Про яхт-клуб...

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Разгорелся очередной скандал вокруг уже печально известного Санкт-Петербургского Речного Яхт-клуба профсоюзов, именно так сейчас пока это называется. История конфликта старая, тянется уже почти 30 лет, и похоже дело подходит к своей развязке.
  Яхт-клуб имеет большую историю с 1860 года, много поколений  яхтсменов прошло через его школу и оставило заметный след в истории нашей страны. Названия клуба были разные: Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб, Речной яхт-клуб, отряд Всеобуча, яхт-клуб Облпрофсовета, Центральный яхт-клуб профсоюзов, яхт-клуб ДСО Труд, Центральный яхт-клуб, и  в 1996 году он стал называться Санкт-Петербургский яхт-клуб профсоюзов. Местоположение клуба тоже менялось, сначала на Средней Невке, на Крестовском острове и потом на Петровской косе.

Эта тема мне близка и болезненна, я пришел в яхт-клуб школьником в 1972 году, прошел все стадии моряка от швертбота Оптимист до капитана морского судна, а в 1998 году создал яхтенную верфь на Петровской косе по соглашению с руководством яхт-клуба, которую был вынужден закрыть по принуждению профсоюзов в 2005 году, когда у руля было полукриминальное руководство, поэтому знаю этот вопрос не со стороны, хотя, конечно, много новых людей пришло в яхт-клуб за это время, но суть проблемы не изменилась.

Не все знают корни конфликта и не всегда адекватно рассматривают проблему, я постараюсь не вдаваясь в подробности и, конечно, субъективно описать ситуацию вокруг этого яхт-клуба.

ЧТО ДЕЛЯТ

Земля

Земельный участок около 12 гектар принадлежит городу находится в бессрочном пользовании у профсоюзов (это общее название, по факту это 75 % петербургские и 25% всероссийские профсоюзы), условием такой формы пользования является целевое использование земли, в данном случае для занятия спортом трудящихся и членов профсоюза.

Недвижимость и коммерция

Капитальные здания (главное здание и 2 эллинга) находятся в собственности и на балансе профсоюзов, остальные сооружения являются временными, старое здание яхт-клуба с условным названием «Дача Нобеля» находится на балансе у города, но он не занимается ее реставрацией из-за неясного статуса всего объекта яхт-клуба.

Различные коммерческие заведения, которые не так давно заполоняли значительную часть яхт-клуба, исправно платили за «аренду» яхт-клубу, пускай даже в косвенной форме. Также был организован платный въезд на территорию яхт-клуба, что вообще не законно.

Инфраструктура

Набережные (слип, причальные стенки и гавани) находятся у городской организации ШВСМ (Школа высшего спортивного мастерства), хотя логично чтобы ими владел городской Мостотрест, который занимается их ремонтом и обслуживанием.

Вода

Право на водопользование выдает город владельцам или пользователям набережных на конкурсной основе, в данном случае это ШВСМ от города, и яхт-клуба тут нет.

Причалы

Старые «боны», такие старые, что уже не представляют интереса, принадлежат профсоюзам. Новые бетонные, как правило, принадлежат третьим лицам, которые платят опять яхт-клубу, часть понтонов сдается самим яхт-клубом в аренду владельцам яхт для летней стоянки.

Яхты 

Несколько десятков крейсерских яхт и еще пару десятков швертботов, находятся на балансе у яхт-клуба профсоюзов, именно они, вместе с парусной школой и являются прикрытием для «спортивной» деятельности профсоюзов на этой территории.

Чтобы не тратиться, яхты были переданы в пользование экипажам яхт, которые многие годы поддерживают флот в рабочем состоянии и даже иногда делают капремонт, понятно что в основном за свой счет. В качестве компенсации профсоюз предоставляет места на воде и на земле в яхт-клубе бесплатно.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Профсоюзы

В 90-х годах после развала СССР в руках профсоюзов оказалась огромная !!! народная собственность, только список объектов в одном Петербурге и области был на нескольких страницах печатного текста. Это спортбазы, дома отдыха, санатории, спортивные клубы, ДК Кирова, стадионы и многое-многое другое.  Практически все было продано «чиновниками из дворца Труда» при покровительстве своих московских боссов. Остался яхт-клуб на Петровской косе, но тут не прошло, уперся город, хотя уж как его бомбили разные «девелоперы», и много что им уже сдали под застройку - парки, острова, зеленые зоны, но не яхт-клуб, так как там окопались в глухой обороне профсоюзы, которые хотели сами продать оптом, чужое и задорого, короче «кота в мешке», не получилось… В январе территорию яхт-клуба перевели в статус «зеленой зоны», где капитальное строительство не допускается и только целевые временные сооружения.

