Покупка яхты. Нюансы выбора.

Рано или поздно, многие приходят к моменту покупки яхты для себя любимого, это может быть и первая лодка, а может быть уже и пятая, но выбор всегда непрост и проходит примерно по одинаковому сценарию.



Яхты покупают и будут покупать, несмотря на популярность чартерного яхтинга, который предлагает практически неограниченные возможности по путешествиям в любой точке мира на яхте или катамаране, но это же как жить неделю в гостинице, недорого и никаких забот о содержании яхты.
Многих это устраивает и это понятно, однако мечта о владении собственной яхтой не оставляет даже чартерных яхтсменов. 
Принятие решения о покупке собственной яхты, это только первый шаг в непростом и зачастую длительном процессе, слишком много параметров, которые надо понимать и разумно оценить все за и против, давайте кратко рассмотрим основные моменты.


Бюджет
Как это не прозаично, бюджет является первыми пунктом, от которого следует отталкиваться в подборе своей яхты. Кроме стоимости покупки собственно самой яхты, не надо забывать и сопутствующих расходах, например место нахождения подходящей для покупке яхты, перегон или транспортировка может составлять существенную сумму. В среднем доставка автотранспортом небольшой яхты 10-12 метров с севера Европы на средиземку может обойтись в 10-12.000 евро. Перегон наемной командой будет немного дешевле, но и займет значительно больше времени и не факт что команда будет достаточно профессиональной и доставит яхту в целости и сохранности.
Также надо учесть расходы на страховку, оплату причала и регистрацию яхты на нового владельца. Если яхта не новая, возможно потребуется замена такелажа и парусов, новая необрастайка и другие небольшие технические работы, все это может вылиться в немаленькую сумму, о которой не надо забывать при оценке своего бюджета на покупку и содержание яхты.


Размер
Кроме количества кают и размера салона, надо учитывать и текущие расходы на содержание, в частности стоимость в маринах, чем больше яхта, тем больше и расходы, причем в кубической зависимости.
Например в Испании стоимость аренды причала до 12 метров около 4000 евро/год, а от 12 до 15 метров уже около 7500 евро/год. Яхту 35фт можно поднять и покрасить необрастайкой примерно за 1500 евро, а яхта 45фт будет стоить уже около 2500 евро.
Также следует реально учитывать и "модель использования" яхты, дневные выходы с компанией друзей это одно, недельное прибрежное плавание с семьей это другое, проживание на яхте и дальние походы вдвоем это третье. Независимо от бюджета, не следует бросаться в крайности гигантизма. Вполне адекватный размер яхты для обычного пользователя может считаться около 35-45 футов.


Моно или мульти
Вопрос неоднозначный и каждый вариант имеет своих фанатов. Моно хорошо лавируется в море, небольшие расходы в маринах, более комфортная качка. Мульти имеет большой объем помещений, больше комфорта на якоре, небольшую осадку, но определенные ограничения под парусами и больше расходы в маринах. Если ближе плавучий дом-дача, то конечно это катамаран, если ближе настоящая яхта под парусами, то это вероятно только моно.

Новая, брокераж или кастом
Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, новые серийные яхты конечно очень современно выглядят и благодаря большим расходам на маркетинг, активно продаются на выставках и у дилеров. Однако не надо забывать, что это просто большой бизнес, который естественно ориентирован на крупных клиентов, в лице чартерных компаний. Естественно максимально уменьшают себестоимость товара(яхты), инвестируют в маркетинг и дилерскую сеть, т.е. основная задача, как и любого бизнеса, обеспечить высокий уровень продаж при максимальной прибыли. Поэтому не следует удивляться, когда за красивой оберткой скрывается довольное посредственное качество. Это конечно не значит, что эти яхты плохие, просто они отвечают своему назначению, как бизнес товар. Порядок цены на среднюю яхту около 12 метров может составлять около 150-250.000 евро, правда не надо забывать, что потребуется некоторая дополнительная комплектация для приведения яхты в комфортабельный круизер, а это может составлять от 10-30% от начальной цены.
 Поставка при заказе занимает от 6 месяцев, в зависимости от марки и сезона, но бывают у дилеров яхты и в наличии к сезону.


Новые кастом яхты, не путать с самостроем про проектам Робертса, а построенные на профессиональных верфях по грамотному проекту, достаточно дорогие и отвечают требованиям своего первого владельца, которые могут не совпадать с ваши представлениям. Построить новую алюминиевую яхту на заказ занимает 12-18 месяцев и стоит это в среднем в 2-3 раза дороже аналогичной серийной яхты из магазина.


Брокеражные яхты тоже бывают разные, в зависимости от возраста и марки. Если большинство серийных яхт, примерно до 2007 года выпуска, строились достаточно качественно, правда не всех уже устраивает их дизайн, то более новые модели после 2009 года уже пошли по пути оптимизации производства, применения современных технологий и материалов, нельзя однозначно сказать, что это это пошло на пользу качества производимого продукта. 
Старые яхты 70-80х годов имеют свои нюансы, например американские часто имеют проблемы с сендвичевой палубой, шведские перетяжелены и недогружены парусами, европейские не всегда однозначны по планировкам. Цены конечно зависят от многих факторов, но диапазон средней яхты 12 метров примерно 40-150.000 евро, но и продаются они круглый год, не надо ждать заказа, правда поиск подходящей яхты может занять не один месяц. Однако покупая старую яхту, вы понимаете, что расходы по техническому содержанию яхты могут быть существенными, вплоть до замены двигателя, тиковой палубы илли парусов. Поэтому покупая брокеражную яхту, следует трезво оценивать последующие расходы на нее.


