Постройка
корпуса
Индивидуальная
яхт на заказ (custom yacht) обычно строится в
единичном экземпляре, поэтому технологии
массового производства мало применяются
в этом случае, если только для небольших
деталей, имеется в виду матричное
производство стеклопластика.
На сегодня
оптимальными материалами для яхты на
заказ можно считать следующие:
- алюминиевый
сварной корпус с круглыми обводами (не
шарпи и не радиусная скула), это требует
высокого профессионализма верфи и в
мире не очень много мест, где делают это качественно,
одна из них Голландия, где мы и строим
наши яхты сегодня.
Материал обычно морской
сплав 5083 или более дорогой Alustar.
Такая
конструкция у яхт LB-74 (фото выше) и Атоа-64.
- композитный
корпус, это сендвичевая конструкция с
использованием пенопластов высокой
плотности, технологии вакуумной инфузии,
винилэстеровой или эпоксидной смолы,
с усилениями кевларом или карбоном. По
такой технологии построена наша яхта
Soler-35.
- корпус из
деревянного композита (wood/epoxy), обшивка
из канадского красного кедра с пропиткой
и обклейкой стеклотканью на эпоксидной
смоле, так строятся некоторые корпуса
яхт серии Puffin нашими партнерами в
Голландии.
- карбоновый
корпус с сендвичем, если нужен малый
вес и скорость, так построена яхта
Agile-42 и в перспективе будет 60 и 70 футов.
Сталь сейчас
мы не рассматриваем, если только нет
особых требований у заказчика по
назначению яхты, алюминиевый сплав
наиболее практичный материал для любых
проектов. Как вариант, может быть
алюминиевый корпус и композитная палуба
или только надстройка, как это сделано
на нашем новом проекте М55 VERA Expedition и других яхтах этой
серии.
Сначала все
детали набора, обшивки, палубы и руля
вырезаются на резке по CNC файлам
проекта. Все детали маркируются лазером или вручную, еще на стадии резки заготовок, поэтому сборка производится быстро и без ошибок.
Детали обшивки и надстройки
гнутся с 3D погибью на специальных
станках. Гибка это почти
искусство, надо иметь большой опыт,
чтобы сделать «яичко» из плоского листа.
Мы
в свое время в Петербурге
освоили такую технологию
и даже сделали свой гибочный станок,
спасибо нашему профессионалу высокого
уровня Валерию Салугину.
На голландской
верфи это в общем стандартная операция,
но и там есть всего несколько мест, где
хорошо гнут плоские листы в 3D
и такие места надо знать.
После этого корпус собирается килем
вверх и в дальнейшем провариваются все
швы и усиления по схеме, предусмотренной
сборочным чертежом проекта.
Иногда строят и килем вниз, но обычно это для очень больших корпусов, которые переворачивать в цеху проблематично.
Далее корпус
переворачивается и доваривается палуба
и надстройка. Если палуба и
надстройка композитная, она изготавливается
отдельно и может быть смонтирована
позже, что значительно облегчает установку
оборудования и интерьера в корпус.
Хорошо
сваренный корпус, это очень важный
элемент всего проекта,
хотя он и составляет всего
около 15 % по стоимости проекта,
но является основой для всего, именно
поэтому важно качественно спроектировать
и собрать корпус, так как все остальное
можно исправить, корпус уже нет, это как
фундамент и капитальные стены в
строительстве дома.
Теплоизоляция
Перед установкой изоляции, корпус очень тщательно зачищается и иногда обрабатывается пескоструем, правда сейчас для этого используются составы типа льда или химические реагенты. Далее поверхность грунтуется специальными грунтами в несколько слоев и красится, это и обеспечивает практически неограниченный срок службы яхты.
Теплоизоляция
корпуса и палубы обычно выполняется
полиуретановой пеной с закрытыми порами или другими изоляционными
материалами, также местами устанавливается дополнительная звукоизоляция, на фото видно алюминиевые пластины на полу рубки, для гашения высоких частот звука от работы двигателя, т.е. в рубке будет очень тихо, даже на полном ходу.