Город

Неважно какой структурой он представлен, это все администрация города, которая действует по своим планам и со своими интересами или по указанию свыше. Московский конфликт между Советом Федерации и профсоюзами докатился и до Петербурга, и яхт-клуб только капля в этой разборке чиновников. 

Коммерсанты

Понятно, что им наплевать на яхты, спорт и яхтсменов, они измеряют рублями за квадратный метр недвижимости. Десятки «девелоперов» и «криминала» билось за эту территорию 30 лет, уж что только не придумывали, как не лоббировали, профсоюзы даже назначили директором девелопера, очень продуктивное решение для яхт-клуба. Однако масштаб претендентов оказался мелковат, афера профсоюзов не прошла.

Крупный бизнес

Немного есть структур, которые могут себе позволить реконструировать или построить малопривлекательный коммерчески объект и потом еще его и частично содержать. Многие могут брызгать ядом насчет персон или объектов, но Лахта, «Полтава», верфь и Академия парусного спорта именно такие объекты. Понятно, что все это делается по согласованию с городскими или федеральными властями.

Яхтсмены

Если говорить про яхтсменов яхт-клуба, то конечно они заинтересованы сохранить свой статус пользователей «своих» яхт при бесплатной стоянке. Даже продажа за 1 рубль за яхту устроит далеко не всех, так как кроме текущих расходов прибавится еще и расходы на стоянку и подъем на зиму, а это не всем будет посильно, да и коллективное владение имеет много нюансов. Клубная парусная школа - дети на старых лодках и тренера с нищенской зарплатой, тоже не вариант для развития паруса в городе. Частные владельцы и приходящие яхтсмены из других стран, платят не маленькие деньги и естественно хотят иметь красивую и благоустроенную марину, а не помойку с шалманами,  закрытый душ/туалет и бордель с разгулом на выходных.

Другие стороны

Есть еще стороны, которые так или иначе заинтересованы в существовании яхт-клуба, но получается как в басне «Лебедь, рак и щука». Есть ВФПС с взглядом издалека, СППС с неизменными председателем, организация яхтсменов Речного яхт-клуба, ассоциации классов, парусные команды, сервисные компании, парусные школы, да и просто люди, которые хотят поставить свою яхту в Петербурге или приобщиться к парусам. Даже профсоюзы, чтобы запутать ситуацию побольше, создали свою Федерацию парусного спорта Петербурга, в которую записали десяток своих поклонников. 

Как вариацию похожей проблемы, можно отметить историю с Крестовским яхт-клубом, который был создан с нуля частными лицами, но после разлада между партнерами, под шумок, Петроградский район прихватил его и сделал муниципальную парусную школу Крестовский остров, а причалы так и стоят на воде с непонятным статусом.

Как видно из выше описанного, сторон много, интересы разные и иногда противоположные, поэтому это клубок можно только разрубить, понятно что кто-то пострадает и будет не всем удобно, но других вариантов нет.

Профсоюзы много лет сосали деньги из яхт-клуба, не вкладывая практически ничего, отдали яхты на самосодержание экипажам, на голодном пайке держали детскую школу, и все это для того, чтобы продать весь объект оптом и подороже, как они сделали с десятками других профсоюзных объектов.

РЕАЛИИ ЯХТ-КЛУБОВ ПЕТЕРБУРГА

Бывший «Водник» (яхт-клуб Балтийского морского пароходства) ныне стал Императорским яхт-клубом  или комплексом резиденций с причалами на 200 судов.

Яхт-клуб Кировского завода в Стрельне фактически ликвидирован в 2015 году, там строят тоже гостиничный комплекс с причалами, видимо аналогичный Императорскому яхт-клубу.

Яхт-клуб № 55 ВМФ ликвидировали, яхты перебазировали на необорудованный участок за речкой Керосиновкой на Петровском острове, на котором проблемы со стоянкой продолжаются.

Клуб «Балтиец» был перебазирован на новое место, наверно, это единственный более-менее положительный пример, благодаря активной позиции членов клуба и благосклонности властей.

В Лахте продолжается строительство яхт-клуба Газпрома, в дополнение к верфи исторического судостроения, «Полтаве» и Академии парусного спорта.

Кронштадтский яхт-клуб имеет какие-то перспективы, если Водоканал и СППС совместно продолжат работу с этим объектом.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЯХТ-КЛУБЫ

Яхт-клуб всегда был сообществом людей интересующихся парусом, некоторые из них были владельцами яхт, другие были членами экипажа на этих яхтах.  История яхт-клубов в России и других странах показывает, что схема работы яхт-клубов примерно одинаковая.

На пожертвования, взносы от членов клуба, меценатов, спонсоров и городских властей, яхт-клуб ведет свою деятельность, направленную на обучение яхтсменов и проведения мероприятий. Как правило, для клубного помещения арендовали здание на берегу или дебаркадер, а для стоянки на воде арендовали участок берега и устанавливали свои понтоны, а на берегу хранили яхты. Так как делали это коллективно в рамках яхт-клуба, это было выгодно владельцам яхт.

