Soler-39+ Expedition. Миди экспедиционная яхта.

Когда мы слышим словосочетание "экспедиционная яхта", нам представляется моторная яхта в стиле буксира-спасателя или парусная яхта с большой рубкой и неокрашенным корпусом. Также и слово "экспедиция" имеет свое значение, это не прогулка по морю и не ралли между портами. Экспедиция предполагает определенную цель и проводится обычно в труднодоступные и мало обжитые места, что и предполагает определенные требования к средству передвижения.
В бытовом контексте это просто яхта с прочным корпусом, как правило с рубкой и соответствующим образом оборудованная для высоких широт и океана, удобная для длительного проживания на борту.
Сегодня я хочу сделать небольшой обзор моего нового проекта Soler-39+ Expedition, я назвал эту концепцию "миди экспедиционная яхта". Возможно это не совсем точное название, но можно сказать достаточно универсальное для этой модели. Эта яхта предназначена в основном для 1-2 человек экипажа, с большим объемом для запасов, усиленной конструкцией корпуса, но и с некоторым скоростным потенциалом, это точно не "баржа" для дрейфования с пассатами.
Прототип Soler-35 был построен и протестирован несколько лет назад, концепция современной круизной яхты с рубкой оказалась очень удачной, некоторые изменения были сделаны в новом проекте Soler-39.  


Кроме небольшого увеличения размера, также был заменен материал корпуса с композитного сендвича на алюминиевый сплав и изменена конструкция подъемного киля.
По технической части большой опыт был получен при проектировании и строительстве больших экспедиционных парусных яхт М55 МЕТА и М64 АТОА, хотя Soler-39 конечно меньше и проще.
Кстати простота технических решений и минимум обслуживания были положены в основу концепции небольшой яхты для широкого спектра использования, от высокоширотных экспедиций до прибрежных любительских регат.

ПОЧЕМУ МИДИ
Размер конечно имеет значение, формально чем больше яхта, тем больше объем, скорость и условно комфорт. За последние 20 лет средний размер круизных яхт существенно увеличился, если раньше "дальнобойщики" успешно ходили по миру на 30-35фт лодках и даже меньше, то сейчас стандартом уже стали 40-50фт. Причин для этого несколько, во первых появилось много технических приспособлений, которые облегчают управление одному человеку достаточно большой яхтой. Вторым моментом является, что производителям выгодно продавать большие яхты, чем маленькие и это активно продвигается рекламой и продавцами. Третий момент, что в настоящее время значительное количество новых яхтсменов приходит через чартерные компании, а основу их флота как раз и составляют относительно большие яхты.


Как найти золотую середину ? Маленькие и старые яхты конечно дешевые, новые и большие относительно дорогие, не говоря уже о брендовых моделях и катамаранах (отдельная тема). Кроме покупной стоимости новой яхты, значительным расходом будет дооборудование и дальнейшее содержание яхты, а это зависит как раз от размера лодки. Пара простых примеров: замена генуи на 35-40фт стоит порядка 1500-2000 евро, а на 45-50фт это будет уже около 3500 евро. Замена фала на 40фт стоит 250 евро, а на 50фт уже 400 евро и т.д.


Несмотря на то, что значительную часть времени "дальнобойщики" стоят на якоре, однако существуют расходы на марины и необрастайки, здесь тоже разница составит минимум 1.5 раза. В большинстве марин есть разбивка тарифов по длине или группам, например в Испании, место 12 х 4 метра может стоить 4500 евро в год, а место 15 х 5 будет стоить уже под 7000 евро в год.
Третий момент в вопросе размера лодки, это объем помещений и планировка. Если посмотреть на статистику круизеров, то экипаж как правило состоит из 1-2 человек, иногда одиночки и немного, кто путешествует с детьми, им конечно нужна лодка больше. Я не беру в расчет тех, кто зарабатывает на катании приглашенных гостей за деньги, это другая тема.
По моему мнению оптимальным размером можно считать лодку около 40фт и с точки зрения достаточного комфорта и экономических соображений. Условно назовем это размер как "Миди", средний круизер для малого экипажа.

ПЛАНИРОВКА И ОБЪЕМЫ

Основной "изюминкой" Soler-39 является большая, полностью закрытая рубка с круговым обзором 360 градусов из любого места в рубке. Это создает неповторимое ощущение простора в море и на стоянке, также полезно для безопасного плавания в одиночку, вы находитесь в закрытой рубке и ведете непрерывное наблюдение за обстановкой, как этого требуют правила. В рубке на одном уровне расположен стол и диван основного салона и штурманский-рабочий стол. 