Также для изоляции используются и плиты из каменной ваты с изоляцией алюминиевой фольгой, эта изоляция несколько лучше пены, но требует больше трудозатрат и соответственно будет дороже.
Покраска
Качественно
собранный и проваренный корпус,
практически без сварочных деформаций
может быть зашпаклеван и покрашен или
оставлен неокрашенным из соображений
практичности, качество корпусов это
вполне допускает.
При выведении
поверхности корпуса под
покраску, соответственно накладывается
минимальная толщина шпатлевки, буквально
несколько миллиметров и корпус после
покраски получается идеальным, практически
не отличимый от пластиковых собратьев
из матрицы, но значительно более
практичный и долговечный.
Гладко
сваренный корпус может дать существенную
экономию на шпаклевке, которая тоже
стоит немалых денег на больших объемах.
Вообще
покраска это отдельная тема и этап
постройки яхты, есть много нюансов в
подготовке поверхности и собственно
самой покраске, особенно при работе с
алюминиевыми сплавами.
Подготовить
поверхность корпуса и покрасить, очень
непростой процесс, это не машину в камере
«полить» краской, все гораздо сложнее
из-за размеров объекта и применяемых
специальных материалов. Кроме этого
особые требования предъявляются к
чистоте помещений и температурному
режиму, а это между прочим яхта 15-20 метров
и больше.
Именно
поэтому покраской практически всегда
занимается подрядная специализированная
компания, небольшие корпуса перевозят
в покрасочную камеру-ангар, для больших
суперяхт строят специальное укрытие
по месту нахождения яхты.
Усилия
стоят свеч, результат получается
отличный, причем выбор цветов неограничен
стандартными, как в гелькоутах. Конечно
краски, как и гелькоуты, со временем
выцветают, поэтому некоторые оставляют
корпуса неокрашенными, это дает существенную
экономию не только при постройке яхты,
но и при дальнейшей эксплуатации,
особенно если район плавания не между
средиземноморскими маринами.
Вообще
при постройке яхты нет неважных этапов
или элементов, все очень взаимосвязано,
только так получается настоящая яхта.
Интерьер
В дизайне
интерьера очень важна умеренность,
много дерева и мало света, получается
красивая, но подводная лодка или много
светлого и много света получается
"больница" или в лучшем случае
"икея". Выбор стиля интерьере дело очень личное и что-то рекомендовать здесь надо осторожно, так как взгляды могут быть очень разные и не совпадающие.
Для круизной морской яхты
также важна практичность и эргономика,
закругленные углы, удобные диваны и
поручни в нужных местах, это все
продумывается конструктором и согласуется
с заказчиком, причем учитываются
даже такие нюансы, как диаметр поручня
и под какую руку удобнее делать дверцы
шкафов.
Что интересно,
эргономика наука известная и все учатся
примерно по одним учебникам, но на
практике нередко получается, что в
погоне за "новым дизайном", серийные
производители яхт просто забывают
про удобство пользования человеком, а
ведь именно для него строится яхта.
Так как весь
проект выполнен в CAD программах,
параллельно с изготовлением корпуса
идет большая подготовительная работа по внутренней обстройке и оборудованию.
Изготавливаются
элементы интерьера, причем иногда
на макете внутренней части корпуса
в натуральный размер. Здесь интересный
момент, яхты еще нет, а можно уже походить
внутри и даже подкорректировать некоторые
элементы.
Были такие случаи, например
когда стандартная дверь в каюту показалась
клиенту узковатой и ее прямо на макете
подкорректировали под нужный размер.
Еще один случай, когда клиент захотел
удобную ему планировку камбуза и после
нескольких вариантов, прямо на макете за пару часов все было смоделировано как ему было надо.
Никакая визуализация в 3D не даст
полной картины в реальной жизни, поэтому
конечно можно заказывать визуализации
на стадии проектирования, но только для
общего понимания пространства и выбора
цветовой гаммы.
