Мейнстрим. Сложности выбора.

Выбрать и купить яхту, процесс обычно не быстрый, так как состоит из многих вводных и нескольких этапов, об это кратко написано в последней статье "Покупка яхты. Нюансы выбора". Сегодня расскажу о своем субъективном подходе к этому вопросу на примере моей следующей лодки.


Как обычно бывает, неожиданно продал свою яхту Soler правильному покупателю, для меня это было важно, чтобы мой ребенок попал в хорошие руки и это было не очень просто, поэтому продажа заняла почти год. Откуда только не приезжали покупатели, Франция, Голландия, Швеция и Англия, а новый хозяин оказался рядом, на соседнем причале....
Меня спрашивают почему продал свою любимую яхту, если она такая хорошая ? Ответ простой, надо двигаться дальше и в планах постройка по своему проекту мини экспедиционной яхты, но на это надо еще время и больше денег. Также уже подросли внуки и летом конечно нужно их оморячивать, поэтому надо побольше места. Это некоторый новый опыт, у меня всегда были очень специфические лодки и никогда не было серийного мейнстрима.
Итак,  как я выбирал и покупал мейнстрим, следуя основным пунктам выбора яхты:

Бюджет
Однозначно это будет лодка б/у, причем одна из совершенно конкретных моделей, которые меня бы устроили. Желательно чтобы лодка была дешевле и минимально оборудована, так как сделаю апгрейд оборудования в любом случае, а это тоже может быть существенная сумма, если с учетом новых парусов, такелажа и электроники. Поэтому при оценке бюджета я оценивал не только стоимость яхты, но и последующие возможные вложения и расходы на стоянку и содержание, чтобы общая сумма не выходила за мои разумные лимиты.


Размер
Первоначально рассматривал размер в диапазоне 38-43фт, так как хожу и управляю яхтой в одиночку и больше в принципе не надо, при этом внутренний объем уже вполне достаточный для любых планов. Так как большую часть провожу на средиземке, то вопрос стоимости стоянок вполне актуален. После анализа тарифов, уточнил еще раз, что критичной величиной является 10 и 12 метров, на этих цифрах происходит скачок тарифа, даже если считается на метр погонный или метр квадратный, хотя сейчас новый тренд считать по ширине яхты.
Таким образом поставил себе лимит в 40фт (12 метров) для выбора яхты.

Моно или мульти
Это вопрос для меня не стоял, так как я парусник и плавдачи меня не интересуют, пока.... Конечно это яхта, которая по возможности еще более менее адекватно ходит под парусами.


Новая, брокераж или кастом.
Новая серийная не рассматривалась, да не нравится мне современный икея-стайл мейнстрим,  превышает мой бюджет, кастом это мой будущий проект, поэтому остается брокераж.


Возраст
"Старые добрые лодки" не рассматривал по следующим причинам: тяжелые и узкие корпуса, недогруженные парусами, нередко с проблемными сэндвичевыми и тиковыми палубами, с усталым такелажом и устаревшим оборудованием, тесный кокпит и завышенная цена "за бренд". Вложения в такую лодку могут быть близки к стоимости самой яхты, а это не только деньги, но и время, которое не хочется терять зря, все равно как она была 30-летней яхтой, так и останется, с небольшой ликвидностью.


Как в любой области техники и бизнеса, есть определенные временные этапы, которые отличаются техническими решениями и материалами, независимо от производителя.
В нашу эпоху одним из таких ключевых моментов может считаться кризисный 2008 год, яхты до и яхты после, это разные лодки. Конечно это нельзя соотносить ко всем производителям, это касается только  крупных серийных производителей массовых моделей яхт, т.е. мейнстрим.
До 2008 года химическая промышленность предлагала уже совсем современные смолы и материалы, но дизайнерские решения оставались еще довольно традиционными, да и частные клиенты составляли значительную часть портфеля заказов, а не только чартерные компании, хотя некоторые модели и были ориентированы на чартерный рынок, у руля верфей нередко стояли еще отцы-основатели или их близкие люди. Это график продаж яхт 2003-2009 год


После этого переломного года, когда многие небольшие верфи прекратили свое существование, остались только крупные игроки при поддержке банков, они и начали новый этап "оптимизации" через "дизайн" и "маркетинг". Основным критериями становится: новая модель каждые 1-2 года, уменьшение себестоимости продукта, модные дизайнерские решения, мало пригодные для морской яхты и плюс огромные рекламные бюджеты в сочетании с большой дилерской сетью, чистый бизнес, ничего личного.
В общем мой выбор распространялся на 2000-2006 год, когда яхта еще была более менее похожа на яхту, а материалы уже вполне современными.