Как видно из этой краткой ссылки в историю, как правило, никакой недвижимости и даже яхт сам яхт-клуб не имел. Бывали в истории и случаи, когда клуб сам заказывал яхты на средства мецената для какой-то большой гонки, но это было исключение из общей практики. Из своего личного опыта членства в различных по форме яхт-клубах могу поделиться следующей информацией.  

Испанский клуб Real Club de Regata Alicante (RCRA) основан в 1889 году группой любителей водных видов спорта и имеет три основные направления деятельности: гребной спорт, парусный спорт и круизный яхтинг. В 1900 году королем Альфонсом XIII был присвоен статус королевского яхт-клуба, и клубом стала проводиться регата на кубок короля. Вся прибрежная полоса и большинство объектов инфраструктуры в Испании находятся в собственности государства и передается в концессию (долгосрочную аренду) общественным или коммерческим организациям на конкурсной основе, срок концессии обычно составляет около 20-30 лет. Клуб управляет мариной с причалами для яхт, зданием (клубный салон, ресторан, бар, тренажерный зал, сауна, душевые), имеет яхтенный магазин, стоянку машин и небольшую ремзону. Вторая площадка находится в 5 км от клуба и выделена для детской парусной школы, также имеет бассейн, ресторан, стоянку машин, классы, тренерскую и помещения для хранения инвентаря.

Любительский парусный клуб Trinqueta на базе RCRA состоит из владельцев круизных яхт, которые базируются в марине, клуб иногда проводит совместные выходы-регаты в выходные дни и организует ужин с награждением победителей. Самофинансирование за счет разовых взносов членов и нескольких спонсоров, поставщиков материалов для ремонта яхт.

Испанский парусный клуб CV Golfus объединяет яхтсменов из портов залива Росас (Каталония), примерно 50 владельцев яхт, около 150 членов клуба. Яхты стоят в разных коммерческих маринах, члены клуба платят членские взносы, небольшую сумму выплачивают местные муниципалитеты, ежегодно проводится собрание по выбору президента клуба, делается полный финансовый отчет для собрания членов клуба. Своего помещения нет, мероприятия (награждения, собрания, праздники) проводятся в арендованных помещениях за счет участвующих членов клуба. Благодаря теплому  климату, серия клубных регат проводится каждую субботу с октября по июнь, на старт в среднем выходит около 30-40 яхт. Также некоторые яхты клуба принимают участие в обще испанских регатах, например La Ruta de la Sal, Velas dÉmpurias, Ruta de la Tramontana и неоднократно завоевывали призы. Детские парусные школы есть почти в каждом поселке, финансирует их муниципалитет и частично родители детей.

ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ

Эти традиционно русские вопросы в значительной мере относится и к ситуации вокруг Речного (Центрального) яхт-клуба Петербурга. Владелец в лице профсоюзов ничего не делал для развития клуба, использовали его только как дойную корову, которую постоянно пытались продать. Городские власти в прежние годы запятнали себя продажей самых хороших участков города под коммерческую застройку, включая парковые зоны, поэтому веры в них у горожан особой нет. Общественные и спортивные организации вели невнятную и разобщенную политику, поэтому и результатов особых не было. Яхтсмены клуба заинтересованы в сохранение  действующего статуса пользователей яхт с бесплатной стоянкой. Крупные компании не заинтересованы в некоммерческом использовании этой территории, и как коммерсантов их можно понять. Средние частные компании, даже при желании, не потянут реконструкцию и содержание такого большого объекта.

Вероятно проблема этого «гордиева узла» вышла на федеральный уровень, так как дальше затягивать ситуацию уже некуда, надо решать проблему. Можно предположить, что город, при поддержке федеральных структур и крупных компаний приняли наконец решение разрешить этот конфликт интересов. Город, как основной и единственный официальный владелец (не пользователь) земли, должен сначала юридически, а затем и физически зачистит эту территорию, так как договорится по хорошему с профсоюзами не получалось многие годы.  Первый шаг, по переводу территории в зеленую зону был уже сделан, таким образом отсекли интерес на коммерческую застройку жильем, последний рубеж которой был на территории бывшей судоверфи и всего Петровского острова,  и этого вполне достаточно. 

Далее лично мое понимание, что надо сделать, чтобы сделать нормальный городской яхт-клуб.

Земельный участок должен быть изъят из пользования профсоюзов, и они должны отсюда уйти навсегда. Набережные надо передать на баланс и обслуживание целевой организации, тому же Мостотресту, который должен привести в порядок набережные в рамках городской программы «Набережные Петербурга». 