Сейчас многие производители отказываются от штурманского стола в  угоду еще одного кресла или дивана, но я считаю это неправильной тенденцией. Штурманский стол конечно изменил свое первоначальное назначение, как место для бумажной карты, теперь это скорее рабочее место капитана.


В визуальной близости находится и камбуз, т.е. со штурманского места и с дивана салона видна плита и камбуз, это тоже очень удобно, все под контролем и в тоже время не мешает.
В отделке интерьера минимально используются деревянные элементы, в основном это современные покрытия и крашенные поверхности. Это делает лодку практичной в пользовании и не требует много времени для ухода.


В кокпите с левого борта огромный рундук-кладовая, в котором может быть размещена даже небольшая мастерская, есть много места для запчастей и инструмента.
Под кокпитом расположен гараж для динги с алюминиевым днищем, там же можно разместить канистры с бензином для мотора, так как предусмотрена вентиляция отсека.
Кормовой отсек (ахтерпик) с рулевым устройством имеет водонепроницаемую переборку, т.е. если будет проблема с рулем, а сейчас косатки любят нападать на рули, то лодка гарантированно останется на плаву.

Под полом салона находится большой моторный отсек, в котором компактно расположено все техническое оборудование - помпы, фильтры, клапана и т.д. Для аккумуляторов выделен отдельный отсек. Моторный и аккумуляторный отсеки водонепроницаемым до уровня пола салона, т.е. даже если лодка будет залита водой выше ватерлинии, все электрические и механические системы будут работать. Кроме того такое расположение очень удобно для сервисного обслуживания, полный доступ к мотору и оборудованию с любой стороны.

Форпик для хранения парусов тоже с водонепроницаемой переборкой, при лобовом столкновении, носовая часть принимает удар на себя, как бампер на машине, без затопления всей яхты.

По расположению: одна каюта на 2 человек расположенная в центре тяжести лодки, койка расположена достаточно низко для минимального воздействия качки на ходу. Одна носовая гостевая каюта, которая может использоваться и как дополнительна кладовая. Один туалет с изолированной душевой кабиной. В корме штормовая койка, рядом со входом из кокпита, также есть еще спальное место в салоне. 
Таким образом достаточный комфорт для 2-х человек, с потенциальной возможностью разместить до 6 человек на не длительный период.
Что важно для круизной яхты, кроме кают и салона, это значительные объемы  для хранения снабжения, плюс к этому танки адекватного размера, чтобы при должной экономии воды хватало на 2-3 недели для 2 человек, объем 500 литров. Топливо тоже не менее важный запас, солярка не везде хорошего качества, а возить канистры на палубе это только как разовая операция, но и возить как танкер, тоже не вариант, яхта все таки парусная, 230 литров вполне приличный запас при двигателе 54 л.с. и расходе около 2-3 литров в час.

КОРПУС

Корпус Soler-39+ Expedition сварной из алюминиевого сплава 5083, палуба может быть также алюминиевой или композитной. Теплоизоляция корпуса производится полиуретановой пеной с закрытыми порами, для максимального заполнения объема и уменьшения поглощения влаги. 


Типичный набор корпуса парусной яхты 40 фут

В стандарте корпус не крашенный, но может быть покрашен на заказ в любой цвет полиуретановыми красками, внешне поверхность не будет отличаться от пластиковой яхты. На палубе нет ни одной деревянной тиковой детали, только нескользящее покрытие типа TBS, TradeMaster или FlexiTek, это удобно и очень практично. По борту идет усиленный привальник, для защиты корпуса при швартовке и в шлюзах. На уровне ватерлинии установлен усиленный стрингер, он-же кабель канал для проводки, такой стрингер создает дополнительную прочность на уровне ватерлинии, наиболее подверженной удару о плавающий объект. Последние новости с Vende Globe Race только подтверждают эту опасность. Комбинация нескольких мер для повышения живучести яхты в случае аварии - 4 водонепроницаемые переборки, усиленный набор у ватерлинии, изолированные технические системы и аккумуляторы, две ручные осушительные помпы и навесная помпа на двигатель большой производительности.

Киль вварной в корпус, нет никаких болтов и герметиков,  бульба закреплена непосредственно к конструкции вварного киля, общий вес киля около 1600 кг. Подъемный свинг-плавник около 500 кг на гидравлике с аварийным подъемом тросом со шкотовой лебедки. 