Корпус, палуба, интерьер, паруса
Как фанат различных видов пайлотхаусов и дексалонов, естественно хотел подобрать такой вариант, но это реально только в области кастом яхт и шведских танков.
Рассматривал вариант Jeanneau Sun Odyssey 40DS, но их было построено всего около 300 корпусов, кроме того большинство имеет стандартную закрутку в мачту, что мне не позволяет религия парусника. На рынке таких лодок немного, если в приличном состоянии, то стоят больше моего бюджета или в полу-убитом состоянии, да еще и со старой тиковой палубой. Вообще по моему мнению тиковая палуба в наше время это уже атавизм или элемент эксклюзивных и классических яхт. 
Посмотрел несколько лодок этой модели, но основная фишка в виде рубки-дексалона оказалась немного не то, что я ожидал, поэтому интерес конечно остался, но подходящего предложение не было.


Мне нужно больше места для снабжения и парусов, большие танки для воды, просторный кокпит и удобный камбуз, это все говорит что версия планировки должна быть с 2 каютами.
Тиковая палуба, так же как и закрутка грота в мачту были в отрицательных параметрах.
Я конечно люблю современные стильные яхты со светлым интерьером, когда это сделано красиво, а не просто светлым шпоном фанерки обклеить, но душе конечно ближе яхта  с полу-классическим темным интерьером, хотя света должно быть достаточно, а не как в трюме баржи.
Желать каких-то супер ходовых характеристик от серийной яхты не приходится, но какой-то разумный минимум получить хотелось, поэтому рассматривались варианты в версии Performance, хотя зачастую это в большей степени рекламный ход, чем что-то принципиальное.
Как минимум хотелось иметь 10 м2/тонну парусов, длинный киль, но не более 2 метров осадки, чтобы адекватно лавироваться, но и не стоять на отшибе на якорной стоянке.

Оборудование
Наличие дополнительного оборудования конечно плюс, но вещь в себе, если оно очень старое и возможно потребует замены в обозримом будущем.
Когда после уточнения спецификации выяснил, что батареи и паруса почти новые, электрическим лебедкам и стиральной машине 3 года, это было позитивными моментом.

Кто продает и документы
Понятно что хотелось поближе к базе в Аликанте, но в принципе и перегоны не пугали. Естественно много частных лодок предлагается в Испании, Франции и Италии, дальше уже чартерные заросли и мутные документы. Все хорошо, но французы это отдельная тема, которая не поддается пониманию и логике, не только по причине языка, вообще непонятно как у них летают самолеты и ездят поезда, этого не должно быть, но все как-то движется, и это парадокс. Покупать лодку у француза или французского брокера, к этому надо морально сильно подготовится, особенно после длительного опыта работы с голландскими, английскими и даже испанскими брокерами и клиентами.
При покупке во Франции, документ о снятии с учета, оплаты НДСа и декларацию соответствия RCD CE выдаются в таможне только после полной оплаты лодки и делал это  лично владелец, брокер вообще испарился, как только подписали контракт на покупку.
Только благодаря хорошему знанию темы и личной настойчивости, как то все обошлось без лишних волнений, хотя и довольно долго все тянулось.


В конечном  получилась  "Harmony" -  Beneteau Oceanis 393 Clipper Performance с длинной  мачтой, осадкой 1.9 метра, 2 каюты, эл.лебедки, 2 холодильника и стиральная машина. Более подробно о лодке и выявленных плюсах и минусах после 500 мильного перегона из Франции в испанию напишу в следующей статье.

Счастливого плавания !

6 комментариев:

  1. Можно поинтересоваться почему не стали строить другие варианты спроектированных вами лодок? Например, Soler-42, для себя, для личного пользования. В итоге купили мейнстрим Бенету. Странно.

    ОтветитьУдалить
  2. Спроектировать и построить хорошую лодку требует времени и намало денег, пока будет Бенето, заодно лично убедился как это халтура.... для массового пользователя..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стоит ли нам ждать более подробного описания лодки и выявленных плюсах и минусах после 500 мильного перегона из Франции?

      Удалить
  3. да, в ближайшие дни напишу, был занят, разбирался с нюансами...

    ОтветитьУдалить
  4. Полезная информация для специалистов. Вообще сайт замечательный для яхтсменов. Очень любопытно ваше резюме об этой ширпотребовской лодочке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, уже намотал несколько тысяч миль, поэтому есть конкретика, надо написать...

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.