адекватной работы лучше использовать их топливо, на обычном спирту коптит дно. Засекал время кипячения 1 литра на Origo и на домашей электролите, время одинаковое минута в минуту. Конечно газовая более удобная, но потенциально опасная вещь, но это решается грамотной установкой и детектором газа. Сейчас есть композитные стеклопластиковые, которые потенциально взывобезопасные.
Удалить