Капитальные здания на территории яхт-клуба должны быть выкуплены городом у профсоюзов по балансовой стоимости. Город, совместно с федеральными властями и крупным бизнесом должны разработать внятный план реконструкции и согласовать его с общественными организациями петербургских яхтсменов. Яхт-клуб может быть городским или федеральным с привлечением финансирования крупного бизнеса, как это делается в Лахте. На основании этого плана, старые капитальные здания должны быть снесены или реконструированы, территория зачищена и реконструирована с постройкой временных сооружений для целевой деятельности, с сохранением зонирования. 

Рабочая зона для  зимней стоянки и обслуживания яхт, площадка с твердым покрытием, современный тревелифт для расстановки яхт, никаких кильблоков на вертолетных колесах и ржавых конструкций. В летнее время эта площадка должна использоваться как парковка для машин и возможно автодомов, т.е. иметь подключение к электричеству и воде. Для ремонта и хранения снабжения в зимнее время достаточно иметь пару ангаров с отоплением. 

Также должно быть небольшое здание самого яхт-клуба, которое может включать кают-компанию, учебный класс, клубный музей, помещение бухгалтерии, небольшое недорогое кафе и может быть клубный ресторан. Отдельный блок с туалетами, душевыми, прачечной и т.д,, блок капитана порта и обслуживающего порт персонала. 

Причалы должны быть универсальными и  быть в собственностью городского яхт-клуба с соответствующим правом водопользования, подведенным электричеством и водой по счетчикам. Нужен слип для швертботов и помещение для хранения инвентаря в зимнее время. Необходимы спортивные площадки, тренажерный зал и может быть и бассейн. 

Остальная территория может быть использована целевыми компаниями (моторы, ремонт, такелаж, брокераж и т.д.) в небольших стандартных блоках, которые могут достраиваться за счет самих компаний по мере необходимости, для этого надо зарезервировать место в планах развития. 

Дети должны заниматься в муниципальной парусной школе, причем дети всех уровней, а не только перспективные спортсмены. Это может быть и на базе ШВСМ и Академии и школы Крестовский остров, но такая учебная организация должна быть единой клубной и доступной всем детям, от начинающих до профессиональных гонщиков.

Профсоюзные яхты должны быть переданы или проданы за формальную сумму экипажам яхт, которые являются членами общественной организации яхтсменов (яхт-клуба). Продавать яхты на аукционе всем желающим, это значит убить весь крейсерский клубный флот. Как будут экипажи яхт коллективно владеть яхтами это отдельная тема, но тоже решаемая. Естественно владельцы яхт и члены клуба будут иметь пониженные ставки за пользование инфраструктурой клуба, но понятно, что бесплатно уже не будет. Приходящие яхты и не члены клуба будут оплачивать услуги по действующим тарифам, но не выше, чем в прибалтийских странах.

НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ 

Было уже много негативных примеров уничтожения общественно важных объектов, при попустительстве чиновников в угоду коммерсантам, это происходило по всей стране. Но есть слабая надежда, что такой тренд уходит в прошлое и есть некоторый разворот в сторону более социального государства, по крайней мере об этом стали говорить наверху. Но говорить - это одно, а власти на местах могут делать наоборот, таких тоже примеров достаточно.

Будем надеяться, что жуликоватых профсоюзников выгонят с этой территории, и городские или федеральные власти возьмут дело в свои руки и привлекут крупный бизнес для реконструкции яхта-клуба на Петровской косе, думаю, что одно из его прежних названий — Центральный Яхт-клуб Петербурга будет отражать новое качество яхт-клуба и мечты от центре парусного спорта и въездном яхтенном туризме в Санкт-Петербурге. Еще раз повторюсь, что это мое личное субъективное мнение, возможно не полностью описывает ситуацию и не все стороны указаны, но такое мое видение проблемы.

Надеюсь увидеть через несколько лет новый современный Центральный яхт-клуб на Петровской косе, куда не стыдно будет приглашать друзей и яхтсменов из других стран. 

Желаю всем удачи и счастливого плавания !

8 комментариев:

  1. Николай Казаров12 августа 2020 г. в 22:13

    Спасибо. Интересно. Не со всем согласен, многое не знал.
    В целом, мне кажется все так и есть.Надеемся

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, это субЪективно и взгляд со своей стороны.

      Удалить
  2. Грамотно изложено! Согласен!

    ОтветитьУдалить
  3. Про Кронштадтский яхт-клуб. Как я понимаю сотрудничество с водоканалом закончилось - земля возвращена городу. Два года на территорию никого не пускают, строительных работ не ведется, детская секция закрыта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно, я не полностью владею текущей ситуацией, когда землей владеет город это или хорошо или плохо, т.е. сделают красиво или продадут под застройку, тут уже как карта ляжет.

      Удалить
  4. Полностью согласен с автором. "Ваши слова да в Губернатора уши!".

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.