Такая конструкция киля имеет много преимуществ перед фиксированным килем, подъемным килем или чистым свинг-килем. При поднятом свинг-плавнике, есть возможность вставить на осушку в приливных районах для очистки днища и ремонта винто-рулевой группы. Основная нагрузка приходится на вваренный киль, так как здесь расположен центр тяжести яхты, а скеги рулей служат только для поддержания от бокового наклона.

Вторым преимуществом такого киля является небольшая осадка с поднятым свинг-килем, причем можно полноценно ходит под парусами, так как остойчивость яхты это позволяет. Можно заходить в мелководные бухты и ходить по реками и каналам, это актуально на Карибах и на внутренних водных путях в Европе, в частности размеры и осадка яхты позволяет свободно проходить по каналам Франции и Голландии.

Третье преимущество, это лавировка, достаточно эффективный профилированный подъемный свинг-плавник добавляет не только остойчивости, но лавировочные характеристики. которых очень не хватает на большинстве традиционных круизных яхтах.



Два руля со скегами, варенными в корпусу, это с одной стороны защищает рули от плавающих объектов и с другой стороны, обеспечивает упор на нижний подшипник, сломать или потерять такой руль практически невозможно. Альтернативно можно поставить балансирные рули, учитывая очень надежную конструкцию рулевого устройства и изолированный рулевой отсек, даже потеря одного руля не приведет к потере управляемости и затопления лодки. Балансирные рули конечно более эффективные и дают меньше нагрузки на автопилот и соответственно меньше расход электроэнергии.

Отдельно надо сказать о рулевом устройстве, применена редкая схема управления, хотя это пожалуй самое древнее устройство для управления рулем - "whipstaff"   По сути это вертикальный румпель, качающийся вокруг горизонтальной оси. Такая система была опробована на Soler-35 и показала себя очень положительно. 



Главное это предельная простота и надежность, это просто тяга  из нержавеющего прутка, т.е. ломаться просто нечему, никаких тросов или шестеренок или гидравлики. Практически не нужен аварийный румпель, можно легко отключить одно перо руля, если произошло повреждение и рулить дальше. Вертикальный румпель занимает существенно меньше места в кокпите, а с учетом того, что в основном лодка на автопилоте, это очень актуально. Опционально можно заменить румпель на штурвалы с малых ходом. Яхта рулится румпелем или штурвалом очень четко, с очень небольшим усилием и отклонением, это очень удобно. Румпель наклоняется в сторону на 40 градусов, штурвал тоже поворачивается на 90 градусов в каждую сторону, но можно установить и обычное управление.

Комбинированный усиленный бушприт используется для установки дополнительных носовых парусов и для крепления якоря. Два якорных роульса на носовой площадке-бушприте и один якорный роульс на корме. 

ВООРУЖЕНИЕ

Это еще одна "фишка" яхты это тип вооружения, уже традиционно использовано вооружение B&R (Bergstrom&Ridder), этот тип хорошо себя показал на наших яхтах А-38 (Kompan) и Soler-35. Вооружение не имеет ахтерштагов, краспицы развернуты назад на 28 градусов, усиленный профиль мачты, более сильная набивка такелажа. Это позволяет нести горбатый грот большой площади, что очень эффективно в широком диапазоне ветров. 


В слабые ветра верхний ветер просто "тянет" лодку за счет большей парусности в верхней части. Это неоднократно было проверено на практике, когда яхты с традиционным бермудским вооружением стоят, а наша яхта идет. В сильный ветер имеется более широкий диапазон до начала рифления, достаточно отпустить оттяжку гика и верхушка грота откроется, это очень удобно на кратковременных шквалах. 

Передние паруса имеют много комбинаций от штормового стакселя до Code-0. Если предполагается нести геннакера в сильные ветра, можно установить бакштаги из Dyneema, для контроля натяжения такелажа, хотя конструктивно это не требуется, мачта не сложится.

Материал парусов может быть на выбор, от классического дакрона до современных ламинатов, все зависит от предназначения лодки и бюджета.

ОБОРУДОВАНИЕ

Комплектация оборудованием будет уточняться на дату заказа яхты, так как развитие техники идет достаточно быстро и фиксировать спецификацию на данном этапе не имеет большого смысла. Однако основные позиции можно предварительно отметить, они могут быть уточнены и дополнены в контракте на постройку яхты..