Исходя из первого пункта "бюджет" сразу можно решить какой вариант вам больше всего подходит. При этом совершенно не значит, что новая яхта будет лучше или хуже подержанной,  все зависит от конкретной лодки и задач, которые владелец ставит для себя


Экипаж
Важный момент, кто собственно будет управлять яхтой, не пассажиры и друзья, а именно команда яхты. Обычно это или сам капитан-владелец, т.е. одиночка или семейная пара, каждый из которых имеет опыт управления яхтой. Наемные капитаны не входят в данную тему и рассматриваемый размер частной яхты около 10-14 метров.
Этот момент тоже надо учитывать при выборе размера типа яхты, даже современное оборудование в виде различных закруток и электрических лебедок, не заменяет опытного члена экипажа, а при определенных обстоятельствах может еще и помешать. Поэтому опыт и количество экипажа впрямую влияют на выбор размера яхты.


Корпус
Большинство серийных яхт строится из стеклопластика, это практичный и хорошо отработанный материал, правда яхты 70-х годов имели свои "проблемы роста". Сталь сейчас практически стала материалом для больших яхт и для самостройщиков. Алюминий в основном используется на кастом яхтах, хотя есть и серийные французские производители. Дерево в оригинальном конструктивном виде уже почти не применяется, а используется в композитных конструкциях на основе эпоксида и пожалуй только RM Yachts строит серийные яхты из фанеры, которые пользуются большой популярностью во Франции.
Поэтому на 95% ваш выбор будет среди стеклопластиковых яхт, хотя встречаются грамотно спроектированные и построенные металлические яхты на вторичном рынке.


Оборудование
Есть два подхода к этому вопросу, первый это оставить что есть, привести и поддерживать его рабочем состоянии, обновляя или добавляя только по мере острой необходимости. В этом случае конечно хорошо укомплектованные лодки имеют определенное преимущество, даже если они чуть дороже аналогов.
Второй подход, это замена старого оборудования новым, поэтому лучше искать лодку чуть дешевле и учесть дооборудование в вашем бюджете.
Для грамотной оценки стоимости яхт, предполагаемых для покупки, надо составить табличку, к которой перечислить оборудование обязательное для вас и желательное, но не обязательное. Заполнить приблизительную стоимость стоимость оборудования с установкой и вы сразу увидите разницу в ценах самих яхт.
В наше время многие любят повышенный комфорт и различные дивайсы, которые не играют существенного значения собственно для самого круизного плавания. Это вопрос личных предпочтений и финансовых возможностей, есть немало примеров, когда новая и полностью укомплектованная всем возможным оборудованием яхта, стоит у причала годами и в лучшем случае делает несколько дневных выходов летом и через пару лет продается недорого. Но есть и другие варианты, когда на небольшой старой яхточке, с ручным GPS, люди  пересекают океаны и живут годами на яхте без кондиционеров и генераторов.
Вероятно истина в середине, при покупке яхты, новой или старой, надо походить с тем что есть и потом решить, надо ли вам что-то менять или дооборудовать вообще.


Осмотр яхты
Перед покупкой обязательно надо сделать тщательный осмотр яхты, на предмет выявления недостатков, которые надо учесть в будущих работах по обслуживанию или ремонту, а также которые могут повлиять и на снижение цены покупки. Желательно сделать пробный выход в море под мотором и парусами, убедиться, что все системы работают нормально.
Если есть достаточный опыт, можно такой осмотр сделать самому, желательно также поднять яхту для осмотра подводной части, киля и руля. Если такого опыта нет, то заказывается сюрвейер, который проводит полный осмотр и предоставляет письменный отчет с указанием замечаний и рекомендаций. Такой осмотр может стоить около 600-900 евро, плюс транспортные расходы.


Документация
Это очень важный момент покупки - правильные документы на яхту, они потребуются для дальнейшей регистрации и страховки. Как минимум должны быть в наличие следующие документы:
- Purchase Contract или Bill of Sale
- Deletion Certificate
- VAT paid proof document, если НДС оплачен
- RCD CE Declaration of Conformity + manual (для яхт после 1998 года)
Также следует уточнить и понять статус яхты в ЕС: свободное обращение с оплаченным НДС, временный ввоз или яхта на балансе компании-владельца.

Как видно, подбор и покупка яхты это многозадачный процесс, поэтому можно это делать самому или обратиться к брокеру для выполнения всех задач. Для покупателя это не отразится на цене, так как обычно брокеры продавца и покупателя делят комиссию пополам. Покупать напрямую у владельца яхты конечно будет выгоднее, но возникают дополнительные риски из-за отсутствия опыта или языковых ограничений.
Самое главное, чтобы вы нашли яхту, которая вас устраивает и были довольны своей покупкой, а для этого надо иметь холодную голову, время, ну и деньги в кармане.

Счастливого плавания !




2 комментария:

  1. Порекомендуйте сайты для купли-продажи б/у яхт размера 30-40 ft. в Испании и Франции. Если есть такие.

    ОтветитьУдалить
  2. Сейчас место сайта не имеет значения, все размещают информацию на разных ресурсах, независимо от места нахождения яхты. Inautia, TopBarcos и т.д.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.