Выбор
материалов сейчас практически
неограниченный, именно поэтому важно
не впадать в крайности и сделать несколько
элементов с реальными материалами не
отказываться от рекомендаций яхтенного
интерьерного дизайнера.
Как правило
основу мебели делают из легкой морской
фанеры из дерева окоуми или аналогичного.
Сегодня широко используются и различные
сендвичевые панели с наполнителем из
плотного пенопласта, а иногда и материалов
типа вспененой резины. Это несколько
облегчает вес и дает дополнительную
тепло и звукоизоляцию. На больших яхтах,
в частности моторных, нередко делаю
расчет вибрации и шумоизоляции, таким
образом можно свести шум от мотора или
генератора до достаточно низкого уровня,
что конечно добавляет комфорта, когда
приходиться моторить в штилевую погоду.
Наружный
слой мебельных элементов делается из
шпона ценных пород дерева, тика, махагона,
вишни или других в зависимости от дизайна
интерьера. Угловые и другие элементы
выклеиваются из массива дерева. Сейчас
нередко используют и крашенные поверхности
или панели с пластиковым ламинатом, это
конечно более практично и дешевле
дерева, но класс яхты конечно будет
несколько ниже. Все мебельные элементы,
когда они сделаны из дерева, покрываются
несколькими полиуретанового грунта и
лака. Хорошая яхтенная мебель имеет не
менее 6-8 слоев, после каждого покрытия,
поверхности тщательно зашкуриваются
обезжириваются. Так получается мебель,
которая будет служить многие десятки
лет, при должном уходе конечно. Тут уже
ничего не будет скрипеть, переклинивать
или отваливаться со временем.
Кроме
технического совершенства и красивого
внешнего вида, интерьер имеет не меньшее
значение для настоящей яхты, так или
иначе это создает общую атмосферу на
яхте. Но и здесь надо подходить комплексно,
если у вас модерновая яхта, то и интерьер
должен этому соответствовать, хороший
пример это например яхта Agile-42.
Даже известные
серийные производители иногда делают
ошибки, которые приводят к печальным
результатам. Например верфь Najad
в попытке поправить свои дела, в
старый практически традиционный корпус
80-х годов они вставили современный
интерьер, таким образом они потеряли
свою старую клиентуру старшего возраста
и не получили новых клиентов молодого
поколения, так как была явная диспропорция
экстерьера и интерьера.
Надо быть
внимательным к деталям и прислушиваться
к советам профессионалов, только так
можно создать красивую и практичную
яхту, которая будет сохранять свою
стоимость многие годы.
Оборудование
Пока строится
корпус и готовятся детали интерьера,
механики и электрики готовят материалы
и оборудование для установки на лодку,
так как это происходит по детальному
проекту и в кооперации с корпусниками
и плотниками, все необходимые фундаменты,
вырезы и кабельные каналы уже делаются
в конструкции корпуса.
Некоторое
оборудование и материалы требуют заказа
за несколько недель, а иногда и месяцев.
Весь проект постройки и комплектации
оборудованием ведет отдельный менеджер
проекта, поэтому все детали и работы
заказываются и выполняются по единому
графику в он-лайн доступе всем участникам
проекта.
Еще раз
следуют подчеркнуть важность хорошего
проекта и грамотного менеджера проекта, это
позволяет существенно сократить время
и стоимость установки оборудования,
так как заказывается только необходимые
комплектующие, а не оптом «с запасиком».
При выборе марок и моделей оборудования следует прислушиваться к рекомендациям специалистов, например если на небольшой чартерной яхте вполне нормально стоит обогреватель Webasto, то на большой экспедиционной яхте скорее всего будет уже отопитель Kabola, это касается и другого оборудования, бюджетное ставят на бюджетном, а на настоящей яхте устанавливают только соответствующее классу яхты, лучшее оборудование.
Продолжение следует......
Александр, ваша статья абсолютно клиентоориентирована вы стремитесь не просто удовлетворить потребности клиентов , но и угадать их желания наперед.
ОтветитьУдалитьперешлю ссылку своим знакомым, возможно потенциальным клиентам.
ковалев александр владивосток