Дизельный двигатель Yanmar 40-55 л.с  с валом и упорным подшипником с эластичной муфтой. На двигателе навешены альтернатор повышенной мощности 80-180а, осушительная помпа высокой производительности или помпа опреснителя 120 л/час. При установке блока alternator-to-battery-charger отпадает необходимость в установке отдельного дизель-генератора. Опционально можно рассмотреть и установку электромотора с функцией регенерации, однако стоимость полного комплекта пока еще достаточно высока.


Комбинация солнечных панелей около 500-800вт и ветрогенератора будет зависеть от предпочтений клиента и предполагаемого района плавания. Большая арка или бимини конечно не улучшат яхту, но это плата за комфорт. Три осушительные (в каждом  отсеке) и одна ручная помпа большой производительности добавить живучести в аварийной ситуации. Комплект электроники B&G с активным AIS и радаром типа HALO. Централизованная система мониторинга заряда батарей и уровня танков Simarine. Стандартные AGM батареи могут быть заменены на модные сейчас литиевые, однако большого смысла в этом нет, пока их стоимость не станет меньше.

Бытовая техника это по желанию, но два холодильника и хорошая кофеварка от инвертора должны конечно быть. С одной стороны можно установить все что хочется, но с другой стороны, это не только лишний вес, а значит ухудшение ходовых характеристик яхты, но и усложнение систем, дополнительный сервис, запчасти, поломки и т.д. В мире социальных сетей уже отчетливо видно, что значительная часть владельцев круизных яхт (не стояльцев в маринах) постоянно заняты ремонтом и обслуживанием своих высоко технологичных яхт, вместо спокойной жизни и познавания окуржающего мира.  Конечно идеи Lin and Larry Pardey продолжают жить, длительные путешествия на небольшой яхте 30фт и даже без мотора, но уже мало находят своих последователей среди нового технологичного поколения.


Поэтому я думаю что Soler-39 должен быть в очень базовой комплектации, с дальнейшим добавление по мере необходимости. Надо отметить, что система всей проводки кабелей и труб в специальных канала предполагает простое добавление любого оборудования, без разборки лодки, это очень важный момент для дополнительной комплектации яхты.

ЦЕНА И СРОКИ

Это логично самый задаваемый вопрос, тут не смысла дискутировать и сравнивать с любой серийной лодкой, на то они и серийные, чтобы быть относительно недорогими и доступными. Однако если вам нравится что-то другое, не серийное, то это понятно будет долго и дорого, именно этми словами и можно было бы закончить. Вопрос цены сильно зависит от многих факторов в кастом яхтах, а не только от списка опций, как в серийных лодках. Для общего понимания, Soler-39 Expedition может стоить от 400 до 480.000 евро на верфи в Голландии. Почему в Голландии ? У меня большой опыт сотрудничества с голландским верфями и могу ответственно заявить, если вы хотите качественную алюминиевую яхту, то она должна быть построена в Голландии. Альтернативно есть предварительные договоренности с верфью в Испании и Санкт-Петербурге, но это будет дольше и не факт что дешевле, но можно тоже обсудить и такой вариант при заказе. По срокам, время подготовки строительной документации около 4 месяцев, постройка яхты 12-14 месяцев. Гарантия на конструктивные элементы корпуса 2 года, гарантия на оборудование 1-2 года в зависимости от производителя. Сервисные пункты гарантийного и последующего обслуживания находятся в Голландии и Испании.


КОММЕНТАРИИ

Представленная выше информация предназначена для ознакомления с проектом Soler-39 и может быть изменена и дополнена в процессе подготовки технической документации на строительство яхты. Могут быть внесены изменения в планировку, тип отделки и комплектацию, но не касаются формы корпуса и палубы. Кроме представленной модели, есть другие проекты, которые могут быть доработаны и реализованы по самым высоким стандартам строительства яхт.

Если есть вопросы или комментарии, можете размещать их в Фейсбуке или пишите на почту info@morozov-yachts.com или morozov.yachts@gmail.com  WhatsApp +34 647 464 226

Счастливого плавания !

4 комментария:

  1. Очень похоже на идеальную экспедиционную лодку. Продумано все, до мелочей.
    Она прекрасна.

    ОтветитьУдалить
  2. Цена не космическая. Столько же стоит серийный халлберг 40с

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Толтко на халлбпрг, если я не ошибаюсь, гарантия пожизненная?

      Удалить
  3. Откуда вы взяли про пожизненную гарантию для шведских лодок ? этого не так, а на установленное оборудование обычно 1-2 года максимум, по производителю.

    ОтветитьУдалить